Кран предназначен для подъема строительных материалов, монтажа сборных конструкций и оборудования при строительстве культурно-бытовых и промышленных зданий высотой до 14 этажей (рис. 47).
Грузоподъемность крана 5 т на вылете стрелы 30 м и 8 т на вылете стрелы 18 м.
Кран имеет четыре рабочих движения: подъем и спуск груза крюком, перемещение грузовой тележки по стреле, поворот стрелы, передвижение крана по рельсам.
При работе крана можно совмещать такие операции: подъем-или спуск груза крюком с поворотом стрелы; перемещение груза кареткой с поворотом; перемещение крана с подъемом или спуском груза крюком; передвижение крана с перемещением груза кареткой. К двум первым движениям может быть добавлено перемещение крана по рельсам; к двум вторым — поворот стрелы.
Кран имеет устройство, изменяющее наклон стрелы (без груза). Перед подъемом стрелы грузовая каретка закрепляется в крайнем положении на конце стрелы.
Стрела крана поворачивается вместе с башней (колонной). К колонне крепится поворотная платформа, которая имеет верхние и нижние опорные тележки.
Ролики тележек при повороте колонны перекатываются по поворотному кругу купола портала.
Колонна крана изготовлена из труб и состоит из четырех секций. Нижняя секция колонны заходит внутрь портала и опирается на шариковый подшипник.
На нижней площадке поворотной платформы смонтирован привод поворота, на верхней — приводы перемещения грузовой каретки, подъема груза и стрелы, а также кабина управления. Под верхней площадкой размещен балластный ящик.
На верхней площадке смонтирована также двуногая стойка, в которой размещен подвижной противовес. Ход противовеса установлен из расчета обеспечения подъема стрелы из горизонтального положения в положение под углом 45°, при котором достигается максимальная высота подъема груза.
К верхней секции колонны шарнирно присоединяется стрела крана. Стрела выполнена из труб в виде пространственной фермы треугольного сечения. Нижний пояс стрелы выполнен из двутавровой балки, по полкам которой передвигаются ролики грузовой каретки.
Рис. 47. Башенный трубчатый кран БТК-.5/8: 1 -ходовая тележка; 2—портал (тренога); 3—балласт крана; 4 – грузовая лебедка; 5—лебедка передвижения грузовой каретки; 6— кабина крановщика; 7 — двунога с подвижным противовесом; 8—канат подъема стрелы; 9—колонна; 10— стрела; 11—поворотная платформа; 12—нижняя секция колонны.
Портал крана имеет вид круговой фермы, опирающейся на три опоры, образующие в плане треугольник. Каждая опора опирается на двухосную . балансирную ходовую тележку. На двух ходовых тележках, передвигающихся по одному рельсу, смонтированы приводные механизмы.
Рис. 48. Схема запасовки тросов крана БТК-5/8: а—стрелового и грузового; б—передвижения грузовой каретки; 1—барабан; 2—стреловой полиспаст; 3—тяговой канат; 4—отводные блоки на стреле; 5—грузовой полиспаст; 6—грузовая лебедка; 7—грузовая тележка.
Кран может перемещаться по закруглениям с радиусом 8 м (по внутреннему рельсу).
Наличие трехопорного портала вызывает необходимость профилировать подкрановый путь на поворотных участках.
Запасовка стрелового и грузового полиспастов (рис. 48) такова, что можно поднимать стрелу грузовой лебедкой и специальным стреловым барабаном. Барабан подъема стрелы имеет две средние реборды, делящие барабан по длине на три равные части. На средней части запасован трос подъема груза, на крайних — тросы стрелового полиспаста.
При включении грузовой лебедки, после того как грузовой крюк поднимется в верхнее положение и упрется в грузовую каретку, грузовой трос сматывается с барабана стрелового полиспаста и заставляет его вращаться, то есть поднимать стрелу. Для подъема стрелы из реборд барабана грузовой лебедки вынимаются стопорные пальцы. Малые скорости опускания груза и перемещения грузовой каретки достигаются автоматически при помощи электрогидравлического тормоза, подключаемого к цепи ротора электродвигателя.
Грузовая лебедка крана оборудована электромотором с фазным ротором, электрогидравлический толкатель тормоза — ко-роткозамкнутым мотором.
Пределы регулирования скорости, достигнутые в кране БТК-5/8, составляют 1 : 3,5, что позволяет получить монтажную скорость 8 м/мин. Питание крана осуществляется кабелем, который проходит в отверстие опорной части нижней секции колонны, что дает возможность колонне крана поворачиваться на 180° в обе стороны от среднего положения.
На кране осуществлено также дистанционное кнопочное управление приводами поворота, подъема груза и передвижения грузовой каретки. Переносный пульт управления может быть установлен в любом месте монтажной площадки или переноситься на ремне оператором. Дистанционное управление работой крана производится только на малых скоростях.
Кран перевозится в разобранном виде в кузовах автомашин МАЗ-200 (ЯАЗ-210) или на платформах трейлеров. Укрупненные элементы стрелы перевозятся на автомобиле ЗИЛ-150 с прицепом-роспуском грузоподъемностью 5 т.
Последовательность монтажа (рис. 49 и 50):
1. Перпендикулярно к подкрановому пути со стороны предполагаемого размещения стрелы укладывается накаточный путь оголовка стрелы, на который устанавливается монтажная тележка, а также две боковые и одна центральная лебедки грузоподъемностью 3 т.
2. При помощи стрелового крана на земле монтируется портал, в купол которого заводится четвертая секция колонны. Затем купол с опорами поднимается и элементы портала соединяются болтами. Устанавливается нижний подшипник четвертой секции, который стяжками соединяется с опорами. Собранный портал поднимается, под его опоры подкатываются ходовые тележки, которые шарнирно соединяются с опорами.
Рис. 49. Схема монтажа крана БТК-5/8
3. На портал устанавливается поворотная ферма, монтируется механизм поворота, затем на поворотную ферму устанавливается двунога с подкосами и механизмы подъема груза и стрелы. -В ферму противовеса укладывается балласт.
4. На земле собираются три секции (1, 2 и 3) и оголовок колонны; стреловым краном поднимается основание колонны и соединяется с монтажным шарниром «О», находящимся на четвертой секции колонны. Оголовок колонны поднимается и опирается на монтажную опору.
Рис. 50. Монтаж колонны и стрелы: У—монтажные лебедки; 2—расчалка к лебедке; 3—расчалка мачты; 4—грузовая лебедка; 5—стреловой монтажный кран; 6—ось шарнира; 7—стягивающий полиспаст; 8—монтажная опора.
5. Собранная на земле стрела поднимается и заводится в рабочий шарнир «А», соединяющий ее с оголовком колонны. Оголовок стрелы при этом опирается на монтажную тележку, находящуюся на накаточном пути, устанавливается на стреле грузовая каретка и запаковываются грузовой и стреловой канаты.
6. Оголовок колонны стреловым краном поднимается до высоты 12 ЗА. Грузовая каретка отводится на конец стрелы и там стопорится. Конец стрелы и верх портала соединяются канатами 20-тонного стягивающего полиспасту. К оголовку колонны прикрепляются расчалки, идущие к лебедкам. Возле крана устанавливается выносной пульт управления, и к нему подключаются моторы грузовой и стреловой лебедок, а также механизма передвижения грузовой каретки.
7. Колонна поднимается крановой (грузовой) лебедкой стягиванием оголовка стрелы с порталом.
После выборки всего троса стягивающего полиспаста стягивание производится непосредственно через грузовой крюк крановой лебедкой до вертикального положения стрелы. Затем шарнир «О» портала и оголовок стрелы соединяются монтажной распоркой (создается жесткий треугольник).
8. Колонна поднимается до вертикального положения стреловой лебедкой крана и закрепляется болтами к фланцу четвертой секции.
9. Освобождается монтажная распорка, и стрела поднимается стреловой лебедкой в горизонтальное положение.
10. Грузовая каретка перемещается к колонне, и грузовой лебедкой монтируется кабина.
Кран переводится на управление из кабины.
Монтаж крана производится стреловым краном грузоподъемностью 10 т и длиной стрелы 18 м.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Башенный трубчатый кран БТК-5/8"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы