ВОМ служат для приведения в действие рабочих органов машин и орудий от двигателя трактора.
По способу привода ВОМ можно разделить на зависимые, частично независимые, полностью независимые и синхронные.
До последнего времени на тракторах преобладали зависимые ВОМ, привод которых осуществлялся от первичного вала коробки передач и имелась, таким образом, общая система привода коробки передач и ВОМ.
Такая конструкция привода ВОМ не всегда удовлетворяет современным требованиям эксплуатации, ибо она не позволяет выполнять следующие операции:
1) производить последовательный разгон рабочих органов машин-орудий, а затем тракторного агрегата в целом;
2) осуществлять кратковременную остановку трактора без остановки рабочих органов машин-орудий;
3) переключать передачи во время работы трактора без остановки рабочих органов машин-орудий;
4) включать и выключать рабочие органы машин без остановки трактора.
Частично-независимые ВОМ позволяют осуществлять все вышеперечисленные операции, кроме остановки рабочих органов машин без остановки трактора; полностью независимые ВОМ позволяют осуществлять все перечисленные операции.
Тип системы ВОМ выбирают исходя из условий эксплуатации тракторов с машинами, механизмы которых приводятся от ВОМ.
На современных тракторах применяются и синхронные ВОМ для работы с машинами (удобрители, сеялки и др.), которые должны производить определенное количество операций на заданном пути движения агрегата. Синхронный привод используется и при работе с прицепами, имеющими ведущие колеса. Обычно синхронный ВОМ выполняется на тракторе или в качестве специального оборудования, или является составной частью конструкции общей системы ВОМ. Общая система ВОМ, которая в настоящее время применяется на многих тракторах, более удобна и является комбинированной. Кроме того, конструкция некоторых систем ВОМ позволяет им работать так, как работают зависимые или независимые ВОМ.
Следовательно, системы ВОМ по этому признаку можно также разделить на простые и комбинированные.
По месту установки на тракторе ВОМ могут быть с задним, передним и боковым расположением, причем некоторые тракторы имеют несколько ВОМ различного вида.
ВОМ в зависимости от их конструктивного выполнения можно также подразделить на следующие группы: механические, фрикционные и планетарные.
По ГОСТу 3480—58 в случае работы двигателя на номинальном режиме ВОМ сельскохозяйственных тракторов должны вращаться со скоростью 540± об/мин, а синхронный ВОМ должен совершать 3,3—3,5 об. на м пути для привода ведущих мостов прицепов колесных тракторов с номинальным тяговым усилием от 600 до 1400 кГ. Данным ГОСТом определяется также положение заднего хвостовика ВОМ и зона свободного пространства вокруг хвостовика заднего ВОМ для установки шкива клиноременной передачи или звездочки цепной передачи для привода валов навесных машин, расположенных под трактором.
Стандартизированы также конструкция и размеры защитных кожухов ВОМ сельскохозяйственных тракторов (ГОСТ 9180—59).
В дальнейшем будут рассмотрены наиболее типичные конструкции ВОМ отечественных тракторов.
Зависимый задний ВОМ трактора ДТ-54А показан на рис. 218. ВОМ монтируют в корпусе моста и приводят во вращение от вала заднего хода коробки передач. Вал опирается на два двухрядных сферических шарикоподшипника и, причем передний подшипник установлен в гнезде кулачковой муфты, которая закреплена на хвостовике вала заднего хода. На ВОМ находится кулачковая муфта, которая может свободно передвигаться по шлицам вала. На переднем торце муфты имеются два кулачка, которые по своим размерам соответствуют двум пазам на торце муфты.
Муфта перемещается по валу и входит в зацепление с муфтой посредством механизма управления ВОМ, включающего в себя рукоятку, тягу, рычаг на оси, вилку. Вилка связана с муфтой и свободно перемещается по валику рычагом.
Для исключения возможности самопроизвольного включения и выключения ВОМ служит фиксатор, который может входить в одно из двух конических углублений муфты. Кулачковая муфта может быть включена только при выключенной муфте сцепления. ВОМ уплотняется сальником.
Зависимым ВОМ оборудуются также и другие тракторы (ДТ-20, Т-74 и т. д.).
Самоходное шасси Т-16 оборудовано частично независимым задним ВОМ. На шасси установлена двойная муфта сцепления, от ведомого диска которой крутящий момент передается на трубчатый вал. Трубчатый вал находится в постоянном зацеплении с шестерней. Вращение ВОМ от шестерни передается через зубчатую муфту, которую передвигают специальной рукояткой. При передвижении рукоятки вперед с помощью рычага вилка и вместе с ней зубчатая муфта займут положение, когда муфта одновременно соединится со шлицами на шестерне привода и ВОМ. При повороте рукоятки назад ВОМ и шестерня привода разъединяются.
Рис. 1. Зависимый ВОМ трактора ДТ-54А
Работа ВОМ связана с работой муфты сцепления. При перемещении муфты сцепления примерно на половину ее хода ведомый диск муфты сцепления выключается, и передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается. Однако при этом крутящий момент передается через трубчатый вал и шестерню на ВОМ. При дальнейшем перемещении педали муфты сцепления происходит и выключение диска.
Кроме ВОМ с независимым приводом, самоходное шасси Т-16 имеет три ВОМ с синхронным приводом, из которых один быстроходный и два тихоходных. Синхронными ВОМ являются две оси задних колес и вторичный вал коробки передач. Вторичный вал имеет на конце шлицы для присоединения привода, а оси — шпоночные пазы. Концы валов закрыты защитными кожухами, которые снимают при установке приводов на валы.
Частично независимый ВОМ тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС принципиально не отличается от системы заднего ВОМ шасси Т-16.
Полностью независимый
Задний ВОМ трактора Т-28 может работать как зависимый и частично независимый, т. е. является комбинированным. Зависимый привод ВОМ осуществляют от первичного вала коробки передач через пару цилиндрических шестерен. Независимый привод ВОМ осуществляют задний ВОМ фрикционного типа имеет трактор ДТ-75. ВОМ включает в себя одноступенчатый редуктор, сухую многодисковую фрикционную муфту непостоянного замкнутого типа, зубчатую муфту и механизм управления. Механизм ВОМ устанавливают на задней стенке корпуса коробки передач и заднего моста.
К ведущему валу редуктора крутящий момент от двигателя подводится от вала, который соединен с маховиком двигателя шлицевой втулкой и выполнен из двух половин. Соединительный вал проходит внутри вала муфты сцепления, карданного вала, вала УКМ и первичного вала коробки передач. На заднем конце вала установлена неподвижная половина зубчатой муфты и внутри находится подшипник без внутренней обоймы. Подшипник опирается на передний конец ведущего вала, обеспечивая опору концу вала и центрирование подвижной и неподвижной половин зубчатой муфты. Ведущий вал установлен на роликовом и шари-
Ведущая шестерня вращается на двух подшипниках, установленных в расточках корпуса редуктора и корпусе заднего моста. Ведомая шестерня редуктора находится на ВОМ на шлицах в постоянном зацеплении с ведущей шестерней. Наружный конец ведомого вала имеет шлицы, служащие для соединения его с приводным механизмом машин.
Рис. 2. Муфта сцепления и ВОМ самоходного шасси Т-16
В торец ведущего вала ввернут регулировочный болт. На шлицах переднего конца вала установлена подвижная половина зубчатой муфты, в кольцевую канавку которой входят пальцы вилки управления. Вилка жестко соединена с валиком, который вращается во втулке фланца. Верхний конец валика соединен с рычагом, имеющим пружинный фиксатор. Нижний конец фиксатора может входить в одно из двух гнезд фланца.
Фрикционная муфта ВОМ смонтирована в специальном отсеке и состоит из ведомого и ведущего барабанов, нажимного диска, опорного диска с пружинами, ведущих и ведомых дисков. Ведомый барабан муфты установлен на хвостовике ведущей шеетерни на шлицах, а ведущий установлен на шлицах вала 9. Рабочая поверхность нажимного диска сделана конусной для предотвращения неравномерности давления по длине на фрикционные диски. По внутреннему диаметру нажимного диска имеются равномерно расположенные три зуба, которые входят в соответствующие впадины зубьев ведущего барабана. На диске имеется выступ с резьбовым отверстием для установочного болта и три проушины, в которых вращаются нажимные рычажки. Пружины служат для отжатия нажимного диска при выключении муфты.
Рис. 3. Продольный разрез ВОМ трактора ДТ-75
На ступице ведущего барабана на резьбе установлена опорная шайба вместе с регулировочной шайбой, между которыми зажаты шесть двойных пружин. Взаимное угловое перемещение шайб устраняется специальным пальцем. Установочный болт предотвращает самопроизвольное провертывание шайб в комплекте. Нажимные рычажки через предотвращает преждевременный износ сальников ведущего вала и фрикционных дисков, а также вращение ведомого вала при неполном выключении фрикционной муфты ввиду износа дисков.
Комбинированная система заднего ВОМ фрикционного типа трактора Т-40 может обеспечивать работу вала как полностью независимого и синхронного. На тракторе установлена двойная муфта сцепления с раздельным управлением ведомых дисков. От дополнительсерьги соединяются с крестовиной, которая может свободно перемещаться по валу. Крестовина через шарикоподшипник соединена с корпусом отводки.
Рис. 4. Задний ВОМ трактора Т-40
Управление ВОМ включает в себя вилку, валик, рычаг и тяги. В пазы вилки входят цапфы корпуса отводки. Рычаг управления муфтой установлен в кабине тракториста.
При выключенной фрикционной муфте крестовина отводится назад до упора в торец втулки каркасного сальника. Под действием двойных пружин шайба прижмется к кольцу, установленному на ступице шайбы, и обратного зазора Г в этом случае не будет. Нажимной диск под действием пружин отводится назад, а между ведущими и ведомыми дисками появляются зазоры. Поэтому крутящий момент от двигателя не будет передаваться на ВОМ. При перемещении крестовины вперед до упора в шайбу фрикционная муфта включается, и крутящий момент передается к рабочим органам машин.
В отсек шестерен для смазки подшипников и шестерен заливается масло. Подшипник смазывают через масленку, ввернутую в крышку. Сальник препятствует проникновению смазки в отсек фрикционной муфты.
При длительной работе трактора без использования ВОМ зубчатую муфту выключают, что ного ведомого диска крутящий момент двигателя передается через полый вал-шестерню на ведомую шестерню, которые находятся в постоянном зацеплении.
Ведомая шестерня вращается на двух шарикоподшипниках на ВОМ, который смонтирован в корпусе муфты сцепления и трансмиссии и проходит внутри полого синхронного ВОМ.
На шлицах ВОМ установлена муфта, которая имеет внутреннюю и наружную обойму. Перемещая рычагом управления наружную обойму в осевом направлении, можно вводить ее в зацепление или со ступицей ведомой шестерни, или с шестерней привода передних колес. Во внутренней обойме находится фиксатор, которым осуществляется фиксация нейтрального и рабочих положений.
Шестерня установлена на конце синхронного ВОМ 4, крутящий момент к которому подводится от ведущей шестерни. Эта шестерня находится в постоянном зацеплении с конической шестерней вторичного вала коробки передач.
В положении, когда зубчатая муфта соединяет ведомую шестерню с ВОМ, последний работает как полностью независимый. Если наружная обойма муфты соединяет ВОМ с шестерней, то вал работает как синхронный. Независимый ВОМ можно включить только при выключенной муфте ВОМ, а синхронный ВОМ— только при выключенной главной муфте сцепления.
При работе трактора с навесными и прицепными машинами с использованием ВОМ применяют удлинитель, который устанавливают на привалочной плоскости корпуса трансмиссии. В корпусе удлинителя на двух подшипниках вращается вал, который посредством соединительной шлицевой втулки соединяется с ВОМ трансмиссии. На вал устанавливают ведущую коническую шестерню, которая входит в зацепление с шестерней-валом приводного шкива. На конце шестерни-вала устанавливают приводной шкив.
Рис. 5. Удлинитель ВОМ трактора Т-40 с привод-ным шкивом
Трактор Т-40 может быть по требованию заказчика оборудован также комбинированным боковым ВОМ, который располагают с левой стороны трактора и монтируют в корпусе муфты сцепления. Боковой ВОМ может работать как синхронный и полностью независимый.
В корпусе муфты на двух шарикоподшипниках устанавливают ведущий вал, на котором находится ведущая коническая шестерня и шестерня переключения ВОМ. В стакане бокового ВОМ смонтирована ведомая шестерня — вал, которая находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней. На наружный шлицевый конец вала устанавливают детали привода.
В зависимости от положения шестерни вал может работать или как полностью независимый (шестерня входит в зацепление с ведомой шестерней заднего независимого ВОМ), или как синхронный (шестерня входит в зацепление с шестерней привода передних колес). Осевое перемещение шестерни производится механизмом переключения, состоящим из вилки, рычага и рукоятки управления. Вилка переключения закреплена на валике, который перемещается в приливах корпуса. Стопорение шестерни в соответствующих положениях производится фиксирующим шариком, который входит в кольцевые пазы валика.
Рис. 6. Боковой ВОМ трактора Т-40
Полностью независимый ВОМ планетарного типа смонтирован на тракторе Т-75, причем на некоторых модификациях этого трактора предусматривают зависимый ВОМ. Конструкция зависимого ВОМ трактора Т-75 не отличается от конструкции зависимого ВОМ трактора ДТ-54, которая была описана выше.
Независимый ВОМ трактора Т-75 представляет собой планетарный редуктор, смонтированный в специальном корпусе, состоящем из двух отсеков. В переднем отсеке находится планетарный редуктор с тормозным шкивом, а в заднем отсеке размещают тормозной шкив.
К ведущему валу-шестерне редуктора крутящий момент непосредственно от двигателя передается последовательно двумя валами, которые проходят внутри полого вала муфты сцепления, внутри карданного вала и первичного вала коробки передач. На заднем конце второго вала нарезаны шлицы, по которым может передвигаться подвижная половина зубчатой соединительной муфты. На конце ведущего вала закреплена вторая половина зубчатой муфты. При введении зубчатого венца подвижной поло-шестерней. В средней части ВОМ имеется водило с тремя сателлитами, свободно вращающееся на шарикоподшипниках. Солнечная шестерня установлена на двух шарикоподшипниках, наружные кольца которых располагают в корпусе.
Рис. 6. Разрезы независимого ВОМ трактора Т-75:
а – продольный; б — поперечный по планетарному механизму; в — по тормозному шкиву; г — по валику тормозов
На ВОМ на двух шарикоподшипниках свободно вращается коронная шестерня с приклепанной к ней шестерней, которая находится в постоянном зацеплении с ведущим валом.
Управление планетарным редуктором осуществляют рычагом, расположенным в кабине трактора. Если шкив и связанный с ним фланец водила будет заторможен, а шкив отпущен, то крутящий момент от двигателя к ВОМ подводиться не будет. При включении тормоза шкива и выключении тормоза шкива сателлиты будут обкатываться по неподвижной шестерне, вращая при этом водило и вместе с ним ВОМ.
Комбинированная система заднего ВОМ планетарного типа тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 может обеспечивать работу вала как полностью независимого и синхронного.
Рис. 7. Задний ВОМ тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52
Переключение ВОМ с независимого привода на синхронный или установку нейтрального положения производят специальной рукояткой муфты переключения, расположенной в кабине. Муфта переключения соединяет или внутренний вал с хвостовиком коронной шестерни (независимый привод), или хвостовик коронной шестерни с шестерней редуктора (синхронный привод). В требуемых положениях муфта переключения удерживается фиксатором.
В дополнительное рабочее оборудование трактора входит зависимый боковой ВОМ, который устанавливают слева, в средней части трактора, а привод его осуществляют через подвижную шестерню от коробки передач. ВОМ имеет кривошип для соединения его с шатуном компрессора. Включение и выключение ВОМ осуществляют с помощью тяги, расположенной в кабине, при выключенной муфте сцепления.
ВОМ предусмотрены в промышленных тракторах Т-140, Т-180 и ДЭТ-250. Тракторы Т-140 и Т-180 имеют зависимый задний ВОМ, который приводится от заднего конца верхнего вала коробки передач. Кроме того, у этих тракторов предусмотрены места на шкиве коленчатого вала для отбора мощности.
Трактор ДЭТ-250 оборудован также двумя независимыми ВОМ. Независимый задний ВОМ имеет трактор К-700.
Зависимый ВОМ предусматривают также на трелевочных тракторах ТДТ-60 и ТДТ-75, причем скорость вращения ВОМ составляет 1500 об/мин.
У новых моделей лесохозяйственных модификаций трелевочных тракторов имеются передний и задний ВОМ.
Большие возможности в отношении упрощения конструкции машин, снижения их металлоемкости и облегчения обслуживания агрегата открываются при использовании электро- и гидроприводов рабочих органов машин. При этом не нужны сложные механические передачи, повышается эксплуатационная надежность агрегата и др, В настоящее время проводится работа по созданию указанных систем отбора мощности для привода рабочих органов машин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Валы отбора мощности трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы