Домкраты представляют собой простейшие грузоподъемные устройства, используемые для подъема и опускания грузов ограниченной массы на небольшую высоту, а также для перемещения их на малые расстояния. Они могут иметь ручной или механический привод, просты по конструкции, надежны в работе и легко обслуживаются. При ручном приводе прикладываемое человеком усилие до 0,2 кН обеспечивает подъем значительных грузов до 3000 кН.
По принципу действия домкраты разделяют на механические (винтовые, реечные) и гидравлические.
Винтовой домкрат (рис. 5.1, а) состоит из стального или чугунного корпуса с встроенной в него неподвижной гайкой с ленточной резьбой. Перемещение груза осуществляется вращением винта рукояткой с храповым устройством в горизонтальной плоскости. Винтовые пары домкраты выполняются самотормозящимися, что предотвращает произвольное опускание груза.
Грузоподъемность современных винтовых домкратов составляет 30… 200 т; высота подъема груза — 130 … 290 мм.
Реечные домкраты (рис. 5.1, б) имеют грузоподъемность до 100 т. Перемещение груза осуществляется зубчатой рейкой, движущейся вертикально в направляющей корпуса домкрата. Подъем и опускание рейки достигаются вращением рукоятки через пару шестерен. Удержание груза в поднятом положении обеспечивается храповым устройством. Груз поднимается верхней опорой на рейке или нижней лапой.
Рис. 5.1. Домкраты:
1, Я —головка; 2, 13. 22 — рукоять; 3 —винт; 4 — гайка; 5, 12 — храповое колесо; в. 11 — защелка; 7, 14 — корпус; S—рейка; 10 — реечное колесо; 15 — лапа; 16 — основной поршень; 17 — гидроцилиндр; 18 — кран; 19 — нагнетательный клапан; 20 — цилиндр ручного насоса; 21 — шток насоса; 23— масляный бак; 24 — всасывающий клапан
Гидравлические домкраты (рис. 5.1, в) по сравнению с винтовыми и реечными обладают большей грузоподъемностью (до 3000 кН), плавностью подъема и опускания груза, точностью остановки его на заданном уровне и более высоким КПД. Принцип действия домкрата состоит в следующем: давлением жидкости, подаваемой в цилиндр с помощью ручного или приводного насоса, выдвигается поршень домкрата из цилиндра и производит подъем груза.
(5.1)
Гидравлический домкрат состоит из стального корпуса, основного цилиндра с поршнем, насосной установки в виде плунжерного насоса, резервуара и системы клапанов. Плунжерный насос приводится в действие вручную.
Лебедки представляют собой грузоподъемные механизмы, предназначенные для подъема, опускания или перемещения грузов с помощью каната, навиваемого на барабан. Они широко применяются для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, как самостоятельные устройства или элементы грузоподъемных машин.
По конструкции лебедки разделяются на одно- и многобарабанные, по способу установки — на настенные, подвесные и наземные. По назначению лебедки разделяются на подъемные и монтажные; тяговые — для перемещения груза по горизонтали; скреперные — для управления перемещением ковшей и заслонок. По приводу лебедки могут быть ручные и механические с электрическим и гидравлическим приводом.
Лебедки общего назначения имеют тяговое усилие 5… 75 кН, скорость подъема груза до 10 м/мин, канатоемкость 80… 100 м. Лебедки монтажные имеют тяговое усилие 30… 100 кН, скорость подъема груза 1 … 10 м/мин, канатоемкость 150… 500 м. У тяговых лебедок тяговое‘усилие составляет 10… 25 кН, скорость перемещения груза 10 … 15 м/мин, канатоемкость 30… 40 м.
Лебедка с электрическим приводом приводится в действие реверсивным электродвигателем (рис. 5.2). Крутящий момент от электродвигателя к барабану, поднимающему груз, передается через упругую муфту и редуктор. Опускание груза осуществляется за счет обратного хода двигателя. Между двигателем и редуктором устанавливается двухколодочный электротормоз 3, удерживающий груз в поднятом положении. Тормоза включаются автоматически при отключении электродвигателя и остановке барабана лебедки.
Рис. 5.2. Кинематическая схема реверсивной лебедки
На рис. 5.3 показана кинематическая схема фрикционной лебедки. Привод лебедки осуществляется от электродвигателя через клиноременную и зубчатую цилиндрическую передачи. Барабан связан с приводным валом через коническую фрикционную муфту, производящую его включение и выключение с помощью рукоятки, вращающей гайку. Гайка сидит на оси барабана таким образом, что при ее вращении барабан прижимается к конусным фрикционным колодкам. Удержание груза на весу обеспечивается храповым устройством. Ленточный тормоз служит для спуска груза, установлен на шкиве фрикционной муфты и управляется вручную.
Тали. При монтаже и ремонте санитарно-технических устройств и трубопроводов в местах, недоступных для кранов, применяют грузоподъемные подвесные устройства — ручные и электрические тали.
Ручные тали бывают с червячными или шестеренчатым механизмами.
Рис. 5.3. Кинематическая схема
зубчато-фрикционной лебедки: 1 — фрикционная иуфта; 2 — редуктор; 3 — электромотор; 4 — клнноре- иенная передача; 5 — ленточный тормоз; 6 — барабан; 7— ось; 8 — собачка; 9 — храповое колесо; 10 — нажимная гайка; 11 — рукоятка
Ручная червячная таль (рис. 5.4) состоит из приводной звездочки, связанной с червячной передачей, приводящей во вращение ведомую звездочку, на которой подвешена грузовая цепь с крюком. Вращение приводной звездочки осуществляется вручную приводной цепью. Таль подвешивается на крюке обоймы. Дисковый тормоз останавливает вращение червячного колеса, а следовательно, подвижной обоймы с грузовым крюком.
Электрическая таль (тельфер) представляет собой компактный грузоподъемный механизм (рис. 5.5), смонтированный совместно с ходовой тележкой, перемещающейся по монорельсу.
Рис. 5.5. Электрическая таль (тельфер)
Основными узлами тельфера являются электродвигатель, барабан, четырехступенчатый редуктор, электромагнит с пружиной дискового тормоза обеспечивает подъем крюковой обоймы. Подъем и опускание груза осуществляются канатом на режиме двигателя. Выключение двигателя и вала при подъеме груза на максимальную высоту осуществляется автоматически ограничителем подъема.
Грузоподъемность тельферов колеблется от 2,5 до 100 кН. Продольное перемещение каретки тали производится по монорельсу вручную, часто с помощью механического привода от собственного электродвигателя. Таль имеет колодку с кнопочным управлением.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Домкраты, лебедки, тали"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы