В ряде случаев, когда по условиям производства (загазованность помещения, пыль, пар, шум, а также при работе с ядовитыми или радиоактивными грузами) нахождение крановщика в рабочей зоне крана запрещено, применяют дистанционное (на расстоянии) управление грузоподъемными кранами. Развитие электро- и радиотехники, а также телемеханики привело к созданию различных схем дистанционного управления, позволяющих крановщику управлять краном по проводам (кнопочные станции, выносные пульты управления) либо по радио (с помощью радиосигналов). При этом пульт дистанционного управления краном может быть стационарным или переносным.
В тех случаях, когда крановщик из кабины управления не видит перемещаемый груз, также применяют дистанционное управление. Дистанционное управление грузоподъемным краном не только сохраняет здоровье оператора-крановщика и улучшает условия его работы, но и позволяет совместить управление несколькими кранами с одного централизованного пульта, т. е. уменьшить число обслуживающих краны рабочих.
В случае применения переносного пульта управления оператор-крановщик постоянно находится рядом (в безопасной зоне) с перемещаемым грузом и видит его, что повышает качество выполнения работ. В случае применения стационарного пульта управления оператор-крановщик лишен указанного преимущества, поэтому он получает команды управления краном от стропальщика по телефонной или радиосвязи. На крупных, хорошо оборудованных складах применяют телевизионные камеры, расширяющие поле зрения оператора-кра- новщика. Указанные технические средства целесообразно применять и при непосредственном управлении краном из кабины в случае ограниченной видимости перемещаемого груза.
При удалении пульта управления на значительное расстояние от управляемого крана, когда применение дистанционного управления по проводам нерационально, краном управляют по радио. Радиоаппаратура для управления грузоподъемными кранами состоит из компактного переносного пульта (массой 3 кг) со встроенным радиопередатчиком, закрепленного на поясе стропальщика, и приемника сигналов, смонтированного на кране. Каждому механизму крана соответствует определенная рукоятка на пульте управления, обеспечивающая не только его включение (выключение), но и реверсирование механизма и регулирование скорости рабочего движения.
К дистанционному управлению относят управление с пола подвесными однобалочными мостовыми (при высоте до 5,5 м), консольными кранами и кранами-штабелерами малой грузоподъемности. В этом случае краном управляют при помощи кнопочного аппарата, связанного с электрооборудованием крана гибким кабелем. Длина электрокабеля должна обеспечивать лицу, управляющему краном, возможность находиться на безопасном расстоянии от перемещаемого груза. Кнопочный аппарат подвешивают на вспомогательном стальном канате малого диаметра. При расположении кнопочного аппарата ниже 0,5 м от уровня пола следует на вспомогательном канате на высоте 1… 1,3 м закрепить крючок для подвешивания кнопочного аппарата.
Корпус кнопочного аппарата должен быть выполнен из изоляционного материала. При напряжении в цепи управления краном более 36 В и металлическом корпусе аппарата последний необходимо заземлить не менее чем двумя проводниками. Обычно в качестве одного из проводников используют вспомогательный канат. Кнопочный аппарат должен иметь приспособления для запирания его в отключенном положении с целью исключения возможности управления грузоподъемным краном посторонними лицами (типа ключа-марки на защитной панели мостового крана).
Работа кнопочного аппарата возможна только при наличии специального пластмассового ключа, вставляемого в соответствующее отверстие на торцевой части аппарата, противоположной месту закрепления электрокабеля. В случае утери пластмассового ключа заменять его случайными предметами категорически запрещено. Также запрещена эксплуатация кнопочных аппаратов с поврежденными корпусами, крышками, кнопками и электрокабелем.
В случае наличия на грузоподъемном кране кабины управления и пульта (двух) дистанционного управления в электрической схеме крана должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность одновременного управления краном из кабины и с пульта (или с обоих пультов). Заднюю и боковые стенки кнопочного аппарата следует окрашивать в черный цвет.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Дистанционное управление кранами"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы