Автомобильная шина работает в весьма тяжелых условиях. Она подвергается одновременному воздействию статических и динамических нагрузок: давления сжатого воздуха, весовой нагрузки, сил сопротивления дороги, тяги, торможения и центробежной силы.
Долговечность автомобильной шины определяется пробегом ее в тысячах километров до полного износа и зависит от конструкции и материала шины, от технологии ее производства, условий работы и ухода за ней в процессе эксплуатации.
Важнейшими эксплуатационными факторами, влияющими на долговечность шины, являются внутренее давление воздуха, весовая нагрузка на шину, тип и состояние дороги и условия движения.
Внутреннее давление воздуха в шине. Исследования показали, что тело покрышки несет в среднем около 15% нагрузки, приходящейся на колесо. Остальную нагрузку несет воздух.
При пониженном давлении воздуха в шине происходит перераспределение нагрузок и увеличивается деформация шины. Большая деформация приводит к быстрой усталости материала и значительному повышению температуры шины, в результате чего уменьшается прочность резины и корда, происходит расслаивание кордовой ткани и излом каркаса. Так, при повышении температуры от 0 до 100 °С прочность резины снижается примерно в 2—3 раза, а прочность связи между резиной и кордом при тех же условиях — в 1,5—2 раза.
Для каждой шины при данной нагрузке имеется определенное внутреннее давление воздуха, при котором пробег ее имеет наибольшую величину. При пониженном давлении воздуха в шинах увеличивается и расход топлива автомобилем. При снижении давления воздуха в шинах автомобиля ГАЗ-51 (размер шин 7,5×20) на 15—30%, расход топлива соответственно увеличивается на 5 и 12%). Поэтому в действующих стандартах на шины для легковых автомобилей (ГОСТ4754— 64) и грузовых (ГОСТ 5513—64) включены таблицы с нормами внутреннего давления в шинах при промежуточных нагрузках, что облегчает правильный выбор шин для различных эксплуатационных режимов. При повышенном давлении воздуха в шинах срок службы ее также сокращается.
Весовая нагрузка на шину. Вторым важнейшим фактором, влияющим на пробег шины L, является нагрузка Q, приводящаяся на шину. Из графика видно, что е увеличением нагрузки долговечность шины уменьшается (рис. 2). Перегрузка Шины на 10% сокращает пробег ее на 20%, а перегрузка шины на 25% – на 40%.
При перегрузке шины увеличиваются напряжения в кордовой ткани и межкордной резине, происходит высокий нагрев шины, расслоение каркаса, вытягивание и разрыв нитей корда и ускоренное изнашивание протектора.
Скорость движения колеса оказывает значительное влияние на долговечность шины. С повышением скорости движения срок службы шины резко сокращается (рис. 2). Это происходит вследствие увеличения гистерезисных потерь в шине, повышения ее температуры и динамических нагрузок.
Влияние большой скорости движения на срок службы шины особенно заметно при большой весовой нагрузке на шину и продолжительных безостановочных пробегах.
Дорожные и климатические условия. Срок службы шин зависит от типа и состояния дорожного покрытия и характеристики элементов дороги.
Научно-исследовательским институтом шинной промышленности получены следующие данные, характеризующие влияние качества дороги на долговечность автомобильных шин: если пробег шиа на дорогах с твердым гладким покрытием принять за 100%, та на дорогах щебеночных, шлаковых, булыжных мостовых, грриювых, укрепленных добавками, пробег составляет 75—80%; на дорогах с твердым покрытием, имеющим выбоины и частичное разрушение полотна, пробег составляет 50—55% (рис. 2).
Большее влияние на долговечность шины оказывают климатические условия, от которых зависит состояние дорожного полотна, теплообразование в шине и ее герметичность. Кроме перечисленных факторов, на срок службы шин влияют: правильность комплектования автомобиля шинами, монтаж и демонтаж их, качество вождения автомобиля, своевременность устранения мелких повреждений шин, правильность хранения шин, своевременность перестановки шин и регулировки механизмов автомобиля, влияющих на условия работы шин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Долговечность и надежность шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы