Блоки цилиндров двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 по конструкции аналогичны.
Блок цилиндров вместе с верхней частью картера отлит из легированного чугуна. Плоскость, к которой прикреплен масляный поддон, расположена значительно ниже оси коленчатого вала, что обеспечивает большую жесткость, необходимую для длительной работы подшипников и других частей кривошипно-шатунного механизма.
Рис. 1. Блок цилиндров двигателей ЯАЗ-М204
Рис. 2. Разрез цилиндра:
1 — продувочные окна гильзы; 2 — продувочные окна блока; 3 — воздушная камера; 4 — нижняя полость водяной рубашки; 5 — верхняя полость водяной рубашки
В точно обработанные отверстия блока установлены сухие гильзы (не омываемые снаружи водой), изготовленные из легированного чугуна и подвергнутые закалке. В средней части гильз имеются продувочные окна для подачи воздуха в цилиндр. В стенках блока имеются также продувочные окна. Оси продувочных окон в гильзе направлены под углом к ее радиусу, что обеспечивает винтовое движение поступающего в гильзу воздуха.
В верхней части гильзы имеется бурт, который упирается в выточку в блоке цилиндров. Торец бурта выступает над поверхностью блока на 0,066—0,190 мм. К торцу бурта прижимается прокладка головки цилиндров. На торце бурта гильзы сделана спиральная нарезка, обеспечивающая достаточное уплотнение камеры сгорания.
Посадка гильзы в цилиндр скользящая, с зазором от 0 до 0,05 мм, что значительно облегчает сборку и ремонт двигателя.
Вода для охлаждения от водяного насоса подводится через отверстие в нижней части блока к горизонтальному каналу четырехугольного сечения, идущему по всей длине блока. Из этого канала через отверстия вода поступает в нижнюю часть водяной рубашки, окружающей цилиндры, поднимается в верхнюю ее часть и оттуда через отверстия в верхней плоскости блока, совпадающие с отверстиями в головке, попадает в водяную рубашку головки.
В блоке сделаны смотровые люки, обеспечивающие доступ к воздушной камере и возможность осматривать поршни и кольца через продувочные окна в гильзе, а также очищать окна и проверять, нет ли отложений в воздушной камере.
В верхней части блока расположены распределительный (справа) и уравновешивающий (слева) валы.
К обоим торцам блока цилиндров прикреплены болтами стальные торцовые плиты. Для точной фиксации этих плит на обоих торцах блока в нижней части имеются штифты, запрессованные в точно выполненные отверстия. Эти же штифты служат для фиксации картера маховика и передней нижней крышки.
Торцовые плиты значительно усиливают жесткость блока. Положение задней и передней плит фиксируется внизу одним штифтом, а вверху — втулкой распределительного вала.
К торцовым плитам присоединены картер маховика и распределительных шестерен, передние крышки, привод нагнетателя и ось промежуточной шестерни.
Наружные болты крепления картера маховика изготовлены из углеродистой стали. Внутренние шесть болтов крепления картера маховика изготовлены из хромистой или хромоникелевой стали.
Рис. 3. Смотровые люки:
1 — крышка смотрового люка; 2 — продувочные окна
В теле блока имеются закрытые коническими пробками отверстия, которые предназначены для очистки водяной рубашки.
С правой стороны нижней части блока сделаны отверстия с резьбой, соединяющие воздушную камеру блока через каналы с атмосферой. Каналы ограничиваются с наружной стороны торцовыми плитами. В отверстия блока ввернуты штуцеры с дренажными трубками, через которые выталкиваются сконденсировавшиеся на стенках воздушной камеры масло, вода и топливо.
Коленчатые валы двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 штампованные из легированной стали.
Рис. 4. Коленчатый вал двигателей ЯАЗ-М204:
1 и 3 — коренные шейки; 2 — шатунная шейка; 4 — противовесы
Коленчатый вал двигателей ЯАЗ-М204 имеет пять коренных опор, а двигателей ЯАЗ-М206 — семь коренных опор. К щекам первого и последнего колен болтами из легированной стали прикреплены противовесы. После ввертывания болтов их головки приваривают к противовесам.
Валы с противовесами и пробками масляных каналов динамически балансируют с точностью до 30 гсм.
Диаметр шеек для коренных подшипников равен 88,9 мм, а для шатунных подшипников 69.85 мм.
Шатунные шейки коленчатого вала для двигателя ЯАЗ-М201 расположены под углом 90° в соответствии с порядком работы цилиндров 1—3—4—2.
На двигателях ЯАЗ-М206 шатунные шейки расположены под углом 60° в соответствии с порядком работы цилиндров 1—5—3—6—2—4.
Шатунные и коренные шейки сообщаются масляными каналами.
На переднем конце коленчатого вала, на шпонках, установлены шестерня привода масляного насоса и шкив привода вентилятора и генератора.
Кроме того, на двигателях ЯАЗ-М206 на шкиве коленчатого вала закреплен гаситель крутильных колебаний. Гаситель представляет собой маховик, к которому привулканизирован слой резины, одновременно привулканизированный и к фланцу. Фланец привер-hvt к шкиву коленчатого вала. Надежная работа устройства возможна только при одновременной установке двух гасителей (одного гасителя с малым маховиком, а другого — с большим).
При эксплуатации двигателя необходимо наблюдать за состоянием гасителей и не допускать работы двигателя без гасителей или с гасителями, имеющими видимые разрушения резинового слоя.
Передний конец коленчатого вала уплотняется двумя сальниками, рабочая кромка которых соприкасается непосредственно с полированной шейкой коленчатого вала. Перед сальником установлен маслоотражатель, удерживаемый от продольного перемещения замковым кольцом.
Рис. 5. Уплотнение переднего конца коленчатого вала:
1 — передняя нижняя крышка; 2 — сальники; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — коленчатый вал
Рис. 6. Уплотнение заднего конца коленчатого вала:
1 — коленчатый вал; 2 — распределительная шестерня коленчатого вала; 3 — сальники; 4 — картер маховика
На заднем конце коленчатого вала имеется фланец и цапфа, на которую установлена распределительная шестерня, прикрепленная к фланцу болтами с пружинными шайбами.
Отверстия во фланце и в шестерне расположены так, что шестерню можно устанавливать на валу только в одном определенном положении.
В отверстия заднего торца вала, обработанные с большой точностью, запрессованы два установочных штифта для фиксации маховика.
За задним коренным подшипником установлены два сальника.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Блоки цилиндров двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы