Определение технического состояния двигателя начинают с анализа информации тракториста или водителя автомобиля. Об общем состоянии двигателя можно судить по трудному запуску и перебоям в работе, по стукам и ненормальному дымлению отработавших газов, по снижению давления в масляной магистрали двигателя, по повышенному расходу топлива и картерного масла, по снижению мощности. Однако действительное состояние двигателя может быть выявлено только при помощи специального оборудования и приборов при диагностировании.
Проверка давления масла.В главной магистрали двигателя давление определяют приспособлением КИ-5472 или КИ-13936 и одновременно проверяют исправность щиткового манометра. Приспособление состоит из эталонного манометра (рис. 3) со шкалой от 0 до 1,0 МПа (0…10 кгс/см2), гибкого рукава с ниппелем и накидной гайкой и сменных штуцеров. На двигателе, прогретом до нормального теплового режима, замечают показания щиткового манометра при максимальной и при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Затем останавливают двигатель отъединяют щитковый манометр и на его место присоединяют приспособление КИ-5472, как показано на рисунке. Пускают двигатель и по эталонному манометру приспособления отмечают давление масла при максимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.
Рис. 1. Проверка давления масла в главной магистрали двигателя приспособлением КИ-5472:
1 — соединительный рукав; 2 — манометр; 3 — заглушка; 4 — трубка щитового манометра; 5 — сменный штуцер; 6 — накидная гайка.
Превышение разности показаний эталонного и рабочего (щиткового) манометров более чем на 0,02 МПа указывает на необходимость замены рабочего манометра. Допустимое давление масла для большинства тракторных двигателей при максимальной частоте вращения коленчатого вала составляет 0,25 МПа и при минимальной устойчивой частоте вращения 0,1 МПа, а для двигателей ЯМЗ-240Б соответственно 0,2 и 0,13 МПа.
Приспособление КИ-4940 в отличие от приспособления КИ-5472 с помощью тройника присоединяют к масляной магистрали одновременно с рабочим манометром.
Окончательное решение о состоянии подшипников коленчатого вала по давлению масла в магистрали сделать нельзя, так как причиной снижения давления масла могут быть неисправности механизмов смазочной системы. Поэтому, если давление масла оказалось ниже допустимого, измеряют зазоры в подшипниках коленчатого вала и в сопряжениях шатуна с поршнем.
Проверка фильтров тонкой очистки топлива, перепускного клапана и топливоподкачивающего насоса ведется при помощи приспособления КИ-4801 непосредственно на тракторе. Оно состоит из корпуса с рукояткой, на котором расположены манометр для измерения давления до 0,4 МПа, трехходовой кран, два шланга с наконечниками и удлиненными штуцерами. Внутри рукоятки размещен клапан для удаления воздуха.
Один из шлангов приспособления присоединяют к системе перед фильтром тонкой очистки, другой — после фильтра. Прокачивают топливную систему до удаления пузырьков воздуха в приспособлении и запускают двигатель. На номинальном скоростном режиме работы двигателя, изменяя рукояткой положение трехходового крана, замеряют давление топлива за фильтром и перед фильтром. Давление топлива перед фильтром ниже 0,08 МПа для насосов поршневого типа и ниже 0,06 МПа для насосов шестеренного типа указывает на неисправность редукционного клапана или насоса. Ьсли регулировкой клапана не удается поднять давление топлива перед фильтром, то неисправен насос и его надо заменить или отремонтировать. Давление топлива за фильтром ниже 0,04 МПа и Для двигателей ЯМЗ ниже 0,08 МПа при исправных топливопод-качивающих насосах указывает на предельную загрязненность фильтрующих элементов и необходимость их замены.
Проверка форсунок. Форсунки проверяют и регулируют без сияния их с двигателя при помощи приспособления КИ-9917 и ав-тостетоекопа ТУ I 1 БеО-ООЗ, комбинированного приспособления КИ-16301А или в мастерской на стационарных приборах КИ-562 и КИ-ЗЗЗЗЛ. Перед проверкой форсунки в мастерской разбирают, очищают от нагара и промывают сначала в бензине, затем в дизельном топливе.
Приспособление КИ-9917 представляет собой ручной насос высокого давления, в корпусе которого размещены плунжерная пара, нагнетательный клапан и привод плунжера с рычагом. К корпусу присоединены резервуар для топлива с рукояткой и манометр высокого давления.
Для проверки форсунки приспособление соединяют с топливопроводом высокого давления и, делая рычагом 35… 40 подкачиваний в минуту, создают необходимое давление в топливопроводе. По максимальному отклонению стрелки манометра определяют давление начала впрыска. Для двигателей с раздельными камерами сгорания давление начала впрыска должно составлять 12,5… 13,0 МПа, для двигателей Д-21А1, Д-37Е и Д-65Н — 17,0… 17,5, для двигателей Д-240 всех модификаций, СМД-60 и СМД-62 — 17,5…18,0, для двигателей А-41, А-01М, ЯМЭ-238НБ — 15,0 и для двигателей ЯМЗ-240Б— 16,5…17,0 МПа. Отклонение давления от приведенных значений допускается не более ±0,5 МПа.
При необходимости форсунки регулируют, не снимая с двигателя, и проверяют качество распыла. Делают рычагом приспособления 70…80 подкачиваний в минуту и, приставив наконечник автостетоскопа к корпусу форсунки, прослушивают звук впрыска. При отсутствии ярко выраженного четкого прерывистого звука, характерного для исправной форсунки, ее снимают и регулируют на стационарных приборах в мастерской.
Проверка прецизионных пар топливного насоса. Техническое состояние плунжерных пар и пар нагнетательных клапанов проверяют на двигателе при помощи приспособления КИ-4802. Оно состоит из корпуса с рукояткой, внутри которой размещен предохранительный клапан топливопровода высокого давления и манометра со шкалой до 40 МПа. Предохранительный клапан приспособления проверяют и регулируют в мастерской на приборе КИ-562 так, чтобы он открывался при давлении 30…32 МПа. Топливопровод прибора поочередно присоединяют к штуцеру высокого давления проверяемой секции топливного насоса и включают подачу топлива. Прокручивая коленчатый вал двигателя пусковым устройством, следят за положением стрелки манометра. Если манометр показывает давление менее 25 МПа в двигателе с разделенными камерами сгорания или менее 30 МПа в двигателе с непосредственным впрыском, то плунжерные пары изношены и требуют замены.
Рис. 2. Проверка форсунки приспособлением КИ-9917:
1 — форсунка; 2 — топливопровод высокого давления; 3 — манометр; 4 — корпус; 5 — рычаг; 6 — резервуар для топлива; 7 — рукоятка.
Затем проверяют состояние нагнетательного клапана. Прекратив прокручивание вала, секундомером 5 измеряют время падения давления по манометру от 15 до 10 МПа. Если оно составляет менее 10 с, нагнетательный клапан необходимо заменить. Если при проверке в топливном насосе оказались изношенными хотя бы одна плунжерная пара или один нагнетательный клапан, то такой насос подлежит замене или ремонту.
Универсальное приспособление КИ-16301А позволяет определять состояние прецизионных пар топливного насоса, форсунок, давление в главной масляной магистрали двигателя и загрязненность основного фильтра навесной гидравлической системы. Оно снабжено переключателем подачи топлива, тройником и манометром низкого давления. Процесс проверки механизмов примерно такой же, как приспособлениями КИ-9917 и КИ-4802.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностирование смазочной системы и механизмов системы питания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы