Основными критериями для выбора типов шин являются их грузоподъемность, теплостойкость или морозостойкость, тип рисунка протектора и себестоимость эксплуатации.
Грузоподъемность шин оценивается по наибольшей допустимой нагрузке на шину, устанавливаемой ГОСТами или техническими условиями. Для выбора необходимого размера шин сначала определяют наибольшую фактическую нагрузку, приходящуюся на одно колесо, а затем подбирают размер шин с таким расчетом, чтобы грузоподъемность ее была равной или на 10—20% больше фактической нагрузки.
В районах с температурой окружающего воздуха ниже —45 °С должны применяться специальные морозостойкие шины. Для районов с высокой средней температурой должны применяться теплостойкие шины. При применении в этих условиях серийных шин пробег их сокращается на 40—50%.
Для работы автомобиля на дорогах с твердым покрытием используются шины с дорожным рисунком протектора (рис. 1). На автомобилях, работающих на грунтовых дорогах и дорогах с твердым покрытием, применяются шины о комбинированным рисунком протектора (из шашек различной формы и крупных выступов); для автомобилей, работающих в условиях бездорожья, применяются шины с рисунком протектора повышенной проходимости (состоящего из крупных элементов), арочные или шины с регулируемым давлением воздуха.
В зависимости от типа автомобиля и его назначения к шинам могут предъявляться следующие требования: бесшумность хода, жесткость, герметичность, экономичность по расходу мощности на качение, экономичность по расходу топлива автомобилем и др.
Изношенные шины на автомобиле желательно заменять на новые комплектно. При комплектовании автомобиля старыми и шинами необходимо одновременно заменять обе покрышки передних колес или все покрышки задних колес (одной или двух осей). Установка на одну ось автомобиля покрышек с разным типом протекторного рисунка не допускается. При укомплектовании автомобилей покрышками, бывшими в эксплуатации, подбирают покрышки примерно с одинаково изношенными протекторами. Разница в износе протектора задних сдвоенных шин не должна превышать 2 мм (замер производится от дна канавки рисунка протектора).
Для правильной работы шин ведущих колес грузовых автомобилей необходимо, чтобы расстояние между центрами сдвоенных колес и зазОр между сдвоенными шинами соответствовали определенному значению.
Все шины, как правило, должны быть постоянно закреплены за автомобилем или прицелом. Для этого на шине (на обеих боковинах) выжигается порядковый номер, а в карточке учета работы шины проставляется номер автомобиля или прицепа, за которым она закреплена, и порядковый гаражный номер покрышки.
Уход за шинами в процессе эксплуатации заключается в систематической проверке давления воздуха в них, очистке протекторов и сдвоенных шин от посторонних предметов, перестановке шин-’ проверке состояния вентилей и дисков колес, в правильном монтаже и демонтаже шин. Основания для перестановки шин следующие: повреждения шины, необходимость постановки на переднюю ось более надежных шин, неравномерный износ протектора и др. Внутреннее давление воздуха в шинах замеряют не реже чем через 5—6 дней для шин легковых автомобилей и 10—11 дней для шин грузовых автомобилей и автобусов. Результаты замерев заносят в специальный журнал. При необходимости доводят давление до нормы.
Монтаж и демонтаж шин в автотранспортном предприятии должен производиться в специальном цехе или в шиномонтажном участке с применением специального оборудования и инструментов.
Монтажу подлежат только исправные, сухие и чистые, соответствующие по размерам и типам покрышки, камерыл ободные ленты, обода, съемные фланцы и запорные кольца. На определенные марки и модели автомобилей должны монтироваться шины только установленных размеров.
При постановке камеры в покрышку необходимо следить за правильным положением вентиля, не допуская его перекосов.
При установке на автомобиль шин с направленным рисунком протектора (повышенной проходимости) их следует монтировать так, чтобы стрелки, указывающие направление вращения, совпадали с направлением вращения колеса при движении автомобиля вперед. При монтаже сдвоенных шип между ними должен быть такой зазор, чтобы при полной нагрузке автомобиля шины не соприкасались.
Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта разработана технологическая схема ши, номонтажного участка. Технологией предусмотрены поточность и механизация работ по монтажу и демонтажу шин, очистке и окраске дисков колес, а также по транспортировке их на посты смены колес. Снятие и установку колес после их перемонтирования производят на посту смены колес, оборудованном подъемниками, электрогайковертом для гаек колес и тележкой для перевозки колес.
При демонтаже шин, снятых с автомобилей, покрышки и камеры сортируют на следующие группы:
1) пригодны к дальнейшей эксплуатации без ремонта;
2) требуют местного ремонта;
3) подлежат восстановлению наложением нового протектора;
4) подлежат списанию в утиль.
Применение на грузовых автомобилях шин типа Р и PC при работе на дорогах с твердым покрытием обеспечивает меньшее сопротивление качению, лучшую динамику и несколько меньший расход топлива по сравнению с шинами обычных конструкций.
Для обеспечения нормальной работы шин типа Р и PC необходимо строго соблюдать рекомендованные для них нормы внутреннего давления воздуха. Следует иметь в виду, что при снижении давления воздуха радиальная деформация шин типа Р изменяется на значительно большую величину, чем у шин обычной конструкции, что может вызывать повышенный износ их и преждевременное разрушение. При значительном понижении внутреннего давления воздуха в шинах типа PC может произойти проворачивание протекторных колец и разрушение шины.
Для правильного монтажа съемных протекторных колец на шину типа PC на каждом кольце, а также в канавках каркаса покрышки имеются маркировочные метки для шин с направленным рисунком протектора: Пр — правое, Лв — левое, Ср — среднее; для шин с ненаправленным рисунком протектора: Кр — крайнее, которое может монтироваться как на левую, так и на правую канавку протектора, Ср — среднее, которое устанавливается только в среднюю канавку каркаса.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Выбор типов шин и комплектование ими автомобилей и прицепов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы