Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   ТО трактора

Публикация:
   Cистема охлаждения дизеля трактора

Читать далее:




Cистема охлаждения дизеля трактора

Параметры технического состояния

Основными параметрами состояния системы охлаждения являются толщина накипи на поверхностях нагрева, герметичность соединений системы, состояние сердцевины радиатора, паровоздушного клапана, прокладки и головки цилиндров, износ лопастей крыльчатки и стенок корпуса водяного насоса, состояние шторок и жалюзи, натяжение ремня вентилятора.

Наличие накипи в системе охлаждения выявляют по температуре наружной поверхности головки цилиндров и блока, измеренной в наиболее напряженных местах при определенной температуре охлаждающей воды. Но этот способ ориентировочный, так как он зависит от нагрузки, угла опережения впрыска и качества рас-пыливания топлива форсунками, температуры окружающей среды и т.д. Ориентировочными параметрами являются также повышенные значения температуры и угара картерного масла. Наиболее правильно можно определить состояние поверхностей нагрева, непосредственно измеряя толщину отложений накипи в наиболее напряженных местах, например в верхней части гильз цилиндров. Для этой цели на блоках цилиндров следовало бы предусмотреть специальные заглушки.

Из-за отсутствия объективных методов обнаружения накипи систему охлаждения периодически (при ТО-3) промывают специальными растворами-накипеудалителями.

Засорение трубок радиатора и образование на них слоя накипи можно обнаружить по снижению разности температур охлаждающей воды на входе и выходе радиатора, а также по увеличению разрежения в нижнем водяном патрубке, измерив его вакуумметром. Загрязненность сердцевины радиатора снаружи можно определить внешним осмотром, а также по разности температур охлаждающей воды на входе и выходе радиатора.

Герметичность соединений системы охлаждения определяют внешним осмотром их при работе дизеля. Надежность соединений и трубок сердцевины радиатора проверяют путем гидравлической опрессовки системы охлаждения под давлением. При этом величину утечки жидкости можно оценить по падению давления в единицу времени.

Действие паровоздушного клапана проверяют по давлению начала открытия парового и воздушного клапанов при подаче под них сжатого воздуха.

Состояние прокладки и головки цилиндров проверяют с помощью манометра, подключаемого к системе охлаждения, при избытке давления в системе на работающем дизеле. В случае пропуска в систему охлаждения газов стрелка манометра колеблется. Состояние прокладки и головки проверяют также путем подачи сжатого воздуха в камеру сгорания при неработающем дизеле.

Чрезмерный износ лопастей крыльчатки и стенок корпуса водяного насоса определяют по повышению температуры в верхнем бачке радиатора и уменьшению разрежения в нижнем водяном патрубке при нормальном натяжении ремня вентилятора. Наиболее объективным параметром состояния водяного насоса является его подача, которую определяют с помощью дроссельной шайбы и вакуумметра, устанавливаемых в нижнем водяном патрубке.

Состояние шторок и жалюзи определяют внешним осмотром и проверкой действия устройств, регулирующих степень прикрытия поверхности радиатора. За работой термостата наблюдают по температуре начала и конца открытия клапана. Правильность показаний дистанционного термометра устанавливают по контрольному термометру.

Натяжение ремня вентилятора проверяют с помощью приспособления по прогибу при определенном усилии нажатия на ремень.

Удаление шлама и накипи из системы охлаждения

Если в воде содержатся примеси масла, то систему заправляют содовым раствором для удаления шлама: 150 г тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 25 г едкого натра (каустической соды) на 10 л воды. Пустив дизель, прогревают его, доводя температуру раствора до 80…85° С, а затем останавливают и сливают раствор из системы.

Накипь удаляют содовым или кислотным раствором. В первом случае в систему заливают раствор, содержащий 100 г бельевой соды и 50 г керосина, либо 75 г каустической соды и 25 г керосина, либо 75 г технического тринатрийфосфата, 10 г едкого калия и 12 г технического нитрата натрия на 10 л воды. После заправки системы охлаждения одним из этих растворов дизель должен проработать последнюю перед техническим обслуживанием смену.

Во втором случае систему охлаждения заполняют 6%-ным раствором молочной кислоты, нагретым до 30…40 °С. Когда прекратится выделение углекислоты, раствор из системы сливают.

После слива накипеудалителей систему промывают чистой водой и заполняют 0,5%-ным раствором хромпика.

При наличии паровоздушного клапана (закрытая система охлаждения) промывают клапан и проверяют его состояние.

Проверка герметичности системы охлаждения

Герметичность системы охлаждения проверяют, используя компрессорно-вакуумную установку или обычный компрессор, в следующей последовательности.

Проверяют и, если необходимо, доливают в систему воду до верха.

Сначала проверяют состояние прокладки и головки цилиндров. Для этого пускают и прогревают дизель до температуры охлаждающей воды 85…95° С. Останавливают дизель и снимают с него форсунки. Проверяют и при необходимости подтягивают гайки крепления головки цилиндров.

Установив поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия и подавая в камеру сгорания через отверстие для форсунки компрессором сжатый воздух под давлением 5 кгс/см2, наблюдают за поверхностью воды в верхнем баке радиатора. При неисправной головке цилиндров (трещина, коробление) или прокладке головки (прогорание) из воды будут выходить пузырьки воздуха.

Поочередно устанавливая поршни остальных цилиндров в ВМТ на такте сжатия (в соответствии с порядком их работы) и подавая сжатый воздух в соответствующий цилиндр, проверяют, нет ли пропуска воздуха в рубашку головки из других цилиндров. При наличии пузырьков воздуха устраняют неисправность, сняв головку цилиндров.

Затем проверяют герметичность соединений системы. Для этого плотно закрывают заливную горловину радиатора приспособлением для подачи в систему охлаждения сжатого воздуха (насадкой). Если паровоздушный клапан выполнен отдельно от пробки заливной горловины, снимают клапан, а вместо него устанавливают приспособление; плотно закрывают заливную горловину пробкой. С помощью компрессорно-вакуумной установки подают в систему охлаждения через указанное приспособление сжатый воздух под давлением 1,5 кгс/см2 и включают секундомер. Падение давления на величину, превышающую 0,1 кгс/см2 за 10 с, указывает на наличие в системе течи. Течь обнаруживают также внешним осмотром соединительных мест.

Если нет компрессора, герметичность системы охлаждения можно проверить, прокрутив дизель пусковым устройством. Для этого снимают ремень вентилятора (водяного насоса), предварительно ослабив его натяжение и, прокручивая дизель пусковым устройством при выключенной подаче топлива, наблюдают за поверхностью воды в радиаторе. Выход пузырьков воздуха из воды указывает на негерметичность системы.

Если трактор установлен на посту технического обслуживания и диагностирования, оборудованном тормозной установкой КИ-4935-ГОСНИТИ или стендом КИ-8927-ГОСНИТИ (КИ-8948-ГОСНИТИ), дизель прокручивают с помощью электромашины.

Проверка термостата

Снимают термостат, вынимают его из корпуса и очищают от накипи кипячением в содовом растворе (75 г бельевой соды на 1 л воды). Осмотром проверяют состояние сильфона. Проверяют действие термостата. Для этого опускают его в прозрачный сосуд с водой вместе с контрольным термометром и, нагревая воду, фиксируют температуру начала и полного открытия клапана. При проверке во избежание ошибок из-за неравномерного нагрева слоев воду необходимо перемешивать.

Начало открытия клапана термостата должно быть при температуре 68…70 °С, полное открытие — при 83 … 85 °С. Допускаемая температура: начала открытия — 75 °С, конца открытия — 90:.

Неисправный термостат заменяют.

Проверка и регулировка натяжения ремня вентилятора (водяного насоса)

Натяжение ремня вентилятора (водяного насоса) контролируют с помощью устройства КИ-8920ТОСНИТИ для проверки натяжения ремней. Состоит: из корпуса, являющегося также рукояткой, внутри которого находятся ползун, скользящий по направляющей, пружина динамометра и верхняя часть штока. На нижнем (упорном) конце штока на оси шарнирно закреплены сегменты, служащие для определения величины прогиба ремня, и установочная скоба, позволяющая надежно удерживать устройство на поверхности ремня.

На поверхности ползуна нанесена шкала динамометра. На левом сегменте нанесены пять шкал с диапазоном от 0 до 20 мм. Против каждой шкалы обозначены пределы межцентровых расстояний между шкивами, которые необходимо учитывать при определении величины прогиба ремня. Например, если расстояние между шкивами находится в пределах 300…350 мм, то прогиб следует определять по средней шкале.

Если установить шток опорной поверхностью на какую-либо опору и нажимать на рукоятку, то рукоятка начнет перемещаться относительно штока и ползуна, сжимая пружину динамометра. При освобождении рукоятки шток под действием пружины возвратится в исходное положение, а ползун останется в положении, соответствующем максимальному усилию нажатия на рукоятку. Это усилие определяют по шкале динамометра. Для возврата ползуна в исходное (нулевое) положение имеется кнопка.

Пружину динамометра тарируют с помощью регулировочного винта.

Величину прогиба ремня определяют следующим образом. Устанавливают сегменты так, чтобы их нижние торцы находились в одной плоскости. С помощью кнопки перемещают ползун в исходное положение (до упора его нижнего торца в буртик штока); при этом показание Индикатора будет равно нулю. Устанавливают шток опорной поверхностью на середину проверяемой ветви ремня так, чтобы усики скобы прилегали к боковой поверхности ремня. Удерживая рукоятку перпендикулярно проверяемой ветви, нажимают на рукоятку до достижения заданного усилия. При этом сегменты под влиянием прогиба ремня повернутся вокруг своей оси на угол, пропорциональный стреле прогиба.

Фиксация сегментов в положении, соответствующем максимальному прогибу ремня, осуществляеся упругой Пластиной.

К достоинствам описанного устройства относится компактность. Однако, чтобы обеспечить требуемую точность, необходимо исключить влияние на результаты измерений трения в сопряжениях. Выполнение этого условия возможно при строго перпендикулярном положении рукоятки устройства относительно проверяемой ветви ремня.

Взамен приспособления КИ-8920-ГОСНИТИ разработано более совершенное приспособление КИ-13918-ГОСНИТИ. Состоит: из корпуса со шкалой прило-женнного усилия, штанги, рукоятки, сектора с основной шкалой приложенного усилия, штанги, рукоятки, сектора с основной шкалой результата измерения и сектора со вспомогательной шкалой типоразмеров ремней.

Чтобы проверить натяжение ремня с помощью приспособления КИ-13918, секторы устанавливают в нулевое положение, прикладывают приспособление опорными торцами к середине проверяемой ветви ремня так, чтобы штанга была перпендикулярна этой ветви, и нажимают на корпус до достижения нагрузки 4 кгс. Под действием приложенной нагрузки ремень определенного типоразмера прогибается на величину, пропорциональную его натяжению. При этом секторы поворачиваются на определенный угол и фиксируют величину прогиба ремня в градусах. Сняв приспособление с ремня, по основной шкале определяют вид регулировочной работы: «натянуть», «норма» или «ослабить».

У дизелей отечественных тракторов натяжение ремней проверяют по величине прогиба ветви, находящейся между шкивами: коленчатого вала и вентилятора (ЯМЗ-240Б, Д-130, Д-108), коленчатого вала и водяного насоса (ЯМЭ-238НБ), вентилятора и натяжного приспособления (СМД-60, СМД-62, А-01М), привода вентилятора и натяжного приспособления (Д-54А), коленчатого вала и генератора (тракторы остальных марок).

Если конструкцией дизеля предусмотрен не один, а два или несколько ремней (например, У ЯМЗ-240Б — четыре), то в случае выбраковки одного из ремней (по причине чрезмерного удлинения, расслоения или обрыва) заменяют комплектно все ремни.

Дизель ЯМ3-238НБ. Отвинчивают гайки крепления съемной боковины шкива водяного насоса. Снимают съемную боковину и одну-две регулировочные прокладки. Ставят на место съемную боковину, устанавливают снятые регулировочные прокладки на шпильки с наружной стороны боковины и, поворачивая шкив, равномерно затягивают гайки. Проверяют натяжение ремня.

Примечание. При установке нового ремня все ранее снятые регулировочные прокладки необходимо снова установить между ступицей и съемной боковиной шкива.

Дизели СМД-60, СМД-62. Натяжение ремня вентилятора у этих дизелей регулируют перемещением оси натяжного ролика по прорези кронштейна.

Дизели Д-160, Д-130. Отпускают контргайку регулировочного винта кронштейна натяжного ролика и, перемешая кронштейн вращением регулировочного винта, добиваются требуемого натяжения ремня. Законт-ривают регулировочный винт.

Дизель Д-108. Отпускают три гайки крепления кронштейна вентилятора, отвинчивают контргайку и-ввертывая регулировочный болт, добиваются требуемого натяжения ремня. Законтривают регулировочный болт и затягивают гайки.

Дизели ЯМЗ-240Б, А-01М, Д-54М. Отпускают гайку крепления оси натяжного ролика к кронштейну и контргайку регулировочного болта. Ввертывают болт до достижения требуемого натяжения ремня, после чего затягивают гайку крепления оси и контргайку регулировочного болта.

У дизеля А-01М, кроме того, проверяют и, если необходимо, регулируют натяжение ремня привода вентилятора и генератора. Способ регулировки аналогичен описанному выше.

Дизели А-41, СМД-14, СМД-14А, Д-240, Д-240Л, Д-240ЛГ, Д-50, Д-50Л, Д-50Г, Д-65Н, Д-48ПЛ, Д-48Л, Д-48М, Д-37М, Д-37Е, Д-21А1. Ослабляют (при необходимости) крепление генератора к кронштейну, немного отпускают гайку болта крепле» ния генератора к планке, а затем, поворачивая генератор, добиваются требуемого натяжения ремня. Удерживая генератор рукой, закрепляют его,

Дизель Д-21. Ослабляют затяжку гайки натяжного шкива, а после стабилизации положения шкива гайку затягивают.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - ТО трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Cистема охлаждения дизеля трактора"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства