Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Диагностика технического состояния автомобиля

Публикация:
   Диагностирование двигателя и его систем

Читать далее:




Диагностирование двигателя и его систем

Двигатель диагностируют на посту, оборудованном стендом модели К-409М (для легковых автомобилей), К-424, СД-ЗМ или КИ-4856 (для грузовых автомобилей), различными приборами и инструментами.

Ведущими колесами автомобиль устанавливают на ролики стенда. Под передние колеса устанавливают упоры (башмаки) против самопроизвольного движения автомобиля вперед в процес-се диагностирования. Затем ставят вентилятор против радиатора автомобиля. Пускают и прогревают двигатель автомобиля, включают стенд и его вентилятор. Проверяют устойчивость работы двигателя на малых оборотах холостого хода, надежность работы на основных и переходных режимах, прослушивают его с помощью стетоскопа на всех режимах; стуки в двигателе не допускаются. Если двигатель работает неустойчиво на малых оборотах, то регулируют систему холостого хода карбюратора. При обнаружении стуков прослушивают двигатель в зонах расположения подшипников, поршней, клапанов, распределительных шестерен с целью определения места и причины возникновения стуков и рекоменда* ций по их устранению.

Для этого вначале резко изменяют частоту вращения коленчатого вала двигателя. Если при этом вблизи плоскости разъема картера прослушиваются сильные глухие низкого тона стуки, значит чрезмерно изношены коренные подшипники; более звонкие стуки, усиливающиеся при увеличении оборотов, появляются при л чьшем износе шатунных подшипников. Незвонкие, приглушение стуки в верхней части блока цилиндров, появляющиеся на малых оборотах или под нагрузкой, служат симптомами повышенных износов поршней, поршневых колец. Четкие, звонкие стуки в зоне клапанов, прослушиваемые при малых оборотах на прогрел ом двигателе, свидетельствуют об увеличенных тепловых зазорах между стержнем клапана и носком коромысла (тарелкой толкателя).

При наличии стуков диа!ностирование двигателя прекращают, автомобиль направляют в зону ТО или ТР.

Общую оценку технического состояния двигателя на стендах производят по максимальной мощности или максимальному крутящему моменту, снимаемым с ведущих колес автомобиля в их контакте с роликами. Включают прямую передачу; двигателем раскручивают ролики стенда и колеса автомобиля до заданной скорости. Для автомобилей ГАЗ-БЗА и ЗИЛ-130 она равна 50 км/ч, для легковых автомобилей 80 км/ч. Постоянно поддерживая эту скорость, медленно открывают дроссельную заслонку и одновременно увеличивают нагрузку на двигатель путем торможения ведущих колес роликами стенда. Когда дроссельная заслонка полностью открыта, дают наибольшую нагрузку на двигатель, т. е. до момента резкого уменьшения скорости. По показанию прибора стенда, зафиксированному в это время, определяют максимальную мощность или тяговую силу (крутящий момент) двигателя.

Мощность на ведущих колесах автомобилей типа FA3-53A и ЗИЛ-130 при испытании на стенде модели КИ-4856 не должна быть соответственно менее 48 и 56 л. с. Эти значения установлены при потерях мощности на прокручивание ведущих колес и трансмиссии со скоростью 40 км/ч при выключенном двигателе и нейтральном положении рычага коробки передач, равных соответственно 17 л. с. и 26. Вращение колес при этом осуществляется от роликов стенда. Потери мощности могут оказаться увеличенными из-за притормаживания колес при сильно затянутых подшипниках ступиц колес, отсутствия зазора между тормозными барабанами и накладками колодок, из-за чрезмерного износа шестерен и подшипников трансмиссии.

Если мощность на ведущих колесах, развиваемая двигателем, оказалась ниже нормативной, то вначале проверяю! правильность установки опережения зажигания. Для этого при работающем двигателе и включенной прямой передаче поворачивают предварительно освобожденный корпус прерывателя до тех пор, пока на приборе стенда не будет достигнуто наибольшее показание, т. е. максимальная нагрузка на двигатель при заданной скорости ведущих колос.

Мощность каждого цилиндра двигателя проверяют с помощью прибора Э-216. Подключают прибор к системе зажигания и доводят обороты коленчатого вала до скорости, соответствующей максимальной мощности двигателя. Переключателем прибора поочередно выключают зажигание каждого цилиндра. По величине уменьшения оборотов определяют эффективную мощность каждого цилиндра. Чем хуже состояние цилиндров, тем меньшее изменение оборотов вызывает его выключение. Выключение одного цилиндра у шестицилиндрового двигателя должно уменьшать частоту вращения коленчатого вала не менее чем на 10%.

В отдельных цилиндрах мощность может уменьшиться из-за неплотности прилегания клапанов к гнездам, большого износа поршневых колец и зеркала цилиндра, повреждения прокладки головки блока цилиндров и по другим причинам.

Общую герметичность цилиндров оценивают приближенно с помощью компрессометра модели К-179. После прогрева двигателя до 60—70 °С его выключают и вывертывают свечи. Полностью открывают воздушную заслонку карбюратора. Поочередно прижимая резиновый наконечник компрессометра к отверстию для свечи, прокручивают стартером коленчатый вал двигателя и определяют по шкале прибора давление в конце такта сжатия каждого цилиндра.

Диагностирование системы питания двигателя начинают с тщательного осмотра мест возможного подтекания топлива — карбюратора, бензонасоса, штуцеров и других деталей узлов соединения. При обнаружении подтеканий топлива подтягивают соответствующие детали. Если устранение подтекания топлива требует выполнения работ трудоемкостью более 10 чел-мин, то диагностирование двигателя прекращают, автомобиль направляют в ремонт.

Расход топлива определяют с помощью расходомера и стенда модели К-424. Включают расходомер в топливную сеть автомобиля между карбюратором и бензонасосом. Пускают двигатель, включают прямую передачу и полностью открывают дроссельную заслонку. Включают стенд, нагружая им двигатель, устанавливают скорость 50 км/ч для грузовых автомобилей. Рукоятку крана расходомера переводят в положение «замер». Определяют расход топлива за 30—60 с работы. Отключают расходомер, выключают двигатель и стенд. Часовой расход топлива (в кг/ч) подсчитывают путем умножения полученного результата измерения на 3,6 и деления на время работы двигателя при контроле. Часовой расход топлива не должен быть более 22 кг/ч для автомобиля ГАЗ-63А и 25 кг/ч для автомобиля ЗИЛ-130. При повышенном расходе топлива проверяют состояние элементов системы питания.

Бензонасос проверяют с помощью прибора модели 527Б или К-436, которые присоединяют к топливной магистрали между насосом и карбюратором.

Содержание СО определяют с помощью прибора модели И—СО или модели НИИАТ-К.456. После 4 раз прокачки заборника прибора чистым воздухом вводят в прибор чистый воздух через штуцер «вход». Поставив переключатель прибора в положение «контроль», нажимают на кнопку «накал»; устанавливают реостатом «ток» стрелку против контрольной точки. Затем переключатель ставят в положение «анализ», нажимают кнопку «накал», устанавливают реостатом стрелку на нулевое деление шкалы.

Пускают двигатель, устанавливают малые обороты холостого хода и открывают полностью воздушную заслонку карбюратора. Заборником берут из глушителя автомобиля пробу отработавшего газа и вводят ее в прибор через штуцер и «вход». Нажимают кнопку «накал», снимают показания с прибора. Для получения более надежного результата контроля такую проверку производят 3—4 раза подряд. Затем увеличивают обороты холостого хода до 2200 об/мин и проверяют содержание СО 3—4 раза на этом режиме работы двигателя.

Увеличенное содержание СО на малых оборотах возникает при нарушении работы системы холостого хода, и на больших оборотах— при отклонениях от нормы работы главной дозирующей системы или негерметичности клапанов экономайзера и насоса-ускорителя карбюратора, а также неисправностей системы зажигания.

Уровень бензина в поплавковой камере карбюратора проверяют с помощью резинового шланга, снабженного резьбовым штуцером и стеклянной трубкой диаметром 10 мм, с нанесенными на ней мерными рисками. Вывертывают сливную пробку поплавковой камеры и вместо нее устанавливают штуцер. Заполняют кабрюратор топливом. Измеряют расстояние от уровня бензина в стеклянной трубке до плоскости разъема поплавковой камеры. Это расстояние должно быть для карбюратора модели К-125 («Запорожец») 17—19 мм, модели К-124Г (ГАЗ-21 «Волга») —20 мм; модели К-59 («Москвич-407») —21—23 мм; модели К-126Б (ГАЗ-53А) — 19—21 мм; модели К-88 (ЗИЛ-130) — 18—19 мм. При замере верхний конец стеклянной трубки должен быть выше плоскости разъема поплавковой камеры.

При наличии в поплавковой камере смотрового окна уровень бензина определяют по имеющимся рискам.

Систему смазки проверяют на герметичность путем осмотра соединений трубопроводов, масляных фильтров, сальников, карте-Ра Двигателя, крышки распределительных шестерен и определения давления масла, развиваемого насосом при работе прогретого двигателя. Подтекания масла не допускается. Давление не должно быть менее 1 кг/см2 у автомобиля ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 при работающем двигателе.

Техническое состояние системы охлаждения вначале определияют осмотром мест возможного подтекания охлаждающей жидкости в соединениях патрубков, радиаторе, водяной рубашке двигателя и др. Подтекание охлаждающей жидкости не допускается. При наличии подтекания жидкости подтягивают хомутики креплений шлангов. Работы по устранению подтекания жидкости трудоемкостью более 10 чел-мин выполняют в зоне ТО и ТР.

При отсутствии видимых мест подтекания герметичность системы охлаждения определяют опрессовкой с помощью прибора модель К-437.

Эффективность действия системы охлаждения оценивают стабильностью поддержания температуры охлаждающей жидкости около 85 °С при нормальной работе двигателя, а также по разности температур в верхнем и нижнем бачках радиатора (разность не должна быть менее 12 °С). Наиболее частой возможной причиной ухудшения эффективности действия системы охлаждения могут быть отложение накипи, снижение производительности водяного насоса из-за ослабления натяжения приводных ремней насоса.

Натяжение приводных ремней двигателя проверяют с помощью приспособления модели НИИАТ К-403 при неработающем двигателе. Прогиб ремня при определенных усилиях, прилагаемых в его средней части, должен быть в пределах нормативных значений.

Техническое состояние системы зажигания определяют с помощью стенда модели Э-205 и комплекта инструмента электрика-карбюраторщика модели И-102. Подключают стенд к электросети и схеме электрооборудования автомобиля, устанавливают электропривод управления педалью газа в кабине автомобиля.

Для проверки аккумуляторной батареи без нагрузки включают зажигание и ставят переключатель в положение «батарея». Вольтметр стенда должен показать напряжение не ниже 12 В. Для проверки аккумуляторной батареи под нагрузкой стартером включают стартер в цепь батареи нажатием на кнопку «пуск», снимают показания с вольтметра. Напряжение должно быть не ниже 10,2 В.

Стартер в режиме полного торможения проверяют при включении прямой передачи и тормозов автомобиля. Нажимают кнопку «пуск» и фиксируют показания амперметра и вольтметра. Потребляемые стартером ток и напряжение должны соответствовать нормативным данным.

Для проверки состояния контактов прерывателя вначале их замыкают, поворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой. Затем переключатель стенда устанавливают в положение «контакт» и включают зажигание. Вольтметр стенда должен показывать уменьшение напряжения на контактах прерывателя не более чем на 0,1 В. При большем падении напряжения необходимо зачистить контакты.

Проверка генератора:
— в режиме двигателя. Снимают приводной ремень. Включают реостат нагрузки и устанавливают переключатель стенда н положение «реж. дв.» и нажимают на кнопку «реж. дв.». Ток, потребляемый генератором, по показанию амперметра не должен быть более 5 А. Надевают ремень на шкив генератора;
— на начало отдачи. Ставят переключатель стенда в положение «генератор», а переключатель тахометра в положена 1200 об/мин». Пускают двигатель включением кнопки «пуск» и с помощью кнопки «больше» увеличивают обороты вала двигателя, наблюдая по показаниям тахометра число оборотов, при котором генератор развивает номинальное напряжение. Это число оборотов должно быть у генератора ГАЗ-53А 705 об/мин и ЗИЛ-130 815 об/мин;
— на полную отдачу. Переключатель оставляют в том же положении «генератор», а переключатель тахометра ставят в положение «600 об/мин». Включают реостат нагрузки и поворачивают его рукоятку на несколько оборотов. Нажимая соответственно кнопки «больше» и «меньше», устанавливают скорость вращения ротора генератора, при которой достигаются номинальные значения тока и напряжения.

При номинальном токе 28 А скорость вращения ротора генератора должна быть не менее 1240 об/мин для ГАЗ-53А и 1430 об/мин для ЗИЛ-130.

Проверку реле-регулятора начинают с контроля регулятора напряжения. Переключатель стенда ставят в положение «РН», реостатом устанавливают 50% номинальной нагрузки генератора и доводят обороты вала двигателя до 1500—2000 об/мин. Показания вольтметра стенда должны быть 13,5 В для южных районов, 14,2 В для центральных и 15 В для северных.

Ограничитель тока проверяют при положении переключателя «ОТ» и увеличении нагрузки на генератор.

Реле обратного тока проверяют при положении переключателя «РОТ» и нагрузке генератора, равной 10 А. Плавно увеличивая обороты вала стенда, фиксируют по вольтметру максимальное напряжение, при котором происходит включение реле. Это напряжение для южных районов должно быть 11,8—12,2 В, центральных 12—12,5 В и северных 12,5—13 В.

Первичную цепь зажигания проверяют при положении переключателя осциллографа «I». Установив изображение процесса по всему экрану (рукоятками «размер» и «запуск»), измеряют угол замкнутого состояния контактов. Для автомобилей FA3-53A и ЗИЛ-130 он должен быть в пределах 30—25°. По соответствующему участку изображения оценивают состояние контактов прерывателя, катушки зажигания и конденсатора. Поставив переключатель осциллографа в положение «I», накладывают осциллограммы первичного напряжения всех цилиндров и определяют износ кулачка и привода прерывателя-распределителя сравнением полученной осциллограммы с эталонной. При увеличении угла более чем на 5° прерыватель-распределитель признается негодным для использования.

Состояние свечей зажигания определяют при положении переключателя осциллографа «15 кВ». На шкале 0—15 кВ осциллограммы пробивное напряжение должно быть в пределах 8—10 кВ. Не допускаются отклонения напряжения между свечами более 3 кВ.

Максимальное пробивное напряжение свечей при большом нагрузке не должно быть более 70% напряжения, развиваемого катушкой зажигания.

Для проверки катушки зажигания переключатель осциллографа ставят в положение «30 кВ». Один из проводов свечей снимают и кладут на изолированную пластинку — фибровую, текстолитовую.

Напряжение, развиваемое катушкой, должно быть не менее 15 — 20 кВ по шкале 30 кВ.

При меньшем напряжении необходимо провести поэлементный контроль системы зажигания. Максимальное напряжение на электродах свечей может быть значительно понижено даже при исправной системе зажигания от уменьшения компрессии двигателя, обеднении (обогащении) горючей смеси. Поэтому для выяснения причин понижения напряжения необходимо произвести поэлементное диагностирование состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, системы питания.

Мощность по цилиндрам определяют при установке переключателя стенда в положение «осциллограф» и переключателя тахометра в положение — «1200 об/мин». Соединяют перемычку (прикладываемая к стенду модели Э-205 деталь) зажимом с «массой» двигателя и устанавливают обороты коленчатого вала двигателя около 1000 об/мин. Поочередно отключают цилиндры путем снятия наконечника со свечой и соединения их со штырем перемычки. Разность изменения числа оборотов по цилиндрам не должна быть более 100 об/мин.

Начальный угол опережения зажигания проверяют с помощью стробоскопического прибора модели Э-102 при минимальных оборотах коленчатого вала двигателя. Ставят переключатель в положение «Опережение» и направляют световой луч на контрольные метки. Благодаря стробоскопическому эффекту метки будут казаться неподвижными и должны совпадать. При необходимости поворотом корпуса прерывателя-распределителя добиваются совпадения этих меток.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Диагностика технического состояния автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Диагностирование двигателя и его систем"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства