К таким системам и агрегатам относятся тормозная система, рулевое управление, амортизаторы, подвеска, шины и колеса, система освещения и сигнализации автомобиля.
Тормозную систему проверяют на посту, оборудованном роликовым стендом модели ЦКБ-К207 (для грузовых автомобилей и автобусов) или модели ЦКБ-К208 (для легковых), прибором модели НИИЛТ К-446 и комплектом инструментов слесаря-монтажника модели 2446. Автомобиль передними колесами устанавливают на ролики стенда. С помощью прибора модели НИИАТ К-446 определяют свободный и рабочий ход педали тормоза, а в гидравлическом приводе, кроме того, наличие воздуха в системе.
Для определения наличия воздуха в гидроприводе тормозов определяют разность ходов педали при первом ее движении до упора и после трех-четырех резких перемещений. По показаниям прибора К-446 эта разность не должна быть более 20 мм.
Проверяют состояние тормозных шлангов и герметичность гидравлического привода визуально, пневматического — на слух.
Для определения эллипсности тормозных барабанов нажимают на педаль с усилием 10 кгс у легковых автомобилей и 20 кгс у грузовых в течение 5—10 с. При этом размах колебаний стрелки каждого прибора стенда не должен быть более длины участка шкалы, соответствующего 30 кгс у легковых автомобилей и 70 кгс у грузовых.
Чтобы измерить величину тормозных сил, развиваемых тормозами каждого колеса, медленно нажимают на педаль до момента блокировки колес. Разность тормозных сил левого и правого колес одной оси не должна превышать 25% от полученной максимальной тормозной силы. Номинальное значение тормозной силы колеса составляет 80% веса автомобиля, приходящегося на него, а минимальное (недопустимое) — 40%.
Неодновременность срабатывания тормозов обоих колес проверяют без педометра; вместо него на педаль устанавливают контактный датчик. Устанавливают переключатель тормозных сил на значение, равное 80% наименьшей силы, полученной при предыдущей проверке. Включают электродвигатели блоков роликов. При экстренном торможении колес допустимое время срабатывания тормозов (по показаниям секундомеров стенда) не должно быть более 0,25 с, а неодновременность срабатывания тормозов — 0,06 с.
По окончании проверки тормозов передних колес снимают контактный датчик с педали и устанавливают автомобиль на ролики задними колесами. Для проверки тормозов задних колес выполняют те же операции, что и для передних.
Технология проверки тормозов с пневмоприводом на стенде осуществляется аналогичным образом и отличается от проверки с гидроприводом следующими операциями:
1) подключают воздушный ресивер автомобиля к пневмопульту стенда;
2) проверяют герметичность системы по падению давления воздуха в приводе от одного нажатия на педаль. Падение давления не должно быть более чем на 1 кгс/см2;
3) проверяют эллипсность тормозных барабанов при давлении воздуха в тормозных камерах 2 кгс/см2;
4) измеряют тормозные силы на колесах без педометра;
5) допустимое время срабатывания тормозов и неодновременность их срабатывания устанавливается в 2 раза больше, чем у тормозов с гидравлическим приводом, и составляет соответственно 0,5 и 1,2 с.
Техническое состояние ручного тормоза проверяют при включенном стенде и вращении колес автомобиля. Медленно затягивают ручной тормоз до получения суммарной тормозной силы обоих колес 770 кгс для автомобиля ГАЗ-53А и 1300 кгс для ЗИЛ-130 и выключают стенд. Полностью затягивают ручной тормоз. Рычаг тормоза при этом должен переместиться на 10 зубцов сектора автомобиля ГАЗ и 6 зубцов у ЗИЛ.
Автомобиль может поступить на диагностирование со следую, щими неисправностями тормозной системы: слабое действие тор, мозов; большое усилие на педали при торможении; педаль опускав ется при легком нажатии; неравномерное срабатывание тормозов-уменьшенный рабочий ход педали; плохое растормаживание колес’
Технология поиска причины слабого действия тормозов с гид. роприводом заключается в том, что вначале проверяют свободный ход педали и при необходимости регулируют его, а затем уровень тормозной жидкости в питательных бачках. Если уровень недостаточен, то, доливая жидкость, доводят его до нормы. Проверяют герметичность привода тормозов и, в первую очередь, колесных цилиндров. При отсутствии утечки жидкости слабое действие тор. мозов является следствием чрезмерного износа или замасливания тормозных барабанов и накладок колодок.
У автомобилей с пневмоприводом при слабом действии тормозов проверяют герметичность системы, состояние тормозных камер, работу компрессора, натяжение его ремня.
При наличии больших усилий, прикладываемых к педали во время торможения, автомобиль направляют в зону ТО или TP для ремонта гидровакуумного усилителя или его промывки, замены накладок или тормозных барабанов. Если педаль опускается при легком нажатии на нее, проверяют уровень тормозной жидкости в баках, герметичность гидропривода, состояние трубопроводов я шлангов.
При неравномерном срабатывании тормозов производят текущую их регулировку и дополнительную проверку на стенде. Если регулировкой устранить неисправность не удается, автомобиль должен быть направлен в зону ТО или ТР.
Неисправность — уменьшенный рабочий ход педали (жесткая педаль) может быть устранена при диагностировании автомобиля прочисткой компенсационного отверстия главного тормозного цилиндра. Если эта неисправность вызвана разбуханием внутренней манжеты цилиндра и другими причинами, то дальнейшее диагностирование автомобиля необходимо прекратить.
При плохом растормаживании колес проверяют свободный ход педали и при необходимости регулируют его. Если регулировка свободного хода педали не изменила действие тормозов, то автомобиль направляют в ремонт для замены разбухших резиновых манжет либо ослабленных оттормаживающих пружин, поврежденных поршней и других деталей.
Проверку рулевого управления производят с помощью прибора модели К-402 или модели НИИАТ К-187 и визуально.
Взаимные перемещения сопрягаемых деталей должны быть незначительными. Тяги и рычаги не должны иметь погнутости или повреждений, гайки шаровых пальцев и рулевой сошки должны быть надежно затянуты и зашплинтованы.
Общее техническое состояние рулевой трапеции удобно проверять на стендах для проверки углов установки колес автомобиля. Люфт в трапеции измеряют по изменению схождения колес до и после установки между ними распорной штанги, а геометрию трапеции (погнутость деталей и т. п.) по разности углов поворота обоих колес на 20° от нейтрального положения влево и вправо.
Силу трения рулевого управления определяют с помощью прибора модели К-402 (187) по потребности — после ремонта шкворневых соединений или чрезмерной затяжки червячной пары, шарнирных соединений, а также при заявлении водителя о тяжелом управлении автомобилем. Ее измеряют при повороте вывешенных колес автомобиля в обе стороны до предела по максимальному значению, зафиксированному при этом прибором. У легковых автомобилей сила трения не должна быть более 3 кгс, у грузовых и автобусов — 6-6 кгс.
Если люфт или сила трения рулевого управления оказались больше нормативных значений, обнаружено хорошо видимое на глаз взаимное перемещение деталей или нарушение их крепления, или выявлена погнутая тяга, рычаг и др., то автомобиль направляют в ремонт для замены изношенных или поврежденных деталей или регулировку узлов.
Гидроусилитель рулевого управления проверяют с помощью прибора модели ЦКТБ К465. Присоединяют прибор к рулевому механизму автомобиля ЗИЛ-130 согласно инструкции. Пускают двигатель и переводят его в режим холостого хода. Давление, развиваемое насосом, не должно быть менее 60 кгс/см2.
Основные неисправности рулевого управления, с которыми ово может поступить на диагностирование, — это увеличенный люфт (нерабочий ход рулевого колеса), повышенное сопротивление вращению рулевого колеса, стуки и скрипы в рулевом управлении. Чтобы выявить причину увеличенного люфта, проверяют крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага и при необходимости подтягивают болты крепления. Затем проверяют состояние (крепление, взаимное перемещение) деталей шарнирных соединений рулевой трапеции и подвески передних колес и зазор в зацеплении ролика и червяка, перемещение вала ру„ левой сошки, зазор в подшипниках колес. Если устранение повышенного люфта займет не более 10—20 мин, то подтягивают пробки ослабленных шарниров и болты.
При более трудоемких операциях записывают обнаруженную причину неисправности в диагностическую карту и прекращают диагностирование автомобиля.
При тугом вращении рулевого колеса причины неисправности не ищут, а направляют автомобиль в ремонт или на регулировку червячной пары рулевого механизма.
Для выявления неисправности «стук и скрип» в рулевом управлении при поворотах вывешенных передних колес автомобиля проверяют смазку верхнего подшипника вала рулевого механизма, уровень масла в картере рулевого механизма, его герметичность, люфт в шарнирах маятникового рычага и при необходимости смазывают подшипник, доливают масло в картер, подтягивают его спускную пробку, болты крепления, крышки маятникового рычага и т. д. Если эти операции не устранили стука и скрипа, то прекращают диагностирование автомобиля и направляют его в зону ТО или TP для более углубленной проверки с разборкой рулевого управления, заменой изношенных втулок маятникового рычага или ролика, червяка и т. д.
Проверку шин и колес начинают с внешнего их осмотра. Определяют целостность шины (наличие вздутостей и отслоений, порезов, проколов и других явных повреждений протекторов), степень и характер износа рисунка шин, а также повреждение колес (наличие больших вмятин на дисках или повреждение обода), надежность их крепления на ступицах.
Остаточная глубина рисунка протектора шины по центру беговой дорожки не должна быть менее 1,6 мм у легковых и 1,0 мм у грузовых автомобилей. Шина не должна иметь сквозных повреждений или разрывов нитей корда, значительных отслоений, местных вздутостей резины протектора. Колеса должны быть надежно закреплены; не допускаются их повреждения, вызывающие повышенное биение при их вращении или нарушающие плотную посадку шин. Износ шин должен быть равномерным по всей длине и ширине беговой дорожки. Износ в центральной части дорожки возникает при эксплуатации шин с повышенным давлением воздуха в них, а по краям дорожки — с пониженным; односторонний износ внешней части дорожки свидетельствует о неправильных схождении или развале колес, а местный пятнистый износ — о неисправности амортизаторов или нарушении балансировки колес.
Давление воздуха в шинах определяют с помощью манометров, а воздух подкачивают автоматической воздухораздаточной колонкой модели С-401 или непосредственно от компрессора.
установку колес проверяют на специализированных постах, борудованных стендами модели К-1119М (К-111) для легковых автомобилей или модели КИ-4872 ГОСНИТИ для грузовых или при их отсутствии с помощью переносных линеек и приборов. Перст. проверкой установки колес оценивают биение их в горизонтальной и вертикальной плоскостях с помощью прибора с индикатором; путем поворота колес за рулевое колесо автомобиля проверяют визуально взаимные перемещения сопряженных деталей передней подвески, привода рулевого управления и состояние их деталей — изменение формы, целостность уплотнений, надежность посадки и крепления и т. д.
При необходимости подтягивают гайки и устраняют неисправности, если трудоемкость работ не превышает 20 чел. мин.
Углы установки колес проверяют согласно инструкции по эксплуатации стендов и приборов. Параметры углов установки колес должны соответствовать нормативам.
При проверке установки колес грузовых автомобилей на стенде модели КИ-4872 ГОСНИТИ боковая сила в контакте шины с роликом (барабаном) должна быть в пределах 8—12 кгс для автомобилей ГАЗ-53А и 14—23 кгс для ЗИЛ-130. Амортизаторы легковых автомобилей проверяют с помощью стенда модели ЦКБ-КПЗ. Вначале проверяют герметичность амортизаторов, надежность их крепления, состояние штоков, резиновых в гулок и др. При обнаружении утечки жидкости, погнутых штоков, повреждения резиновых втулок диагностирование амортизаторов прекращают, автомобиль направляют в зону ТО и ТР.
Передними колесами легковой автомобиль устанавливают на опорные площадки стенда. Включают стенд и после кратковременного колебания площадок c. передними колесами выключают электропривод. Когда колебания полностью прекратятся, вынимают бумажные диски из головок стенда. По величине максимальной амплитуды колебаний, записанной на бумажных дисках, определяют работоспособность каждого переднего амортизатора.
Аналогично при установке на стенд задних колес проверяют задние амортизаторы. Фары проверяют с помощью прибора модели К-303. Сила света фар должна быть не менее 10 000 свечей, а отклонение центра светового пятна от перекрестия экрана прибора— более 30 мин. Другие элементы системы освещения и сигнализации (подфарников, переключателей, стоп-сигнала и др.) проверяют визуально, оценивая действия каждого при их включении.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностирование агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы