Верхний черпаковый барабан (рис. 1) является приводным. Наиболее распространены литые стальные барабаны цельные или из двух частей, напрессованных на валу и соединенных между собой. На барабанах может быть 4 или 5 граней со стальными накладками и наделками и сменными планками, наплавленными из износостойкого материала. На сменных планках реборд, препятствующих боковому смещению черпаковой цепи, также есть износостойкое покрытие. Амортизаторы предназначены для сглаживания ударов черпака о грани барабана и обеспечения относительно плавного прохода черпаковой цепи по барабану. В результате существенно уменьшаются динамические нагрузки и изнашивание элементов черпакового устройства, увеличивается продолжительность их работы до очередного восстановления.
Наиболее интенсивно изнашиваются грани (накладки) и реборды барабанов, шейки валов барабанов и подшипники. Наблюдаются также трещины в сварных швах барабанов из-за нагрузок, возникающих при папильонировании снаряда. Нередко появляются трещины в корпусе барабана из-за попадания крупных частиц добываемого материала между полозками черпака и поверхностью грани барабана, что приводит к резкому увеличению нагрузки на барабан.
Износ рабочей поверхности реборд допускается до 40% первоначальной толщины, граней — до 12 мм. Уменьшение толщины износостойкой наплавки граней и реборд допускается до 80% первоначального значения. Отклонение шейки вала барабана от круглости при диаметре 150—550 мм не должно превышать 0,2—0,35 мм, а диаметральный зазор в подшипниках — 2,2— 3,4 мм соответственно диаметрам вала. Износ баббитовых вкладышей подшипников скольжения допускается до 50% первоначальной толщины, бронзовых — до 20%.
При замене изношенных предохранительных пластин (накладок и наделок) на гранях барабана необходимо обеспечить плотное прилегание свариваемых поверхностей. Несоблюдение этого требования приводит к вынужденной работе сварочных швов на изгиб, из-за чего сварочные швы быстро разрушаются по всему периметру пластины. Соединение накладок с гранями барабана на электрозаклепках практически исключает неплотное прилегание поверхностей. В подготовленных пластинах делают отверстия 040 мм под электрозаклепки. После установки и приварки пластин на них наплавляют износоустойчивыми электродами 13 КН/ЛИВТ слой металла на толщину 5 мм и затем обрабатывают шлифовальной машинкой до создания гладкой поверхности.
Изношенные элементы барабанов черпакового привода восстанавливают до номинальных размеров путем электронаплавки. При этом верхний слой наплавки (до 10 мм) граней барабанов и Реборд выполняют износостойкими электродами. При наплавке граней барабана рекомендуется пользоваться специальными шаблонами.
Подшипники вала верхнего барабана обычно радиально-упор-ные роликовые или скольжения с баббитовыми или бронзовыми вкладышами. Сроки службы подшипников качения невелики из-за попадания абразивных частиц и больших неравномерных динамических нагрузок, возникающих при набегании черпаков на грани барабана. Обычные подшипники скольжения интенсивно изнашиваются, так как давление в подшипниках достигает 0,6 МПа, а максимальная окружная скорость вала не превышает 1 м/с и подшипники значительную часть времени работают фактически в режиме сухого трения. Поэтому на новых земснарядах установлены гидростатические подшипники скольжения, в которых пары трения надежно разделены слоем смазочного масла даже при очень малых скоростях вращения вала. Это достигается тем, что масло в зону трения подают под большим! давлением (примерно 10 — 30 МПа) специальные насосы. Обычно для каждого подшипника существует отдельная смазочная система, включающая кроме маслобака и насоса манометр, невозвратно-запорный, предохранительный и редукционный гидравлические клапаны. Техническое обслуживание и ремонт элементов смазочной системы аналогичен гидроприводам машин. Особое внимание необходимо уделять регулировке предохранительного клапана, так как нечеткое его срабатывание приводит к пульсации давления в системе и гидравлическим ударам, что вызывает вибрацию и поломки элементов привода и барабана.
Износ вкладышей гидростатических подшипников при нормальной эксплуатации данного узла незначителен и редко превышает 0,2—0,3 мм за навигацию.
Нижний черпаковый барабан является направляющим. Количество его граней на! одну больше, чем на верхнем барабане. Применяют также круглые барабаны. Нижние барабаны работают в сильно абразивной среде и интенсивно изнашиваются. Обычно нижние барабаны изготовляют стальными цельнолитыми или композитной конструкции. Грани нижнего барабана также снабжены накладками и наделками (стальными планками), наплавленными износостойкими электродами. Допускаемые износы и способы восстановления нижнего барабана (кроме вала с подшипниковыми узлами) такие же, как и для верхнего. На шейку вала (оси) нижнего барабана обычно надевают втулку для защиты ее от изнашивания. Материал втулки — чаще закаленная сталь. Вкладыши подшипников вала барабана могут быть из стального литья, чугуна или текстолита. Применяют также подшипники качения. В процессе работы защитная втулка вала, вкладыши и крышки подшипников, вал барабана подвергаются интенсивному коррозионно-механическому изнашиванию.
Для восстановления вал наплавляют, протачивают; изношенные втулки, вкладыши и крышки подшипников заменяют.
Привод верхнего черпакового барабана в основном типовой электрический. Специфичным элементом привода являются большие зубчатые колеса диаметром 3—3,5 м и более открытой передачи.
Эти колеса вызывают значительные трудности при их изготовлении и ремонте.
Большие зубчатые колеса восстанавливают при ослаблении посадки на валу до 0,2 мм (по щупу) или при износе зубьев на 25% их толщины. При предельном износе зубьев их, как правило, восстанавливают путем электронаплавки или коррегирования. Большие колеса, учитывая их значительную стоимость и сложность изготовления, заменяют только при невозможности восстановления. Наплавку изношенных зубьев выполняют — по специальной технологии с применением шаблонов и приспособлений. Выломанные зубья наплавляют также по медному шаблону с последующей доводкой вручную. Трещины обода или спиц колеса заваривают по технологии, согласованной с Речным Регистром. При ослаблении посадки большого колеса на вал напрессовывают стальной бандаж соответствующей толщины.
Техническое обслуживание черпаковых барабанов и привода заключается в ежесменной проверке исправности централизованной смазочной системы, ежедневной проверке состояния уплотнений подшипников нижнего барабана, еженедельных проверках износа граней и реборд барабанов, а также наличия трещин в сварочных швах и корпусах барабанов.
При периодическом техническом обслуживании наплавляют предохранительные пластины и реборды барабанов, производят ревизию централизованной смазочной системы, заменяют изношенные подшипники (вкладыши) барабанов, измеряют износ зубьев открытой передачи привода и ремонтируют изношенные.
При восстановлении барабанов и черпаков рекомендуется сочетать участки, покрытые износостойкими материалами с участками, наплавленными обычными электродами (рис. 2). При таком чередовании наплавленных участков рабочие поверхности изнашиваются более равномерно, в результате чего продолжительность работы детали до следующего восстановления увеличивается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Черпаковые барабаны и привод"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы