Дефекты и износы деталей можно разделить на две группы: естественные и аварийные.
Естественные износы появляются в результате износа деталей под действием сил трения, воздействия высоких температур, усталости и коррозии металла при соблюдении всех условий эксплуатации и обслуживания механизмов. Указанные износы нарастают медленно.
Сущность трения заключается в том, что при перемещении трущихся поверхностей происходят смятие и отрыв мельчайших частиц верхнего слоя, приводящие к износу поверхностей.
Помимо качества смазки, большое влияние на износ деталей оказывает твердость поверхностей и качество их обработки. Повышенная твердость поверхностей значительно увеличивает износостойкость, а чистота обработки способствует лучшему образованию масляной пленки и уменьшает трение.
Влияние высоких температур (особенно в деталях двигателя) на износ деталей выражается в изменении структуры металла, в снижении его механических свойств, а также в ухудшении смазки вследствие понижения ее вязкости.
Усталость металла возникает в результате влияния переменных нагрузок на деталь (рессоры, коленчатый вал, шатун и др.) и характеризуется появлением мельчайших трещин, которые, постепенно увеличиваясь, вызывают поломку ее.
Коррозия особенно сильно действует на стенки цилиндра двигателя. В процессе сгорания в цилиндре образуются кислоты (азотная, серная, угольная), которые разрушающе действуют на стенки цилиндра, ускоряя их износ.
Аварийными являются дефекты, возникающие во время работы механизмов автомобиля либо с превышающими допустимые износами деталей, либо вследствие приложения к деталям нагрузок, превышающих расчетные (например, при дорожно-транспортных происшествиях).
Виды износов. В период приработки сопряженных деталей износ нарастает быстро, затем наступает период нормальной работы, когда Детали изнашиваются медленно. После этого износ опять резко нарастает, быстро увеличиваются зазоры, что приводит к ненормальной работе деталей, сопровождающейся шумом и стуками. Это характеризует предельный износ деталей.
Предельным износом называют такой, при котором дальнейшая эксплуатация механизма приводит к быстрому износу и разрушению сопряженных деталей.
Допустимым износом называется такой, при котором обеспечивается нормальная работа деталей в течение ремонтного периода до капитального ремонта.
Аварийные износы появляются вследствие недоброкачественности металла или несоблюдении технических условий при изготовлении деталей (раковины, волосные трещины), неправильной термической обработки, несвоевременного и некачественного технического обслуживания и нарушения условий эксплуатации.
Износ деталей сопровождается изменением их размеров, нарушением геометрической формы и увеличением зазоров в сопряженных деталях, т. е. нарушением правильной посадки, что приводит к неисправностям узлов и механизмов и поломке отдельных деталей во время движения автомобиля.
Повышение износостойкости деталей и узлов. Для увеличения срока службы деталей и механизмов автомобиля заводы-изготовители вводят конструктивные и технологические усовершенствования.
В цилиндрах двигателей устанавливают короткие и сплошные гильзы из высоколегированного износостойкого чугуна, что повышает срок службы цилиндров в 2—3 раза. В головку поршня из алюминиевого сплава заливают чугунное кольцо с канавкой для верхнего, наиболее нагруженного поршневого кольца.
Верхние компрессионные кольца покрывают слоем пористого хрома, повышающим их долговечность, остальные поршневые кольца и поршни подвергают электролитическому лужению для лучшей приработки.
Отверстия в поршне под поршневой палец смещают относительно оси цилиндра, что уменьшает возможность появления стука поршня при переходе его через мертвые точки.
Для получения наименьшего зазора между поршнем и цилиндром у прогретого двигателя и устранения стука у холодного двигателя юбку поршня делают овальной. При этом большую ось овала располагают в плоскости качания шатуна, а малую — по оси поршневого пальца. Для равномерного износа толкателей, имеющих сферическую рабочую поверхность, гребни кулачков распределительного вала делают слегка наклонными, что обеспечивает поворачивание работающих толкателей. Применяют качающиеся роликовые толкатели, установленные на игольчатых подшипниках. Используют устройства для принудительного поворачивания выпускных клапанов.
Для лучшего отвода теплоты от головки клапана его стержень делают полым и наполняют металлическим натрием.
Вставные седла клапанов из жаропрочного чугуна значительно улучшают их износостойкость.
Срок службы коренных и шатунных подшипников коленчатого вала повышают, применяя тонкостенные сталебаббитовые или сталеалю-миниевые вкладыши.
Положительно влияет на срок службы двигателя применение специальных грязеуловительных камер в коренных шейках коленчатого вала, центробежных и полнопоточных фильтров очистки масла, принудительной системы вентиляции картера.
Воздушные фильтры значительно снижают процент попадания твердых частиц в цилиндры двигателя и, следовательно, износ цилинд-ропоршневой группы.
Установка жалюзи, вентилятора с приводом через электромагнитную муфту, термостата и масляного радиатора в системах охлаждения и смазки двигателя позволяет поддерживать нормальный тепловой режим и тем самым снижать износ и повышать экономичность двигателя, особенно в периоды пуска и прогрева холодного двигателя.
Для увеличения срока службы листы рессор подвергают наклепу стальной дробью.
В коробках передач автомобилей широко используют шестерни постоянного зацепления и синхронизаторы, а в главной передаче — шестерни с гипоидным зацеплением, что обеспечивает сохранность шестерен и удлинение срока службы коробок передач и главных передач.
§ 8. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Техническое обслуживание включает контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных приборах и стендах.
В настоящее время для определения потребности и объема работ по техническому обслуживанию автомобилей без разборки широкое применение получило диагностирование специальным оборудованием и приборами. Для этого в автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания организуют посты или станции комплексной диагностики технического состояния автомобиля. На посту определяют тяговую силу на ведущих колесах, действие тормозов, биение карданного вала, направление светового луча фар. Определяют давление, развиваемое топливным насосом, давление масла в гидравлическом подъемнике самосвала, разрежение во впускном трубопроводе двигателя, правильность показаний спидометра, величину избыточного давления газов в картере двигателя, количество газов, прорывающихся в картер двигателя, расход топлива, правильность установки зажигания.
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяют на следующие виды:
– ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
– первое техническое обслуживание (ТО-1);
– второе техническое обслуживание (ТО-2);
– сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание включает общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
Ежедневное техническое обслуживание выполняют после работ по возвращении подвижного состава в парк. При смене водителей на линии ими производятся работы по осмотру и проверке технического состояния автомобилей.
Первое и второе технические обслуживания производят с целью снижения интенсивности изнашивания деталей, выявления и предупреждения отказов в работе и неисправностей приборов, механизмов, агрегатов путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. Техническое обслуживание должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, систем и приборов подвижного состава в пределах установленной периодичности.
Технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) выполняют через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта. В табл. 10 приведена периодичность технических обслуживаний подвижного состава при I категории условий эксплуатации (на автомобильных дорогах с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытиям за пределами ппигооодной зоны).
Категория условий эксплуатации характеризует условия работы автомобилей на дорогах, т. е. техническую характеристику дороги, тип и состояние покрытия, а также интенсивность движения.
Сезонное техническое обслуживание, проводимое 2 раза в год, является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида сезонное обслуживание рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных условий сезонное обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 (или с ТО-1) с соответствующим увеличением трудоемкости.
Планирование и методы технического обслуживания. Планирование технического обслуживания. Для равномерной загрузки пункта и бригад по техническому обслуживанию, а также для своевременного проведения определенного вида обслуживания ежемесячно составляют план-график, в котором указывают виды технического обслуживания каждого автомобиля по дням месяца. План-график утверждается главным инженером автотранспортного предприятия на каждый месяц.
Методы технического обслуживания автомобилей. В зависимости от количества и однотипности автомобилей в автотранспортном предприятии их техническое обслуживание организуют тупиковым или поточным методом.
При тупиковом методе все работы технического обслуживания, за исключением уборочно-моечных, производят на одном посту, оснащенном всем необходимым для этого оборудованием.
Поточный метод заключается в том, что работы данного вида обслуживания выполняют не на одном, а на нескольких последовательных постах, образующих поточную линию. Этот метод предусматривает обязательное выполнение на каждом посту определенных операций, причем их трудоемкость и количество рабочих подбирают так, чтобы время простоя автомобиля на всех постах было одинаковым. Для передвижения автомобилей по постам поточной линии применяют тяговые или несущие конвейеры.
Поточный метод способствует достижению высокой производительности труда, повышению качества выполняемых работ, снижению их себестоимости и лучшему использованию производственных площадей и оборудования. Этот метод применяют в автотранспортных предприятиях, имеющих большое количество однотипных автомобилей.
В связи с укрупнением автотранспортных предприятий широко распространено централизованное техническое обслуживание, которое организуют:
– в одном головном, или базовом, автотранспортном предприятии, объединяющем группу таких предприятий;
– на базах централизованного технического обслуживания (БЦТО), к которым прикрепляют несколько автотранспортных предприятий.
Организация централизованного технического обслуживания автомобилей позволяет объединять материально-технические ресурсы отдельных автотранспортных предприятий для создания мощных механизированных пунктов технического обслуживания и ремонтных мастерских с высокопроизводительным оборудованием, что не доступно для отдельных, особенно мелких, автотранспортных предприятий. При этом появляется возможность внедрения комплексной механизации мойки, смазки, крепежных, регулировочных и других работ с применением новейшего оборудования (моечных установок высокого давления, топливо- и маслозаправочных колонок, пневматических и электромеханических солидолонагнетателей, компрессорных автоматизированных станций для централизованного обеспечения сжатым всздухом всех постов и др.). Это в свою очередь способствует улучшению качества работ, повышению производительности труда и значительному снижению себестоимости обслуживания.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дефекты и износы деталей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы