Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Чертежи и спецификации кузова автомобиля

Читать далее:




Чертежи и спецификации кузова автомобиля

Чертежи кузова, как и чертежи всякого механизма, сооружения машины, подразделяются на компоновочные, сборочные, габаритные, детальные, табличные.

Компоновочные чертежи служат для разработки конструкции, для увязки деталей; они в комплект рабочих чертежей кузова не входят. На сборочных чертежах изображается узел или часть узла (подсборка) в собранном виде и даются необходимые указания для сборки: способы соединения деталей, номера деталей, входящих в узел, установочные размеры, номера нормалей (крепежных деталей), виды покрытий (если узел подвергается покрытиям в собранном виде). Разновидностью сборочных чертежей являются так называемые сборочные комплекты, применяемые в кузовостроении. Эти чертежи не содержат изображения детали, а представляют собой лишь перечень номеров и наименований деталей и нормалей, входящих в данный узел. Сборочные комплекты выпускаются взамен чертежа (на чертежном бланке) в тех случаях, когда порядок сборки узла ясен без чертежа.

На габаритных чертежах изображаются внешний вид узла, его габаритные и установочные размеры. В кузове есть много узлов, в которых собираются детали, принадлежащие различным группам (например щит приборов, панель которого относится к корпусу, а приборы — к электрооборудованию). Для изображения таких узлов служат особые сборочные чертежи, на которых даются различные указания по сборке, установке, регулировке и т. д.

Детальный чертеж содержит четкое изображение детали в нескольких проекциях (достаточных для получения полного представления о форме детали) с размерами, указаниями о материале, допусках, обработке, покрытиях. Если в конструкции кузова применяется несколько несложных однотипных деталей (например отрезков одного профиля), отличающихся одним-двумя размерами, то все эти детали могут быть изображены на одном табличном чертеже. Табличный чертеж (рис. 279) содержит изображение одной детали с буквенным обозначением изменяющегося размера и таблицу с номерами деталей и с соответствующими каждой детали размерами. Табличные чертежи служат также для изображения нормалей, отличающихся только размерами, но не формой (таблицы винтов, гаек и т. д.).

На некоторые простые детали (прямоугольные подкладки, ткань обивки) самостоятельные чертежи обычно не выпускаются. Эти детали изображаются и снабжаются размерами, если нужно, на особых детально-подсборочных чертежах. Детально-подсборочный чертеж представляет собой либо сборочный чертеж, который одновременно служит детальным чертежом для входящей в оборку несложной детали, либо детальный чертеж, к которому добавлены одна-две несложные детали, привариваемые или прикрепляемые к основной детали чертежа. В обоих случаях для чертежа устанавливается основной номер, а номера дополнительно входящих деталей записываются над основным с пометкой «Н. Ч.» (нет чертежа) и с указанием названия и материала этих деталей. В спецификации против строки указанных деталей в графе «Формат чертежа» также ставится пометка «Н. Ч.», а вслед за названием детали вписывается примечание «См. чертеж …

Выполнение кузовных чертежей производится в общепринятом при машиностроительном черчении порядке и обычными средствами. Однако особенности некоторых деталей кузова требуют и особого выполнения отдельных чертежей. К таким относятся компоновочные чертежи кузова, чертежи деталей из тонкого листа, резины, пластмассы, тканей и некоторые другие.

На компоновочных и сборочных чертежах узлов кузова, а также на детальных чертежах корпуса должны быть даны привязочные размеры детали, т. е. расстояние от нее до нулевых линий или до ближайших линий сетки (в этом случае линии сетки изображаются на чертеже).

На компоновочных, сборочных и детальных чертежах изображения выполняются в рабочем положении так, что основная проекция представляет собой вид на автомобиль, кузов, узел или деталь слева по направлению движения автомобиля. Таким образом на общем виде автомобиля или кузова их передняя часть должна находиться слева. Вид сверху (план) изображается под основной проекцией, вид спереди — справа, вид сзади — слева. В больших чертежах для удобства переноски размеров допускается изображение вида спереди слева (около переднего конца кузова, узла или детали), а вида сзади — справа с соответствующим указанием («Вид по стрелке» или «Вид опереди» и т. д.).

Рис. 1. Пример табличного чертежа.

Рис. 2. Пример детально-подсборочного чертежа.

Рис. 3. Пример перспективного чертежа.

При конструировании кузовов широко применяются вспомогательные сборочные чертежи, на которых узел изображен в перспективе. Такие чертежи значительно облегчают подготовку сборки.

В автомобильных чертежах принято выполнять надписи прописным шрифтом (прямыми заглавными буквами). В связи с широким применением в кузовах деталей из тонкого стального листа, резины, стекла, ткани условная штриховка таких деталей в разрезах и сечениях выполняется так: для листового металла толщиной до 3 мм — наклонными линиями, штриховка с неравными расстояниями между линиями; для резины — штриховка наклонными линиями с заливкой половины промежутков между линиями; для стекла — штриховка наклонными произвольно сгруппированними линиями с большими промежутками между группами (допускается выполнение такой штриховки от руки); для ваты и волоса — штриховка волнистыми произвольно расположенными линиями; для тканей, кожи, дерматина — сплошная или прерывистая заливка; для фибры, картона, войлока, асбеста, пластических масс, толстых слоев кожи — крестообразная штриховка наклонными линиями; для фанеры — штриховка прямыми линиями; для без-осколочного стекла — штриховка двумя прямыми линиями и наклонными линиями на крайних промежутках.

Для указания размеров кривых линий выбирается та проекция, в которой кривая имеет вид, наиболее близкий к действительному, или дается вид по стрелке, перпендикулярной плоскости расположения кривой. Около кривой проводят выносную базовую линию (чаще всего касательную к кривой в конечной точке, т. е. в начале кривой). Около точки начала кривой ставится знак 0. Базовая линия пересекается рядом перпендикулярных ей линий, расположенных на расстоянии 100, 50, 25, 15 и 10 мм одна от другой в зависимости от кривизны линии.

Чем меньше радиус кривизны, тем чаще должны быть поставлены размеры. Если кривая линия лежит в одной из взаимно перпендикулярных плоскостей сетки (или параллельной им), то один из размеров должен совпадать с линией сетки или должен отстоять от нее на расстоянии, кратном 100, 50 и т. д. Такой порядок указания промежуточных размеров позволяет иногда подсчитать размеры детали без указания на чертеже ее габаритных размеров. Тем не менее габаритные размеры должны быть проставлены, как и на всяком чертеже, но размеры, определяющие отверстия, местные вырезы и т. п., связанные с другими деталями, рекомендуется задавать не от края детали, а от сетки.

На чертежах кузовных деталей, особенно из дерева, штампованных из стали или изготовляемых из текстильных материалов, допуски к размерам обычно не ставятся, но в верхней части чертежа дается надпись: «Размеры, не имеющие указаний о допусках, выдерживать с точностью..именно — для мелких точных штампованных изделий деталей арматуры +0,1 мм; для штампованных изделий средней точности размерами до 500 мм, для деталей из картона, фибры, пластмассы + 0,25 мм; для крупных штампованных изделий, деталей из резины, дерева, стекла, кожи, пробки +0,5 мм; для крупных деревянных деталей + 1,0 мм; для деталей из текстильного материала + 2,0 мм.

Рис. 4. Штриховка деталей кузова в разрезах и сечениях.

На чертежах штампованных изделий должны быть сделаны указания: «Все размеры относятся к внутренней поверхности металла» и «Радиусы гибки, не указанные на чертеже, делать. .. (мм)». На чертежах крупных сложных штампованных изделий размеры основной поверхности можно не указывать, снабдив чертеж ссылкой: «Поверхность детали, не заданную размерами, брать по главной модели» (или «по макету»). Однако на все отверстия, вырезы, отгибки и тому подобное размеры должны быть указаны.

В чертежах допускается несколько условное изображение выдавок, выступов, углублений и других переходов поверхности. При виде на деталь сверху, несмотря на плавность переходов, изображаются условные линии пересечений поверхностей как с наружной (сплошной линией), так и с внутренней (пунктиром) стороны.

Просекаемые отверстия должны иметь диаметр не менее толщины материала. В противном случае отверстие нужно сверлить, о чем должно быть сделано указание на чертеже (например — 0 2, сверлить 4 отверстия). Размеры отверстий некруглой формы должны быть указаны не по центрам радиусов их закруглений, а по краям.

Размеры для выдавки под потайные и полупотайные головки винтов даются по поверхности, соприкасающейся с головкой, с учетом конической шайбы, если таковая предусматривается.

Заклепки на чертежах кузовов принято изображать как деталь (не условно).

Рис. 5. Указание размеров кривой линии.

Рис. 6. Условное изображение штампованной детали.

Рис. 7. Простановка размеров к некруглым отверстиям.

Рис. 8. Вычерчивание выдавки для винта с потайной головкой.

Рис. 9. Примеры обозначения сварки и пайки на чертежах.

На всех чертежах деталей, подлежащих окраске или другим видам покрытия до сборки их в узлы, и на чертежах узлов, подлежащих покрытию в собранном виде, должно быть сделано краткое указание о покрытии, например: «Окрасить», «Грунтовать», «Хромировать», и т. д., причем указание о полировке дается отдельно, например: «Полировать грани» или «Полировать наружную поверхность». Наиболее употребительные виды покрытий для кузовных деталей следующие: а) бондеризация (электролитическое покрытие) для подготовки наружных деталей кузова под окраску, предотвращает распространение коррозии под слоем краски при его повреждении; б) кадмирование — декоративное покрытие для деталей внутренней арматуры, особенно из цветных металлов и алюминия; в) никелирование — декоративное покрытие, стойкое и недефицитное; имеет несколько неприятный желтоватый блеск; г) хромирование — декоративное покрытие, стойкое и красивое с голубоватым блеском; д) окраска.

На чертежах деревянных деталей стрелкой должно быть указано рекомендуемое направление волокон, а на чертежах деталей из тканей — направление рисунка.

Проверку готового чертежа следует вести в следующем порядке:
а) общий вид чертежа, формат, наличие угловых штампов, масштаб;
б) соответствие наименования и номера чертежа — спецификации, полнота указаний о составляющих деталях и нормалях (для сборочных чертежей);
в) правильное обозначение материала;
г) правильное изображение детали, расположение и полнота проекций, штриховка;
д) установочные и увязочные размеры;
е) прочие размеры и допуски;
ж) указания об обработке, покрытии и прочие примечания и надписи.

Спецификации кузовов составляются в обычном порядке, т. е на бланки спецификации последовательно записываются (по возможности в порядке сборки) номера и названия чертежей деталей, подсборок и узлов кузова, а в соответствующих графах проставляются размер чертежа (количество форматок), количество деталей, входящих в данный узел, или узлов, входящих в кузов, наименование материала, примечания. В последней графе обычно даются указания об использовании готовых комплектов и деталей от других автомобилей (например: «Деталь ЯАЗ» или «Комплект ЗИС»). В заголовке каждого листа спецификации ставятся названия и номера группы и подгруппы деталей. В начале спецификации помещаются листы оглавления с графами «№ группы», «Наименование», «№ подгруппы», «Наименование», «От какой модели», «Примечание».

Иногда в уже выпущенные чертежи приходится вносить изменения, необходимость в которых возникает в процессе испытаний, эксплоатации или производства кузова. Для оформления изменений служит табличка в верхнем правом углу чертежа. Около измененных участков чертежа ставится в кружке порядковый номер изменения, а в табличке против соответствующего номера — старые размеры, существовавшие до изменения, или краткое пояснение существа изменения (например: «Изм. форма»), дата изменения и номер приказа, по которому проводится данное изменение.

Таковы в кратких чертах основные правила разработки и оформления чертежей кузова. Следует еще раз напомнить, что важнейшими документами, определяющими форму и конструкцию кузова, являются наряду с чертежами — плаз и главная модель. Поэтому их тщательно сохраняют — под чехлами, в сухих помещениях с соответствующей температурой. Всякое изменение в конструкции, в чертежах или в форме кузова должно быть немедленно внесено в плаз и главную модель.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Чертежи и спецификации кузова автомобиля"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства