Кроме изнашивания, проявляющегося при трении, детали машин подвержены и другим видам разрушения: усталостному, коррозионному, электроэрозионному, деформациям, потерям упругости или намагниченности, образованию нагара, накипи и др.
Усталостное разрушение проявляется в виде трещин и поломок деталей от длительного воздействия повторно-переменных нагрузок. Вначале возникают микроскопические трещины, которые затем развиваются в глубь детали, охватывая значительную часть сечения, и, если такую деталь своевременно не заменить, наступает ее поломка, часто приводящая к крупным авариям. Усталостному разрушению подвергаются оси, валы, шатуны, шатунные болты, шестерни и др.
Усталостную прочность деталей повышают пескоструйной или дробеструйной обработкой, накаткой роликом или наклепом молотком (пружины, листы рессор), а также тщательной обработкой поверхности и установлением правильных радиусов перехода от одного сечения детали к другому.
Снижению усталостного разрушения способствует правильная сборка, соосность узлов и агрегатов. Особенно важно обнаружить начальные усталостные трещины деталей при ремонте.
Коррозия — это поверхностное разрушение металла детали вследствие его окисления. Процесс разрушения протекает самопроизвольно в результате химического и электрохимического взаимодействия металла с окружающей средой. Поэтому коррозионному разрушению подвержены машины работающие и неработающие, причем последние в большей степени.
Химическая коррозия возникает от взаимодействия металла с газами, растворами кислот, щелочей и солей, которые всегда присутствуют в окружающей среде (влага, углекислый газ, кислород и др.). В результате такого взамодействия на поверхности металла образуется рыхлый хрупкий слой оксидов железа (ржавчина), который значительно снижает долговечность деталей.
Электрохимическая коррозия появляется в местах контакта двух разнородных металлов, образующих гальваническую пару. При взаимодействии в месте такого контакта растворов солей и кислот (электролита) возникает электролитический процесс, в результате которого разрушается более активный металл.
Коррозионному разрушению подвержены кабины и оперение тракторов и автомобилей, поверхности рам, корпусных и других деталей.
Меры предупреждения коррозионного разрушения — тщательная окраска и покрытие поверхностей деталей антикоррозионными составами и смазочными материалами, а наиболее ответственных деталей — хромом, цинком, алюминием и другими металлами.
Электроэрозионное разрушение возникает в результате воздействия искровых электрических разрядов на поверхности деталей. Такие повреждения характерны для контактов прерывателей магнето и распределителей, электродов свечей, коллекторов генераторов и стартеров.
Электроэрозионное разрушение деталей увеличивается при ослаблении усилия и ухудшении плотности прилегания контактируемых поверхностей, а также при нарушении или неправильной регулировке искровых промежутков между контактами.
Деформация деталей проявляется в искажении всего геометрического контура детали: изгибе, скручивании, короблении или одновременно во всех этих видах. Остаточные деформации возникают под действием ударных или периодически изменяющихся (циклических) нагрузок и температуры. Этому виду неисправностей подвержены многие детали тракторов и автомобилей: шатуны, коленчатые и распределительные валы, рамы, передние оси автомобилей, валы и оси трансмиссии, вилки переключения передач и др.
Основная причина повышенной деформации деталей — неумелая или неправильная эксплуатация машин и несвоевременное или недоброкачественное проведение технического обслуживания, в результате чего отдельные сборочные единицы и агрегаты работают с перегрузкой и нарушением теплового режима.
Потеря упругости пружин, рессор, торсионных валов, поршневых колец и других деталей вследствие динамических нагрузок и теплового воздействия нарушает нормальную работу агрегатов и часто вызывает полную потерю работоспособности машин.
Потеря намагниченности якорей генераторов переменного тока и роторов магнето нарушает нормальную работу этих агрегатов и машины в целом. Причиной потери намагниченности служат сотрясения, удары, повышенный нагрев агрегатов и некачественный уход за ними.
Образование накипи и нагара на деталях в значительной степени ухудшает отвод теплоты и нарушает тепловой режим агрегатов, в результате чего повышаются износ и другие разрушения многих деталей.
Накипь — это отложения малорастворимых солей кальция, магния и других элементов на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения двигателей. Теплопроводность накипи в 50… 100 раз ниже металла. Поэтому неравномерное отложение накипи, кроме ухудшения отвода теплоты, вызывает также неравномерный нагрев деталей, в результате чего образуются коробление и трещины головок блока и других деталей.
Нагар — это твердые и прочные углеродистые отложения, образующиеся на деталях вследствие неполного сгорания топливо-смазочных материалов или соприкосновения их с поверхностями сильно нагретых деталей. Образование нагара на поверхности камеры сгорания, клапанах, днище поршня и свечах карбюраторных двигателей резко снижает их мощность, повышает расход топлива и часто вызывает детонацию (преждевременное воспламенение рабочей смеси от раскаленных точек нагара). Образование нагара на соплах форсунок дизелей ухудшает качество распыла, вызывает перегрев и заедание иглы распылителя, в результате чего нарушается нормальная работа двигателя.
Отложение нагара на деталях так же, как и накипи, резко снижает отвод теплоты от деталей, что вызывает перегрев, коробление, образование трещин и другие дефекты.
Чтобы снизить возникновение неисправностей, необходимо тщательно очищать детали от накипи и нагара при ремонте машин и соблюдать правила технической эксплуатации: заправлять систему охлаждения дистиллированной или умягченной водой, применять топливосмазочные материалы, установленные техническими условиями для машины определенной марки.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Виды разрушения деталей и меры их предупреждения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы