Автомобильный бензин для карбюраторных двигателей получают из нефти путем прямой перегонки или крекинг-процессом. В первом случае при подогреве нефти до 200 °С испаряются легкие фракции, которые затем конденсируются и образуют бензин. При этом выход бензина составляет только 15%. Для увеличения выхода бензина применяется крекинг-процесс, при котором нефтепродукты нагреваются до 450—550 °С при повышенном давлении. В результате разложения образуется бензиновая фракция с выходом до 70% от исходного продукта перегонки.
Основными свойствами бензина являются следующие.
Детонационная стойкость определяется октановым числом. Чем оно больше, тем меньше склонность к детонации. Для повышения октанового числа к бензину добавляют этиловую жидкость (тетраэтилсвинец), но при этом он становится очень ядовитым. Поэтому при обращении с этилированным бензином следует избегать вдыхания паров, не допускать его попадания на открытые части тела, не засасывать через шланг и не продувать топливопроводы ртом. При разборке двигателя необходимо детали помещать в ванну с керосином на несколько часов.
Антикоррозионные свойства характеризуют степень коррозионного воздействия бензина на детали системы питания и двигателя.
Испаряемость оценивается по температуре начала кипения. Чем ниже эта температура, тем лучше испаряемость, а следовательно, легче пуск двигателя и меньше его износ при нагреве.
Таблица 1.
Основные показатели автомобильных бензинов
В маркировке бензина буква А означает автомобильный, буква И показывает, что октановое число определено не моторным, а исследовательским методом, цифры определяют октановое число.
Дизельное топливо получается из остатков нефти после отгона бензина. Основными свойствами дизельного топлива являются следующие.
Воспламеняемость характеризуется периодом задержки самовоспламенения топлива после впрыска его в цилиндр двигателя и оценивается цетановым числом. Чем оно выше, тем меньше задержка самовоспламенения и, соответственно, более постепенно происходит сгорание топлива и нарастание давления, что обеспечивает более мягкую работу двигателя и облегчает его пуск.
Вязкость характеризует способность топлива к прохождению по топливоподающей системе и обеспечению смазки топливной аппаратуры.
К основным свойствам дизельного топлива относятся также испаряемость и антикоррозионные свойства.
Для автомобильных двигателей выпускается топливо следующих, марок: А, ДА — арктическое, 3, ДЗ — зимнее, Л, ДЛ — летнее, ЗС — зимнее северное.
Масла для двигателей. Для смазки карбюраторных и дизельных двигателей применяются нефтяные масла с соответствующими присадками, обеспечивающими улучшение эксплуатационных свойств. По своему действию присадки делятся на следующие: вязкостные — повышают вязкость масла; депрессор-н ы е — понижают температуру застывания масла; антиокислительные—препятствуют образованию в масле продуктов, коррозирующих металлы; антикоррозионные, создающие противокоррозионную защитную пленку на поверхности деталей; моющие, препятствующие осаждению на поверхности деталей продуктов загрязнения масла. Масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.
Маркировка масел в соответствии с ГОСТ 17479—72 включает: букву М, обозначающую моторное масло; цифры, обозначающие кинематическую вязкость масла в мм2/с (в прежней системе в сантистоксах — сСт); буквы Б, В и Г указывают на степень фор-сировки двигателя (Б — малофорсированный, В — среднефорси-рованный и Г — высокофорсированный); цифры 1 или 2 в индексе (1-карбюраторные двигатели, 2—дизельные). Буква з в индексе
указывает на наличие в масле загущающих присадок, а буква И — на наличие в присадках импортных компонентов. Примеры: М8Б; — масло для малофорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость при 100 °С 8 мм2/с; М10В2— масло для среднефорси-рованных дизельных двигателей, имеющее вязкость при 100 °С 10 мм2/с; М10ГИ — масло для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, имеющее вязкость при 100 °С 10 мм2/с и содержащее присадки с импортными компонентами.
Трансмиссионные масла из-за значительных удельных давлений в сопряженных деталях должны обладать повышенной вязкостью, противоизносными, противозадирными, антикоррозионными свойствами, а также низкой температурой застывания. Это достигается добавлением к маслу соответствующих присадок.
Трансмиссионные масла имеют следующую маркировку: ТАп — масло трансмиссионное автомобильное с присадкой, С — масло, полученное из сернистой нефти, д — долгоработающее, К — для автомобилей КамАЗ; цифра показывает кинематическую вязкость при 100 °С в мм2/с, буква В — всесезонное. Например, масла для ведущих мостов (кроме гипоидных), коробок передач и рулевого механизма: ТСп — 14,5, ТСп-14, ТАп-15В, ТСп-15К-
Для гипоидных главных передач грузовых автомобилей применяют масло ТСп-14 тип. Для рулевых механизмов с гидроусилителями автомобилей ЗИЛ, МАЗ и КамАЗ используется масло для гидросистем марки Р. В гидромеханических коробках передач автобусов и легковых автомобилей большого и высшего классов применяется масло марки А.
Консистентные (пластичные) смазки применяются в местах, где не может удерживаться жидкое масло. Они изготовляются из минерального масла, смешанного с мылами — загустителями. Основными из них являются следующие.
Солидолы жировые — УС-1, УС-2 и синтетические — УСс. Буквы обозначают: У — универсальный, С — среднеплавкий и с синтетический. Температура каплепадения солидолов 70—90 °С, применяются они для смазки шкворней поворотных цапф, соединений рулевых тяг, деталей подвески.
В подшипниках ступиц колес и в других узлах, работающих при повышенных температурах, применяют тугоплавкие смазки (температура каплепадения 150—180 °С) ЯНЗ-2 или «Литол-24».
Игольчатые подшипники карданных шарниров и приборы электрооборудования рекомендуется смазывать тугоплавкой, влагостойкой смазкой «ЦИАТИМ-201» или № 158. Графитная смазка УСс-А (солидол с примесью 10—15% графита) применяется для-смазки листов рессор.
Специальные жидкости. Основными специальными жидкостями, применяемыми в автомобилях, являются тормозные, амортизатор-ные, охлаждающие, для механизмов с гидравлическим приводом и для обмыва стекол.
Тормозная жидкость применяется в системе гидравлического привода тормозов. По составу тормозные жидкости подразделяются на гликолевые и спиртокасторовые.
На большинстве легковых и грузовых автомобилей (кроме ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка») применяется гликолевая жидкость «Нева», желтого цвета. Гликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М — зеленого цвета, обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами (температура замерзания не выше — 65 °С), не разрушает резиновые детали. Но она имеет плохие смазывающие свойства, вызывает коррозию деталей гидропривода, является ядовитой и поэтому имеет более ограниченное применение.
Спиртокасторовые жидкости БСК (рекомендуются для автомобилей ГАЗ-24 «Волга») и АСК (для автомобилей ГАЭ-13 «Чайка») имеют красную окраску. Они обладают хорошими смазывающими свойствами, не вызывают коррозии металла и не разрушают резиновые детали, но вследствие невысоких вязкостно-температурных свойств могут применяться при температуре не ниже —15 °С.
Смешивание тормозных жидкостей разных марок не допускается.
Аморт и заторные жидкости представляют собой маловязкие масла. К ним относятся масло веретенное АУ, масло гидравлическое АМГ-10, смесь турбинного и трансформаторного масел в соотношении 1:1, а также специальные амортизаторные жидкости АЖ-12Т и МГП-10 (цифры в обозначении амортизаторных жидкостей показывают их кинематическую вязкость в мм2/с при температуре 50 °С).
Охлаждающие жидкости для заполнения системы охлаждения двигателей выпускаются следующих марок: антифризы 40 и 65 (смесь этиленгликоля и воды) и тосолы А-40 и А-65. Цифры в маркировке указывают температуру замерзания (кристаллизации). Приведенные жидкости ядовиты, при попадании в организм вызывают сильное отравление. Антифризы имеют высокие значения коэффициента объемного расширения, вследствие чего систему охлаждения, не имеющую расширительного бачка, следует заполнять антифризом на 92—95% ее объема. При эксплуатации объем
фриза уменьшается за счет испарения воды, поэтому для Установления его состава в систему охлаждения необходимо периодически добавлять воду.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Автомобильные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы