Многочисленными исследованиями установлено, что интенсивность нарастания износа деталей и изменение зазоров подвижных соединений в зависимости от продолжительности работы происходят с определенной закономерностью. Почти для всех деталей, подверженных изнашиванию, закон нарастания износа И представляет собой кривую, изображенную на рисунке 1. Типовая кривая износа, по оси абсцисс которой отложено время, а по оси ординат — износ в миллиметрах или других единицах, состоит из трех явно выраженных участков.
Износ на участке кривой ОА характеризуется быстрым нарастанием износа ОК за сравнительно малый период работы OA. Он выражает начальную работу соединения — период приработки деталей. Износ и степень интенсивности изнашивания в этот период во многом зависят от качества поверхности деталей, условий смазывания и нагрузки. С увеличением шероховатости рабочей поверхности, а также с увеличением нагрузки в начальный период работы износ деталей значительно повышается.
Участок II кривой АВ, наибольший по протяженности, характеризует нормальную работу детали или соединения. За время нормальной эксплуатации АВ износ деталей нарастает постепенно, часто с небольшой равномерной интенсивностью, и увеличивается на небольшое значение КК.
Износ на этом участке называют естественным. Его значение во многом зависит от условий эксплуатации, а также от своевременности и качества проводимого технического обслуживания.
Участок III за точкой В\ характеризуется интенсивным нарастанием износа деталей и резким увеличением зазоров в соединениях. Работа соединений с износами деталей, превышающими значение О К1, как правило, сопровождается нарушением условий смазывания, перегревом деталей, появлением шумов и стуков и часто заканчивается аварийным разрушением. Такие износы называют предельными. Детали с предельными износами необходимо восстановить или заменить.
Зная закономерность (кривую) нарастания износа детали или увеличение зазора соединения, можно легко определить предельные и допускаемые износы деталей или зазоры соединения. Например, при измерении размера детали во время ремонта износ ее оказался равным ОМ. Отложив это значение на оси ординат, из точки М проводят прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с кривой износа, в точке Б и опускают перпендикуляр на ось абсцисс. Если отрезок времени БВ равен или больше межремонтного периода, то такой износ считают допускаемым. Таким образом, допускаемый и предельный износы можно считать следующими.
Рис. 1. Характерная кривая изнашивания деталей.
Допускаемый износ — такой, при котором данное соединение может нормально работать еще целый межремонтный срок. Значение допускаемого износа всегда будет расположено на участке АВ кривой износа.
Предельный износ — такой, при котором дальнейшая нормальная работа данного соединения в течение очередного межремонтного периода невозможна, иначе произойдет авария. Значение предельного износа также расположено на участке АВ кривой износа вблизи точки В.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Допускаемые и предельные износы деталей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы