Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные кузова

Публикация:
   Членение формы автомобиля на части и отношения между частями

Читать далее:




Членение формы автомобиля на части и отношения между частями

Горизонтальные членения кузова зависят от просвета между кузовом и поверхностью дороги, от уровня пола (невидимого снаружи, но определяющего высоту подоконника и потолка) и от высоты подушек сидений (также влияющих на высоту подоконника и потолка).

Эти горизонтальные линии и плоскости не всегда дают правильное членение формы кузова. Поэтому для горизонтального членения кузова в дополнение к конструктивным членениям необходимо иметь еще некоторые вспомогательные линии. Важнейшей из них является поясная накладка или подоконный пояс, позволяющие при необходимости зрительно как бы перемещать поясную линию, которая чаще всего оказывается расположенной непропорционально высоко. Поясная накладка устанавливается на уровне, соответствующем соблюдению требуемых пропорций. Разными способами можно сделать ее более заметной, например применяя хромирование или отличную от основного цвета кузова окраску накладки, делая ее более выпуклой или широкой.

Вспомогательные линии горизонтального членения — подножка и полоса кузова до нижней кромки двери, а также сточный желоб или надоконный пояс (у автобусов). Подчеркиванием этих линий можно восстановить требуемые пропорции в верхней и нижней частях кузова.

Изменять вертикальное членение кузова при заданной компоновке значительно трудней, чем горизонтальное. Вертикальное членение ограничено расположением двигателя и пассажирского помещения по отношению к осям автомобиля. Размеры и положение двигателя определяют пропорции передней части. Дальнейшая разработка пропорций осуществляется удлинением капота, приближением или удалением линии разъема капота и передка кузова от собственно корпуса, увеличением или уменьшением угла между половинами ветрового окна, перемещением оконных стоек, большим или меньшим наклоном задней части крыши, удлинением или укорачиванием «хвоста». Все эти перемещения, однако, могут быть произведены в очень незначительных пределах. Кроме того, следует помнить, что всякое вертикальное членение предполагает наличие вертикальной (или близкой к вертикальной) линии или грани. Такие линии и грани противоречат динамичной внешности автомобиля и должны быть по возможности ослаблены.

В результате изучения основных свойств формы автомобиля, пропорций движущихся тел и конструктивных членений кузова можно установить следующие основные четыре группы отношений формы автомобиля.
1. Общие: высота — длина, высота — ширина, ширина — длина.
2. Горизонтальные: корпус — просвет (по нижней линии кузова), верхняя надстройка — основной корпус (по поясной линии), высота крыши — высота окон (по сточному желобу, верхней кромке окон, надоконному поясу).
3. Вертикальные: корпус — база (положение переднего и заднего концов кузова по отношению к осям); передняя часть — задняя часть (по наибольшему поперечному сечению), верхняя надстройка —основной корпус (по положению ветрового окна и задней части крыши или верхней части задней стенки), перед верхней надстройки — задняя часть надстройки (по наибольшему поперечному сечению), то же для крыла (по поперечной плоскости, проходящей через ось колеса).

Рис. 1. Линии горизонтального членения кузова (показаны стрелками).

Рис. 2. Линии вертикального членения кузова (показаны стрелками на верхней схеме; на нижней схеме стрелками показаны точки, которые можно считать передней границей надстройки).

Рис. 3. Главные членения автомобиля:
а — общие; б — горизонтальные; в — вертикальные; г — поперечные.

4. В поперечном направлении: корпус — габарит автомобиля, верхняя надстройка — основной корпус, капот — крылья.

Членения первой и четвертой групп вполне определенны и не допускают различной трактовки (толкований). Членения же второй и третьей групп можно трактовать по-разному в зависимости от замысла конструктора и условий компоновки автомобиля. Можно рассматривать форму автомобиля вместе с буферами (в особенности в современных конструкциях) или без них. Грань между верхней надстройкой и основным корпусом может совпадать с линией подоконника, с собственной гранью формы, с верхней, нижней или средней линией поясной накладки в зависимости от подчеркивания той или иной линии. Можно считать передней границей верхней надстройки переднюю точку крыши, точку опоры передних стоек и т. д.

Для каплеобразного автомобиля с задним расположением двигателя без выступающего впереди капота и для автобуса вагонного типа количество возможных членений сокращается, но принципиальная разбивка остается той же.

Рис. 4. Виды разграничений поверхности кузова.

В композиции грузового автомобиля большой объем кузова для груза подчиняет меньшие объемы передка, крыльев, кабины. В то же время пропорциональная зависимость между всеми этими объемами должна быть сохранена. Впечатление от плавных, округлых форм передка и кабины трудно увязывается с впечатлением от угловатых (форм кузова для груза. Передок и кабина благодаря своим плавным, округлым формам кажутся наблюдателю несколько меньших размеров, чем в действительности. Это впечатление зрительного обмана усиливается в особенности, когда кабина и передок располагаются рядом с громоздким прямоугольником грузового кузова. Это следует помнить и при разработке композиции, несколько увеличивая объемы округлых форм передка и кабины и выполняя их более массивными.

Приведенный перечень типовых композиций автомобиля и вариантов их трактовки показывает большие возможности создания разнообразнейших композиций.

Часть разграничений объемов осуществляется переломами поверхности. Переломы могут быть резкими и сглаженными. Разграничения могут быть также осуществлены цветом и характером поверхности, выделением границы накладкой. Характерные примеры разграничений показаны на рис. 4.

Следует учитывать, что объем, ограниченный гладкой поверхностью, всегда кажется большим, чем тот же объем, ограниченный шероховатой поверхностью; также матовая поверхность кажется большей, чем блестящая.

Автомобиль целесообразно окрашивать в светлый цвет не только по эксплоатационным соображениям (меныпий нагрев кузова солнечными лучами и т. д.), но и для того, чтобы ослабить яркость бликов (на светлой поверхности они менее заметны) и создать впечатление, что величина кузова больше, чем в действительности. Последнее становится понятным из рассмотрения рис. 5, а, где изображены два одинаковых силуэта автомобилей — белый на черном фоне и черный на белом. Первый выглядит большим; светлая поверхность распространяет в стороны часть отраженных ею световых лучей и кажется большей, чем в действительности. Величина соседней темной поверхности, наоборот, зрительно уменьшается из-за перехода части лучей от светлой поверхности.

Светлые крылья или боковины автомобиля кажутся большими на темном фоне, чем темные на светлом или чем крылья, окрашенные в цвет фона. Поэтому часто нижнюю часть автомобиля (видимые части шасси, колеса, крылья) окрашивают в темный цвет, когда хотят создать впечатление низко посаженного или более длинного автомобиля (светлая верхняя часть как бы сжимает темную нижнюю), и в светлый цвет, когда хотят создать впечатление легкости, приподнятости, более короткого автомобиля. Подобным же способом создается впечатление более низкой или более высокой верхней части, когда пропорции нарушены положением верхней кромки рамы или установкой сидений (окраска надстройки в темный или светлый цвет).

Пересечение боковой поверхности кузова автобуса горизонтальными полосами различных цветов и подчеркивание горизонтальных членений (подножка, поясная линия) создают впечатление более длинного кузова, пересечение в вертикальном направлении и подчеркивание вертикальных членений (стойки, проемы дверей, выделение капота и багажника) — впечатление более высокого кузова. Вертикальное отделение цветом какой-либо части кузова может содействовать ее зрительному укорочению. Кузов в последнем случае иногда разбивается на несвязанные части.

Всякая видимая вертикаль вообще нарушает впечатление динамичного вида автомобиля, поэтому необходимо уменьшать число вертикальных членений, маскировать вертикальные элементы кузова. Рис. 6 показывает, что кузов с видимыми вертикальными элементами выглядит значительно более неподвижным, высоким и коротким, чем кузов, у которого вертикальные элементы замаскированы или заменены наклонными или скругленными.

Опыт показал, что поперечные линии построения формы автомобиля лучше всего располагать так, чтобы они были направлены либо параллельно, либо к одной точке, расположенной над автомобилем. Тогда появляется возможность зрительно связать их с точками опоры автомобиля, создать впечатление устойчивости его. Такая схема применяется в настоящее время на большинстве автомобилей. Точку схода желательно располагать в плоскости наибольшего поперечного сечения кузова. Чем выше расположена точка схода, тем менее наклонены линии и тем менее обтекаема форма кузова. Чем дальше вперед по ходу автомобиля расположена эта точка, тем более динамичный вид имеет композиция. В прежних автомобилях точка схода была нередко расположена позади наибольшего поперечного сечения, вследствие чего создавалось впечатление, что автомобиль не только не устремлен вперед, но, наоборот, как бы сопротивляется поступательному движению. Иногда в композиции применяются две точки схода для верхней надстройки и для основного корпуса, но такой прием может привести к слишком сложной композиции.

Рис. 5. Влияние окраски на внешний вид автомобиля (на всех схемах показан автомобиль ГАЗ М-20:
a — светлый и темный автомобиль; б и в — деление окраской на верх и низ; г — выделение крыши окраской.

Таковы основные приемы, имеющиеся в распоряжении конструктора при работе над формой автомобиля.

Рис. 6. Подчеркивание (а) и маскировка (б) поперечных линий в построении кузова; наклон поперечных линий должен изменяться постепенно (в).

Однако недостаточно знать, что кузов можно действительно или зрительно удлинить тем или иным способом. Надо знать и то, насколько он должен быть удлинен нии впечатления стремительного движения вперед при виде сбоку и на впечатлении устойчивости при виде спереди или сзади. Для выполнения первого требования необходимо, чтобы передняя часть любого элемента композиции автомобиля была сравнительно короткой и массивной, а задняя — длинной и легкой. Для выполнения второго требования нижняя часть должна быть более массивной, чем верхняя. На схемах рис. 8 показаны различные композиции.

Рис. 7. Соотношение объемов движущегося тела:
а — передняя часть тела должна быть массивной; б — нижняя часть тела должна быть массивной.

Как видим, принципы правильной композиции автомобиля, соответствуют формам движущихся тел живой природы Они могут быть применены к построению кузова и к построению его отдельных частей (обтекателей фар, крыльев, надстройки и т. д.). Каково же количественное соотношение между передней и задней, нижней и верхней частями тела?

Система пропорциональности может базироваться на различных рядах чисел. В композиции автомобиля, так же как и в композиции здания, можно принять за основу ту или иную систему.

На рис. 9 приведены примеры применения пропорции «золо-того сечения» (0,618:1) к различным композициям автомобиля для членения кузова по длине. В «золотом сечении» находятся

Рис. 8. Влияние соотношений объемов на зрительную устойчивость и стремительность движущегося тела:
а — динамически устойчивая композиция; б — неподвижная устойчивая композиция; в — устойчивая композиция, сопротивляющаяся движению; г — неустойчивая композиция: д — неустойчивая и неподвижная композиция; е — неустойчивая композиция, сопротивляющаяся движению. Стрелка показывает направление движения.

база и общая длина, передний и задний свесы, длина верхней надстройки и общая длина, передняя и задняя части основного корпуса, надстройки.

Пропорциональность горизонтальных членений менее существенна. Их назначение — ограничивать объемы основного корпуса и верхней надстройки, способствовать впечатлению устойчивости, производимому автомобилем. Практически размеры горизонтального членения на верх и низ у легковых автомобилей находятся в отношении 0,725 : 1 и около 1 : 1 у автобусов. У автобусов, кроме того, целесообразно разделять на части и верхнюю надстройку. Это и делается в композициях автобусов и фургонов (рис. 79). Для фургонов ввиду отсутствия окон характерна тяжелая, заполненная форма верхней надстройки. Поэтому желательно более частое членение этой формы горизонтальными полосами, штаби-ками, накладками.

Одновременно с подчеркиванием устремленности основного построения в композицию автомобиля иногда по технологическим, компоновочным или иным соображениям включаются элементы, создающие впечатление спокойствия, равновесия (например симметричная форма дверей и окон по отношению к стойке) и повторения (например общность формы переднего и заднего крыльев, стандартные размеры и форма окон у автобусов и т. п.). Эти элементы в общем характере композиции должны быть второстепенными, менее выделенными, чем основные, поскольку желательно, чтобы глаз наблюдателя не замечал их при кратковременном восприятии композиции в движении. С этой целью, например, все окна окаймляются общей накладкой, зазоры проемов дверей выполняются очень тщательно. В конструкции автобусов употребляются стандартные секции кузова (стойки, окна, продольные соединительные элементы). Видимая часть этой композиции (например оконный пояс) имеет повторяющийся порядок. Для придания обособленным частям законченного вида их объединяют, окрашивая одним общим цветом, отличным от основных цветов окраски кузова. Поскольку сказанное относится главным образом к оконному поясу, стекло этого пояса также способствует выполнению замысла архитектора, а стойки могут быть окрашены в более темный или светлый цвет, чем весь кузов.

Рис. 9. Примеры применения пропорций к форме автомобиля:
а — в грузовом автомобиле; б— в легковом автомобиле ГАЗ М-20; в — .Татраплан* (Чехословакия).

Рис. 10. Разбивка верхней части высокого фургона продольными полосами.

Рис. 11. Объединение окон кузова окаймляющей накладкой.

Рис. 12. Повторение (а) и нарастание (б) элементов в построении формы автобуса.

Рис. 13. Развитие формы отечественных автомобилей: а— Руссо-Балт (1911—1916 гг.); б-ГАЗ А (1931-1935 гг.); в ГАЗ Ml <1936-1941 гг.) а – ГАЗ М-20 (1946-1950 гг.).

Рис. 14. Перемещение наибольшего горизонтального сечения в процессе развития формы автомобиля.

В развитии формы автомобиля наблюдается постепенное приближение пропорций кузова к описанным. Так, высота корпуса кузова автомобиля, составлявшая в начале XX в. около 0,4 длины автомобиля, снижалась и постепенно дошла до 0,3. Передок (капот) в современных автомобилях занимает все меньшую часть их длины. Передняя часть корпуса (до наибольшего сечения) становится все короче. В автомобилях ранних выпусков наибольшее поперечное сечение корпуса кузова находилось в самой задней части его. В последних моделях оно делит корпус пополам.

Ширина кузова относительно высоты увеличивается не только вследствие снижения последней, но и потому, что собственно корпус занимает все большую часть ширины автомобиля, расширяясь за счет крыльев и подножек.

Для вертикального членения корпуса характерно снижение наибольшего горизонтального сечения его. Этим все больше подчеркивается устойчивость корпуса, и форма кузова приближается к наивыгоднейшей с точки зрения обтекаемости, чему способствует также устранение подножек автомобиля.

В автомобилях, выпускавшихся до 1915 г., преобладали прямые и ступенчатые контуры, разбивка всего корпуса на множество составных частей с подчеркнутым их разграничением (выделение капота, багажника), отдельные повторяющиеся штрихи, узлы и завитки, заимствованные от архитектуры карет, шероховатая и пестрая поверхность (шагреневая кожа, плетенка, фибра в сочетании с лакированными, никелированными или омедненными частями).

С развитием автомобиля появляются все более плавные контуры, грани стираются, переход от корпуса к передку становится все менее заметным, багажник и крылья связываются с корпусом

Рис. 15. Развитие формы отечественных автобусов:
а — 1913 г.; б— 1926 г. (АМО-Ф-15); в — 1934 г. (ЗИС-8); г — 1938 г. (ЗИС-16); д – 1938 г. (НАМИ); е — 1948 г. (ЗИС-154).

кривыми все больших радиусов и, наконец, сливаются с корпусом в одно целое. Арматура (фары, подфарники и т. п.) утапливаются в кузов и в крылья.

Форма автомобиля сглаживается, упрощается, становится все более динамичной и обтекаемой.

Развитие формы автобуса показано на рис. 15.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные кузова

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Членение формы автомобиля на части и отношения между частями"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства