Идея обработки земли с помощью механической тяги возникла в России давно. Уже в 1785—1788 гг. появились работы И. И. Комова «О земледелии» и «О земледельческих орудиях». В 1836 г.»В. П. Гурьев выдвигает предложение использовать паровой тягач для буксировки сельскохозяйственных орудий, в 1837 г. Д. А. Загряжский патентует проект первого гусеничного трактора, а в 1879 гУ Ф. А. Блинов строит первый в мире гусеничный трактор, значительно опередив начало строительства подобных тракторов за рубежом.
Работы А. П. Костикова-Алмазова, Я. В. Мамина и ряда других талантливых изобретателей внесли большой вклад в создание конструкций отечественных тракторов. Однако из-за экономической отсталости царской России и ее зависимости от иностранного капитала тракторная промышленность так и не была создана.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для развития всех отраслей народного хозяйства.
В 1918 г. завод «Большевик» организует серийный выпуск мощных гусеничных тракторов двух типов. На Коломенском машиностроительном заводе с 1920 по 1929 г. выпускается серия колесных тракторов «Коломенец», созданных под руководством одного из пионеров отечественного тракторостроения и создателя науки о тракторах Е. Д. Львова.
С 1923 г. начинается крупносерийный выпуск колёсных тракторов на ленинградском заводе «Красный путиловец». Над созданием мощных гусеничных тракторов «Коммунар» работает Харьковский паровозостроительный завод и ряд других предприятий.
Хотя к этому времени создается много оригинальных конструкций отечественных тракторов, построенных на различных машиностроительных заводах, этот период можно рассматривать как подготовительный в деле создания отечественной тракторной промышленности. Он показал, что новая отрасль машиностроения может быть организована только на специальных заводах, оснащенных новейшей техникой.
Тракторная промышленность родилась в годы первой пятилетки, когда в соответствии с планом были построены специальные тракторные заводы.
В 1930 г. вступает в строй первенец отечественного тракторостроения Сталинградский тракторный завод, а в 1931 г. — Харьковский, каждый из которых выпускал по 50 тыс. колесных тракторов СХТЗ ежегодно.
В 1933 г. вступает в строй Челябинский тракторный завод для выпуска мощных гусеничных тракторов С-60.
Эти заводы обеспечили потребность социалистического сельского хозяйства в тракторах, и страна уже в 1932 г. смогла отказаться от ввоза их из-за границы.
Рост колхозов и совхозов выдвигал новые требования к механизации трудоемких сельскохозяйственных операций, что вызывало необходимость совершенствования конструкций, создания новых образцов и увеличения выпуска тракторов.
В 1934 г. проводится модернизация Кировского завода в Ленинграде и начинается массовое производство колесных тракторой «Универсал».
Наряду с освоением производства проводилась большая работа по проектированию и созданию новых, более совершенных конструкций тракторов; Сталинградский и Харьковский тракторные заводы переходят на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ с двигателем мощностью 52 л. с., Челябинский завод с 1937 г. начинает выпуск тракторов с дизелями мощностью 75 л. с.
К началу Великой Отечественной войны наша страна по выпуску гусеничных тракторов занимала первое место в мире, а общий выпуск тракторов составлял 40% мирового производства.
Война нанесла огромный ущерб всему народному хозяйству, сильно пострадала и тракторная промышленность: одни заводы были разрушены, другие перешли на производство оборонной продукции.
Несмотря на сложную обстановку и большие трудности, уже в 1943 г. начинается возрождение тракторной промышленности. Расширяется и обновляется материальная база существующих тракторных заводов и строится ряд новых.
В 1943 г. в г. Рубцовске создается Алтайский тракторный завод, на котором налаживается выпуск гусеничных тракторов АТЗ-НАТИ, аналогичных тракторам СХТЗ-НАТИ. В 1944 г. полностью восстанавливаются Сталинградский, а затем Харьковский тракторные заводы; в этом же году начинается строительство нового тракторного завода в г. Владимире, где в 1954 г. организуется выпуск колесных тракторов. В 1947 г. вступает в строй действующих предприятий Липецкий тракторный завод, выпускающий гусеничные (а затем и колесные) тракторы с двигателем мощностью 37 л. с.
В 1953 г. заканчивается строительство мощного тракторного завода в г. Минске, который начинает выпускать колесные тракторы «Беларусь» и трелевочные гусеничные тракторы ТДТ-40.
На Харьковском тракторосборочном заводе (он в дальнейшем реорганизовался в завод самоходных шасси) налаживается выпуск садово-огородных тракторов ХТЗ-7.
К 1950 г. тракторная промышленность достигает довоенного уровня по выпуску тракторов.
Количество типов тракторов на каждом этапе развития страны определяется из условий максимального удовлетворения нужд народного хозяйства при наличии минимального количества базовых (основных) моделей. Для обеспечения экономичной и производительной работы в специфических условиях эксплуатации на основе этих базовых моделей создаются модификации.
По выпуску сельскохозяйственных машин Советский Союз вышел в 1955 г., а по тракторам в 1960 г. на первое место в мире.
Получают дальнейшее широкое развитие научно-исследовательские организации, конструкторские бюро заводов, втузы, которые в содружестве с промышленностью ведут значительные работы в области тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.
Еще в 1918 г. по решению Правительства при ВСНХ была организована научно-исследовательская лаборатория (НАЛ) для проведения работ в области автомобилей, тракторов, автотракторных и авиационных двигателей.
В дальнейшем эта лаборатория развивалась, и на ее базе были созданы самостоятельные научно-исследовательские институты. Головной научно-исследовательский институт HATH руководит работами в области тракторостроения. В настоящее время HATH имеет ряд филиалов, полигонов и оборудованных по последнему слову техники лабораторий для всесторонних испытаний тракторов и их агрегатов.
HATH определяет направления и перспективы развития тракторной промышленности, создает типаж тракторов и ведет опытно-конструкторские разработки новых машин.
В Программе КПСС, принятой на XXII съезде, подчеркивается, что основным направлением развития сельского хозяйства является его комплексная механизация и интенсификация на основе достижений науки и передового опыта колхозов и совхозов. Мартовский Пленум ЦК КПСС 1962 г. подчеркнул необходимость усиления материально-технической помощи сельскому хозяйству путем внедрения новых мощных тракторов, работающих на повышенных скоростях, а также увеличения поставок сельскохозяйственной техники.
Уже в 1965 г. выпуск тракторов по сравнению с 1958 г. увеличился почти в раза, а сельскохозяйственных машин — в 1,9 раза.
За 1966—1970 гг. в сельское хозяйство поступит млн. 700 тыс. тракторов.
Увеличение выпуска будет осуществлено главным образом за счет увеличения производительности труда, а также за счет расширения существующих и строительства новых тракторных заводов, широкой унификации моделей тракторов и специализации предприятий.
Реализуя задание Партии, работники заводов и научно-исследовательских организаций создают новые тракторы Т-40, ДЭТ-250, ДТ-75, Т-74, Т-100М, Т-180 и др.
Новые тракторы работают на повышенных скоростях, обладают повышенной экономичностью, долговечностью и производительностью.
При разработке новых машин уделяется серьезное внимание улучшению условий труда тракториста за счет автоматизации управления агрегатами, введения в приводы усилителей, оснащения сидений
регулируемыми рессорными подвесками, установки кабин, снижающих шум на рабочем месте и предохраняющих тракториста от травм, оснащения кабин установками для кондиционирования воздуха и отопительными системами, контрольными приборами и т. д.
Научно-исследовательскими организациями и заводами ведутся работы по бесступенчатым гидрообъемным и гидродинамическим трансмиссиям, по автоматическому вождению тракторов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Развитие отечественного тракторостроения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы