Механизмы, составляющие трактор, в зависимости от их назначения подразделяются на следующие группы.
Силовая установка включает двигатель со всеми обслуживающими его работу устройствами: системой питания,охлаждения и смазки.
В качестве силовых установок на современных тракторах наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгорания. За рубежом некоторое применение имеют паровые машины и электродвигатели.
Трансмиссия служит для передачи крутящего момента с вала двигателя на оси ведущих колес и к валам отбора мощности (ВОМ). Скорость вращения валов отечественных тракторных двигателей лежит в пределах 600—1600 об/мин, а диапазон скоростей движения тракторов — 0,1—25 км/ч. При существующих размерах ведущих колес они вращаются со скоростью 0,5—120 об/мин у колесных тракторов и 1— 90 об/мин у гусеничных при и = 0,1 = км/ч. Для обеспечения такого перепада чисел оборотов трансмиссия имеет ряд редукторов. Пропорционально передаточному числу установленных редукторов изменяется и крутящий момент, подводимый от вала двигателя к ведущим колесам.
Рис. 1. Универсально-пропашной трактор класса 1, Т:
1 — двигатель; 2 — навесная система; 3 — прицепной крюк; 4 — коробка передач; 5 — муфта сцепления
Рис. 2. Пахотный трактор класса Т (позиции те же, что на рис. 1)
Рис. 3. Самоходное шасси класса 0,6 Т:
1 — двигатель, 2 — муфта сцепления; 3 — коробка передач; 4 — рама для навешивания сельскохозяйственных орудий
При установке на тракторе двигателя внутреннего сгорания, крутящий момент которого почти не меняется при изменении числа оборотов вала, в трансмиссию, помимо центральной и конечной передачи (редукторы с постоянным передаточным числом), включается еще коробка передач, дающая возможность изменять передаточные числа. Если на тракторе устанавливается паровая машина или электродвигатель, крутящий момент которых резко изменяется при различных числах оборотов, коробку передач в трансмиссию не устанавливают.
Коробка передач служит для изменения передаточного числа трансмиссии, осуществления движения трактора задним ходом, отсоединения трансмиссии от работающего двигателя при длительных стоянках трактора.
Трактор при движении с сельскохозяйственными орудиями или повозками испытывает различные сопротивления, зависящие от типа сельскохозяйственного орудия, состава почвы, скорости движения. Эти сопротивления трактор преодолевает за счет мощности двигателя, передаваемой через трансмиссию к ведущим колесам или гусеницам.
Если крутящий момент, развиваемый двигателем, создает достаточную силу тяги на ведущих колесах при данном режиме работы трактора, то при изменении условий работы сопротивление движению может измениться настолько, что двигатель не сможет его преодолеть, и трактор остановится.
Устанавливать на тракторе двигатель, рассчитанный на преодоление максимально возможных сопротивлений, нецелесообразно. Трактор с таким двигателем большую часть времени будет работать на режимах, требующих тяговых усилий намного меньше тех, которые необходимы в наиболее тяжелых условиях работы, с недогрузкой, т. е. неэкономично.
Поэтому на трактор устанавливают двигатель, обеспечивающий необходимое тяговое усилие и скорость движения в наиболее характерных условиях работы для данного типа трактора. Для преодоления повышенных сопротивлений изменяют передаточное число между валом двигателя и ведущими колесами, что и осуществляется с помощью коробки передач. Пропорционально новому передаточному числу изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах.
На большинстве современных тракторов применяются механические ступенчатые коробки передач.
В современных тракторных коробках передач для облегчения комплектования тракторных агрегатов и повышения их производительности и экономичности имеется шесть, двенадцать и более передач.
Муфта сцепления служит для кратковременного разъединения вала двигателя и первичного вала коробки передач, что необходимо для безударного переключения передач, кратковременных остановок трактора, а также плавного трогания трактора с места. Муфта сцепления так же, как и коробка передач, нужна при установке на трактор двигателя внутреннего сгорания.
Центральная передача служит для увеличения общего передаточного числа трансмиссии, а также у большинства тракторов для передачи крутящего момента на валы, расположенные под углом. Центральная передача выполняется обычно в виде одной или двух пар конических или цилиндрических шестерен постоянного зацепления.
Конечная передача так же, как центральная передача, служит для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и обеспечения необходимого дорожного просвета трактора. Она состоит из шестерен постоянного зацепления.
Механизм поворота предназначен для изменения направления движения трактора. Поворот гусеничного трактора осуществляется с помощью механизма, позволяющего изменять соотношение скоростей движения правой и левой гусениц.
У большинства колесных тракторов поворот производится путем поворота направляющих колес с помощью механизмов рулевого управления.
Ходовая часть трактора служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора, а также для поддержания его остова.
Ходовая часть колесных тракторов состоит из ведущих и направляющих колес, а также элементов, соединяющих колеса с остовом трактора (подвеска); ходовая часть гусеничных тракторов состоит из гусениц, ведущих и направляющих колес, опорных и поддерживающих катков и подвески.
Взаимное расположение перечисленных механизмов на тракторах является установившимся. Конструкция же самих механизмов зависит от компоновки трактора, его назначения и условий эксплуатации.
Остов трактора служит основанием для монтажа всех агрегатов, составляющих трактор. Он выполняется в виде рамы или литых конструкций.
Кабина трактора служит для защиты водителя от непогоды, солнечных лучей, пыли, газов и паров топлива, а также травм в случае опрокидывания машины.
Электрооборудование трактора включает в себя источники электрического тока, приборы для пуска двигателей, зажигания рабочей смеси в цилиндрах карбюраторных двигателей, освещения пути и рабочего места тракториста, вентиляции кабин, а также контрольные приборы, звуковые сигналы и т. д.
Рабочее оборудование включает устройства для буксирования прицепных сельскохозяйственных и других машин; навешивания машин на трактор (навесные машины); гидравлическое и другое оборудование для управления навесными и прицепными машинами; механизмы, с помощью которых можно передать всю (при работе на стационаре) или часть мощности двигателя трактора на рабочие органы машины, с которыми агрегатируется трактор — приводные шкивы, ВОМ и пр.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Механизмы трактора и их назначение"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы