Уплотнители неподвижных окон. К этому типу относятся передние и задние окна, боковые окна двухдверных автомобилей и автомобилей типа комби, окна в кабинах грузовых автомобилей и автобусов. Демонтаж неподвижных окон заключается в извлечении стекла с уплотнителем и окантовкой. Демонтаж переднего окна начинают с отгибания поводков стеклоочистителей. Затем надавливают на один из верхних углов стекла (рис. 6.47), вблизи уплотнителя. Надавливание не прекращают до тех пор, пока стекло полностью не будет вытолкнуто. После этого снимают окантовку с уплотнителя, а уплотнитель снимают со стекла.
Демонтаж уплотнителя с вставленным замочным шнуром с внутренней стороны автомобиля начинают с поддевания деревянным клином конца замочного шнура. Затем шнур полностью вытягивают из уплотнителя под прямым углом к стеклу. После удаления замочного шнура извлечение стекла из оконного проема не представляет трудностей.
Довольно редко встречаются уплотнители окон такой конструкции, когда стекло находится внутри автомобиля, а борт уплотнителя, удерживающий стекло, расположен снаружи. Такой уплотнитель изнутри закреплен окантовкой. В этом случае демонтаж стекла начинают со снятия внутренней окантовки, затем сдвигают стекло внутрь автомобиля, поддерживая его изнутри для предохранения от падения.
Если для монтажа используют старый уплотнитель, то его необходимо предварительно очистить от остатков герметизирующей мастики, возможных мелких осколков стекла и следов клея. Новый уплотнитель перед монтажом необходимо очистить от талька, которым его покрывают для консервации.
Монтаж переднего стекла с вулканизированным закрытым профилем и пластиковой окантовкой производится следующим способом. На стекло, расположенное на специальном столе с присосками, надевают уплотнитель таким образом, чтобы углы уплотнителя сошлись с углами стекла. На стекла с углами малого радиуса (до 10 мм) уплотнитель надевают начиная с одного из углов. На стекла с большим радиусом закругления угла уплотнитель натягивают начиная с середины одной из длинных сторон. Уплотнитель должен быть равномерно натянут по всему периметру стекла.
Уплотнитель покрывают пластиковой окантовкой при помощи специального захвата. Монтаж пластиковой окантовки показан на рис. 6.48, на котором видна облицовочная скоба, закрывающая концы окантовки и предохраняющая их от отрыва от уплотнителя. Скобу закрепляют захватом.
Под борт уплотнителя вставляют пеньковый шнур диаметром 3—4 мм. Этот шнур, необходимый для монтажа стекла, вставляют при помощи отвертки таким образом, чтобы его концы перекрывались на некотором расстоянии. Шнур должен быть такой длины, чтобы оба выходящие из уплотнителя концы имели длину не менее 40 см. Для среднего класса легковых автомобилей длина шнура 3,5—4 м. Для облегчения монтажа шнур натирают воском, а при отсутствии воска — мылом.
Проем окна с приклеенным к нему уплотнителем тщательно очищают от остатков клея, грязи и масла тряпкой, смоченной бензином. Стекло приставляют к оконному проему с той стороны, на которой оно будет расположено после монтажа. В современных автомобилях стекла монтируют с наружной стороны автомобиля. Затем тянут шнур за концы и выворачивают борт уплотнителя на фланец проема. Одновременно помощник должен легко сдвигать стекло или слегка ударять по стеклу резиновым молотком в местах, где оттянут борт уплотнителя. При необходимости для выворачивания борта уплотнителя можно ипользовать отвертку. Плохо отвернутые внутренние и наружные края уплотнителя следует оттянуть и подправить отверткой.
Аналогично осуществляют монтаж стекол с уплотнителями и металлическими окантовками, которые закрепляют на уплотнителях при помощи отвертки, а также уплотнителей без облицовочных окантовок.
Иначе производится установка шнуровых уплотнителей, не представляющих собой замкнутого контура и невулканизированных. Новый невулканизированный уплотнитель должен быть несколько длиннее периметра стекла. Монтаж стекла 6 с уплотнителем 4, показанный на рис. 6.51, производят в такой последовательности.
1. Вставляют в резиновый уплотнитель резиновый шнур.
2. Для облегчения последующей установки в канавку взамен окантовки кольцевого сечения вставляют резиновую трубу меньшего, чем резиновый шнур 5, диаметра.
3. Подготовленный уплотнитель надевают на стекло так, чтобы стык был расположен в середине верхнего края стекла.
4. Обрезают уплотнитель так, чтобы его концы перекрывали один другой, как показано на рис. 6.52.
5. Оттягивают концы уплотнителя от стекла, смазывают клеем, (бутапреном) и после просыхания склеивают. Уплотнитель осаживают по краю стекла.
6. В наружную канавку резинового уплотнителя закладывают пеньковый или льняной шнур диаметром, равным примерно 4 мм, и длиной, равной примерно 4 м. Для облегчения вытягивания шнура из канавки его натирают воском или мылом. Если монтаж стекла будет производиться позже, концы шнура можно переложить на вогнутую сторону стекла и приклеить к стеклу специальными наклейками для предохранения шнура от выпадения из канавки
7. Располагают стекло около наружной стороны проема переднего окна и с усилием прижимают к фланцу. Помощник в’Дэто время вытягивает шнур для отгибания борта уплотнителя. Для облегчения этой операции по стеклу можно наносить с наружной сто-роны легкие удары рукой или резиновым молотком, что способствует лучшей посадке стекла с уплотнителем в оконный проем.
8. Вытаскивают резиновую трубку из наружной канавки уплотнителя и с помощью специального захвата закладывают круглый пластмассовый распорный шнур. Стык концов шнура должен находиться посередине нижней части резинового уплотнителя напротив его стыка.
9. Для обеспечения герметизации переднего стекла с помощью деревянного клина приподнимают борт резинового уплотнителя и внутрь закладывают герметизирующую пасту, не твердеющую в процессе эксплуатации автомобиля. Аналогичную операцию производят с бортом 4. После этого деревянной лопаткой снимают излишки герметизирующей пасты и очищают поверхности, прилегающие к уплотнителю.
Целесообразно применять герметизирующую пасту марки МК-При необходимости для герметизации можно употреблять битумную пасту (мастику), для очистки которой используют тряпку, смоченную в керосине. От керосина и следов битумной пасты поверхность очищают тряпкой, смоченной спиртом (или денатуратом).
Уплотнители дверных проемов, багажника, воздухозаборника.
Уплотнители дверных проемов и багажника при каждом закрытии двери или крышки деформируются. Усилия, воздействующие на эти уплотнители, вызывают их сжатие, изгиб, отрыв или совместное действие. Поэтому эти уплотнители значительно мягче, эластичнее и менее выносливы, чем уплотнители неопускных стекол, и должны крепиться при помощи клея или соединительных элементов.
По виду монтажа уплотнители можно разделить на:
1) устанавливаемые на клею;
2) устанавливаемые на клею и закрепляемые скобами;
3) закрепляемые скобами, которые являются составной частью уплотнителя;
4) закрепляемые заклепками;
5) закрепляемые винтами;
6) закрепляемые гвоздями или сшивными скобами.
Уплотнители из сплошной резины, закрепляемые на клею, удаляют, взявшись за конец уплотнителя. Подобный способ применим и для уплотнителей, закрепляемых различными крепежными элементами. Уплотнители из пористой резины менее прочны, чем уплотнители из сплошной резины, поэтому очень резкое отделение их приведет к разрыву. В необходимых случаях при снятии уплотнителей из пористой резины используют отвертку или нож.
При демонтаже уплотнителей, установленных на клею и дополнительно закрепленных скобами, сначала отгибают скобы отверткой или плоскогубцами (в зависимости от конструкции), а затем уплотнители отклеивают, используя при необходимости отвертку или нож.
Уплотнители, закрепленные заклепками, винтами или гвоздями, демонтируют, удаляя крепежные элементы и снимая уплотнитель.
Перед монтажом уплотнителей фланцы дверных проемов или багажника при наличии повреждений необходимо отремонтировать. Погнутые фланцы выправляют молотком, а порванные сваривают. Присохшие на фланцах клей и грязь счищают. При склеивании деталей клей наносят на всю поверхность фланца и на уплотнитель. После этого клей должен подсохнуть. Через некоторое время уплотнитель накладывают на фланец или размещают в канавке, прижимая его по всей длине. Если клееное соединение дополнительно усилено скобами, то скобы до начала монтажа уплотнителей закрепляют на фланце. Пример крепления уплотнителя проема багажника на клею с усилением крепления скобами приведен на рис. 6.56.
Приклеивание уплотнителей, разделенных углами проема, начинают от одного из углов и приклеивают каждый отрезок отдельно. Если проем имеет только один угол, то последующий стык уплотнителя должен разместиться на прямой линии; если это дверной проем, то посередине порога, так как порог обычно имеет накладку, которая предохраняет уплотнитель от отклеивания. В проеме багажника стык должен быть расположен на линии замка багажника, с помощью которого закрепляют концы уплотнителя.
Концы уплотнителей с замкнутым профилем сечения соединяют вставленным внутрь и приклеенным отрезком шнура или удерживаются скобой, закрепленной на фланце проема.
Уплотнители с крепежными элементами в виде желобка из стальной ленты имеют большую жесткость, поэтому их можно применять только в местах закруглений с большим радиусом порядка нескольких десятков миллиметров. Дверной проем с углами вынуждает разделять уплотнитель на углах. Кроме того, уплотнители разделяются на пороге. Уплотнители с желобком имеют большую жесткость. Для удобства транспортирования уплотнителей их разрезают на отрезки.
Уплотнители с крепежным элементом начинают монтировать с угла, а если проем не имеет угла, то уплотнитель монтируют так, как он был смонтирован до снятия. Монтаж уплотнителя заключается в насаживании его при помощи резинового молотка на выступающее ребро фланца дверного проема (рис. 6.57). При монтаже следует очень тщательно подбивать крепежные элементы к ребру фланца, особенно на его вогнутых местах, так как слабо закрепленные уплотнители могут быть сорваны при открывании двери или во время движения автомобиля. Если уплотнитель свободно садится на ребро фланца дверного проема, его необходимо снять и ударами резинового молотка немного сплющить желобок крепежного элемента. Излишек уплотнителя обрезают. Так же как у клееных уплотнителей, концы уплотнителей закрепляют вклеенным жгутом или металлической скобой, вставленной одним концом в профиль уплотнителя, а другим закрепленной на стальном листе дверного проема.
Монтаж щелевидного уплотнителя с крепежным элементом из синтетического материала, усиливаемым заклепками, проводится в такой последовательности. Резиновый уплотнитель вставляют в крепежный профиль из синтетического материала, расширяя желобок профиля отверткой. После этой операции уплотнитель устанавливают на ребро фланца проема при помощи резинового молотка (так же, как уплотнитель со стальным желобком). Установленный уплотнитель просверливают в нескольких местах и крепление усиливают односторонними заклепками.
Уплотнители закрепляют винтами только тогда, когда выступающие концы винтов не видны. Уплотнитель приклеен к металлу кузова, затем просверлен и закреплен самонарезающим винтом.
Окантовка для облицовки внутренней стороны дверного проема представляет собой шнуры из микропористой резины, обшитые тесьмой. Для закрепления гвоздями пригодны элементы уплотнителя, изготовленные только из ткани.
Уплотнители поворотных и опускных окон. Такие окна обычно встречаются в дверях. Двухдверные автомобили иногда имеют поворотные или опускные окна в боковых стенах кузова, и демонтаж и монтаж этих окон осуществляется тем же способом, что и дверных окон. Двери автомобилей оборудованы различными механизмами и арматурой (замки, ручки, стеклоподъемники, устройства для поворота стекла, направляющие стекол, тяги и тросы). Для обеспечения демонтажа и последующего монтажа уплотнителей стекол иногда необходимо снять многие детали. Обойщик автомобилей должен иметь соответствующую квалификацию, чтобы демонтировать механизмы дверей и вновь их устанавливать.
Наиболее легко устанавливать двери, которые имеют рамы, привертываемые к каркасу двери, укомплектованные уплотнителями и стеклами.
В таких дверях для демонтажа стекол и уплотнителей необходимо выполнить следующие операции:
— опустить в нижнее положение опускное стекло;
— снять внутренний поручень и подлокотник, ручку стекло подъемника; внутреннюю запорную ручку или накладку ручки обивочную панель (в соответствии с описанием, приведенным в разделе 6.2);
— удалить бумагу или пленку, покрывающую проемы в каркасе двери, и отвернуть винты 4 (рис. 6.61), крепящие трос стеклоподъемника к раме опускного стекла, а также снять планку 2;
— поднять руками стекло вверх, равномерно поджимая рамку стекла кверху;
— снять уплотнители, поддевая их отверткой
— сверху;
— отвернуть винты и снять рамку вместе со стеклами;
— срезать заклепку (рис. 6.62) и выбить ее из верхнего навеса поворотного стекла, соединяющего обойму стекла с рамкой двери;
— освободить винт (рис. 6.63) и вынуть стекло, заключенное в обойму, из рамки двери;
— вынуть стекло из обоймы. Если в обойме уплотнитель не поврежден, не покрыт крошками стекла и хорошо прилегает к обойме, в нее можно вновь вставлять стекло. В случае, если уплотнитель поврежден, обойму тщательно очистить от остатков уплотнителя и крошек стекла, после чего установить на клею новый уплотнитель в виде ленты из специальной резины и ударами резинового молотка вставить стекло. Стол, на котором монтируют стекло, должен быть покрыт мягким материалом для предохранения стекла от растрескивания или выкрашивания его краев. После установки стекла неравномерно выступающие части уплотнителя обрезают ножом на уровне краев обоймы;
— установить в рамку двери обойму со стеклом. При этом сначала вставить нижнюю ось в предназначенное для нее гнездо и соединить заклепками и петлей верхнюю часть стекла с рамкой двери. При клепке между частями петли вставляют тонкую прокладку для создания зазора, необходимого для свободного вращения петли. После клепки надо удалить прокладку, завернуть винт так, чтобы поворотное стекло могло вращаться от усилия 2—3 кгс, прилагаемого к точке в углу обоймы;
— заменить уплотнитель рамки поворотного стекла после демонтажа этого стекла из рамки двери, поддевая отверткой один из концов уплотнителя и вытягивая его из желоба рамки. Монтировать уплотнитель в рамку двери вдавливанием его в желоб. Монтаж начинать от угла рамки. Если уплотнитель входит в желоб с трудом, его нужно смазать глицерином.
Демонтаж опускного стекла очень прост, так как стекло можно вытянуть из рамки двери по направляющим; демонтаж и монтаж опускного стекла в его рамку производят так же, как и поворотного стекла, с той разницей, что после вставки новый уплотнитель не обрезается, так как в автомобиле он не будет виден.
Уплотнитель опускного стекла в случае, когда рамка проклеена фетром, снимают, поддевая края фетра отверткой и вытаскивая его из желоба рамки Фетровый уплотнитель не пригоден для повторного использования.
После очистки рамки от следов клея и остатков старого фетра можно вклеить новый фетр. Эту операцию выполняют, как показано на рис. 6.64. Рамку двери, желобок рамки стекла и фетр смазывают клеем, а для подгонки фетра по месту вместо стекла используют лист древесноволокнистой плиты. Вставляя лист в желоб, формуют уплотнитель, а затем обрезают лишние части фетра, выходящие из рамки.
В рамку двери вставляют опускное окно и в смонтированном виде закрепляют рамку на двери, выполняя операции в порядке, обратном демонтажу.
Совершенно иной тип представляют собой двери, у которых рамка окон отштампована как одно целое со всей панелью двери, что не позволяет отделить рамку от двери при демонтаже. Поворотное стекло такой двери заменяют в таком порядке: оттягивают кнопку тяги выключателя замка и отвертывают все самонарезающие винты по контуру рамки двери. Следует иметь в виду, что один винт может быть расположен в нижней части рамки, а его головка может быть скрыта в уплотнении поворотного стекла; вынимают рамку окна двери вместе с поворотным стеклом и его уплотнителями.
Дальнейший демонтаж поворотного стекла проводят так же, как в описанном выше случае.
Для замены опускного стекла требуется более значительный демонтаж двери.
При этом выполняют следующее:
— опускают стекло в нижнее положение;
— оттягивают кнопку тяги выключателя замка и отвертывают все самонарезающие винты, крепящие рамку окна;
— вынимают рамку окна вместе с поворотным стеклом и его уплотнителями;
— снимают подлокотник, внутреннюю ручку двери и ручку стеклоподъемника;
— отвертывают самонарезающие винты крепления обойной панели двери и снимают панель вместе с пружинами с осей внутренней ручки и ручки стеклоподъемника двери;
— отвертывают винты крепления рамки опускного .стекла к направляющим стеклоподъемного механизма;
— отвертывают болты, винты или самонарезающие винты крепления вертикальной направляющей опускного стекла и сдвигают ее в сторону, освобождая опускное стекло;
— вынимают стекло вместе с нижней и боковой рамками.
Монтаж опускного стекла проводят в обратной последовательности, чем при демонтаже: но с некоторыми отличиями.
Непригодное стекло вынимают из рамки, а новое вставляют в старый уплотнитель, если он находится в хорошем состоянии и прочно удерживает стекло. Если же уплотнитель имеет повреждения или слишком слабо удерживает стекло, уплотнитель. заменяют.
При монтаже опускного стекла его устанавливают так чтобы поворотное стекло можно было свободно открывать и закрывать, а вертикальные направляющие регулируют так, чтобы стекло не имело перекосов.
Пружины ставят на оси внутренней ручки двери и на ручке стеклоподъемника, прижимают их облицовочной панелью двери и закрепляют самонарезающими винтами, вставив их в прежние отверстия. Если для монтажа использована новая панель без отверстий под винты, следует просверлить отверстия в новых местах, не совпадающих с расположением старых отверстий.
Перед установкой рамки окна следует в щель уплотнителя поворотного стекла вложить шнур диаметром около 2,5 мм для установки уплотнителя в дверной панели.
После установки рамки дверного окна необходимо плотно прижать ее к двери и закрепить самонарезающими винтами.
Уплотнители опускных стекол окон, имеющие форму желобка, армированы металлическим каркасом, вставлены в металлические желобки и закреплены самонарезающим зинтом. Демонтаж желобка уплотнителя начинают с отвертывания винта, затем снимают уплотнитель. Установку уплотнителя проводят осторожно, устанавливая его на место при помощи резинового молотка.
Современные двери, приспособленные для быстрого монтажа, имеют рамки, выполненные в виде профиля из стального листа, приваренного к двери.
На внутренних панелях дверей предусмотрено множество отверстий, облегчающих установку различных механизмов.
Для демонтажа стекол и уплотнителей таких дверей необходимо выполнить следующие операции:
— опустить стекло в нижнее положение;
— отвернуть винты крепления подлокотника и снять его;
— снять ручку стеклоподъемника;
— снять облицовочную накладку внутренней ручки двери или замок;
— снять обивочную панель, отогнув скобы крепления; отвернуть винты крепления троса и отсоединить рамку опускного стекла от механизма стеклоподъемника;
— переместить стекло в верхнее положение и отвернуть гайку крепления средней направляющей к внутренней панели двери;
— потянув среднюю направляющую вниз, выдвинуть ее вверх и извлечь из двери;
— обвязать проволокой трос механизма стеклоподъемника на барабане, чтобы он не мог раскрутиться, и отвернуть гайку блока, натягивающего трос;
— снять трос с блоков и подтянуть его к передней части двери;
— переместить опускное стекло вниз и извлечь через нижнее отверстие внутренней панели двери. Демонтаж и установку стекла в рамку выполняют так, как описано в начале этого раздела;
— демонтаж поворотного стекла следует начинать с отвертывания винтов;
— извлечь часть уплотнителя опускного стекла и вбить деревянный клин в желобок нижнего уплотнителя для расширения желобка и облегчения извлечения рамки поворотного стекла в сборе;
— вынуть рамку поворотного стекла в сборе вместе со стеклом. Дальнейший демонтаж рамки поворотного стекла осуществляют так же, как и у двери с рамкой, привернутой к двери.
Если для ремонта дверей автомобиля требуется выполнить сварочно-жестяницкие работы или предусмотрена установка новых дверей, необходимо демонтировать со старых дверей все механизмы и арматуру (замок, дверные ручки, ограничители, механизм стеклоподъемника, опоры, уплотнители опускного стекла). Уплотнители следует вытащить из желобков или снять их с ребер-фланца, остальные механизмы отвернуть. Заклепки опор необходимо срубить или просверлить их головки и выбить, а опоры поднять вверх и снять с зацепов.
Отремонтированные, окрашенные или новые двери того же цвета, что и кузов автомобиля, устанавливают, соблюдая обратную последовательность операций.
Монтаж механизмов двери необходимо начинать с установки ограничителя, так как этот механизм предохраняет дверь от чрезмерного открывания и повреждения. Затем устанавливают замки, дверные ручки, их тяги, механизм стеклоподъемника. Уплотнители опускного стекла устанавливают при помощи резинового молотка. Поворотное стекло устанавливают после раздвижки’ панелей при помощи специальных щипцов или деревянного-клина.
Если есть необходимость демонтажа поворотного стекла, это можно сделать непосредственно на автомобиле при помощи отвертки. Стекло следует вынимать осторожно, чтобы не повредить уплотнение. При монтаже новое стекло вставляют вручную в желобок стальной обоймы с уплотнителем, а затем плотно подгоняют стекло при помощи резинового молотка. При такой подгонке помощник должен подпирать обойму с другой стороны тяжелым молотком для предохранения опор обоймы от поломки. Это самый простой и быстрый способ замены поворотного стекла.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Демонтаж и монтаж уплотнений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы