Двери легковых кузовов и кабин грузовиков, а также крышки люков состоят из корпуса и арматуры. Корпус двери образован внутренней и наружной панелями; во внутренней панели иногда имеются подкосы и усилители. Арматура монтируется на внутренней панели до покрытия ее обивкой; для удобства монтажа и облегчения двери на внутренней панели обычно делаются большие отверстия, которые закрываются обивкой. К арматуре относятся навески или петли, замки с наружной и внутренней ручками, буферы, остановы или ограничители хода двери, направляющие шипы или фиксаторы.
Петли состоят из неподвижной (петля на кузове) и подвижной (петля на двери) частей и оси. На современных автомобилях петли делаются потайными для улучшения обтекаемости автомобиля. Резиновые буферы смягчают удары двери при закрывании, предотвращают ее расшатывание и устраняют стуки двери о корпус кузова. Направляющие шипы удерживают дверь на требуемой высоте, направляют ее при закрывании и не допускают ее оседания.
Ограничители хода двери предохраняют петли от поломки или перегиба в случае чрезмерного открытия, а наружную панель двери — от соприкосновения с поверхностью корпуса. На корпусе кузова оставляются отверстия и гнезда для монтажа буферов, установочных шипов и ограничителей хода двери. В месте защелкивания замка ставится личинка (или упор замка), в которую упирается язык замка при закрывании.
В автобусных кузовах применяются складные двух- и четырехстворчатые двери. Они занимают мало места и при открывании не увеличивают габаритов автобуса.
В качестве примеров конструкции дверей рассмотрим двери легковых автомобилей «Москвич» и ГАЗ М-20. Корпус дверей состоит из двух металлических панелей — наружной и внутренней. Край наружной панели огибает край внутренней, вследствие чего по контуру двери образуется жесткий ободверок. На внутренней панели укрепляются замок, направляющие шипы, петли навески и ограничитель хода двери, механизм стеклоподъемника и направляющие желобки стекла. К ободверку или к корпусу кузова в проеме подклеивается уплотнитель проема двери. В месте крепления петель ставится усилитель внутренней панели.
Рис. 1. Схема двери кузова:
1 — скрытая петля; 2 — открытая петля; 3 – петля на кузове; 4 — петля на двери; 5 — ось петли; 6 — внутренняя ручка; 7 — тяга; 8 — замок; 9 — ползун замка; 10 — наружная ручка; 11 — личинка (упор) замка; 12 — ограничитель хода двери; 13 — буфер; 14 — внутренняя панель корпуса двери; 15 — наружная панель; 16 — направляющий шип; 17 — гнездо шипа.
Рис. 2. Внутренняя панель двери с выдавками для усиления и крепления арматуры и с отверстиями для облегчения и для доступа к арматуре.
Особенностью устройства дверей автомобиля «Москвич» является отдельная рамка окна, привертываемая к корпусу двери. Такая конструкция уменьшает размеры штамповок наружной и внутренней панелей, уменьшает вес двери, но усложняет сборку и снижает жесткость двери.
Другой особенностью двери является объединение петли, ограничителя хода двери и буфера.
В закрытом положении дверь не прилегает к поверхности проема корпуса кузова, а фиксируется в нем с одной стороны петлями, с другой — замком, направляющими шипами и буферами. Зазор между дверью и корпусом, составляющий от 3 до 7 мм (в нижней части до 10 мм), заполнен уплотнителем из мягкого резинового профиля.
Такое устройство обеспечивает плотное, бесшумное закрывание двери и герметичность проема от проникновения пыли, влаги, а также предотвращает заклинивание двери при перекосах кузова и в случае ее провисания.
Петля в сборе состоит из петли на кузове, петли на двери и связывающей их оси (пальца). Верхняя петля двери ГАЗ М-20 скрыта под облицовкой корпуса, она имеет сложно изогнутую форму. Петли закреплены в корпусе кузова и в корпусе двери винтами с потайными головками, завертываемыми в толстые металлические подкладки. Ограничитель хода двери состоит из тяги, шарнирно закрепленной на корпусе кузова, и резинового буфера на конце тяги. Буфер находится внутри корпуса двери, а тяга проходит через отверстие во внутренней панели. Когда дверь открывается, буфер упирается в кронштейн на внутренней панели и ограничивает угол открытия двери. На других кузовах встречается упрощенная конструкция ограничителя в виде брезентового или кожаного ремня, привернутого концами к корпусу кузова и к корпусу двери. Когда дверь закрыта, ремень в виде петли находится в кузове, при открывании двери ремень выпрямляется и удерживает дверь.
Замок двери монтируется на стальной пластине и состоит в основном из языка (ползуна или щеколды) и пружины. Пружина удерживает язык в выдвинутом положении. Для того чтобы переместить язык, нужно вытянуть или повернуть наружную ручку или нажать на внутреннюю. В первом случае внутренний конец ручки упирается в выступ языка и отодвигает его, во втором — язык перемещается с помощью тяги. Вытяжная ручка описанной конструкции удобна для пользования и может быть утоплена в корпусе двери, что улучшает обтекаемость автомобиля. В других конструкциях замков перемещение языка осуществляется кулачком, насаженным на втулку, в которую входит стержень ручки. Стержень имеет квадратное или круглое с лыской сечение.
Рис. 3. Дверь автомобиля
1 — место крепления винтов подлокотника; 2 — направляющий шип двери; 3 — винт крепления 5 — винты крепления замка двери; 6 — стойка двери; 7— головка тяги механизма выключения направляющей механизма стеклоподъемника; 10 — винты крепления стеклоподъемника; 12—винты крепления кронштейна внутренней ручки; 13— верхняя облицовка стойки передка открытия двери; 17 — нижняя петля двери; 18 — нижний болт
Рис. 4. Дверь автомобиля
Рис. 5. Замок двери ЗИС-101:
1 — язык или щеколда; 2 — стержень ручки; 3 — стопор; 4 — барабан стопора; 5 — рычаг стопора; 6 — крепление пружины; 7 — пружина; 8 — упор замка; 9 — ползун; 10— пластина; 11 — промежуточная тяга; 12 — тяга.
Рис. 6. Замок двери ЗИС-110:
1 — корпус замка: 2 — засов; 3 — хвостовик засова; 4 — собачка; 5 — пружина замка; б — запорная планка заднего замка для запора кнопкой; 7 — пружина запорной планки; 8 — промежуточная тяга; 9 — запорный палец; 10 — винт, соединяющий тяги, привода; 11 — тяга привода. 12 — корпус привода; 13 — стержень внутренней ручки; 14 — храповик привода; 15 — пружина привода; 16 — рычажок запора собачки; 17 — кулачок, поворачиваемый наружным запорным механизмом от к нота.
Рис. 7. Наружная ручка двери ЗИС-110:
1 — наружная ручка; 2 — стержень наружной ручки; 3— запорный ползун; 4 — запорный механизм; 6 — эксцентричный прилив обоймы запорною механизма; 6 — шпп обоймы запорного механизма; 7 — отверстие для доступа к замочной шайбе при снятии запорного механизма; 8 — замочная шайба; 9 — прижимная пружина замочной шайбы; 10 – стопорное кольцо; 11 — пружина ползуна; 12 — розетка ручки; 13 — возвратная пружина.
Рис. 8. Ручка и упор з.,мка кабины грузового автомобиля.
Рис. 9. Положения упора замка барабанного типа:
1 — ручка; 2 — личинка (на кузове); 3 — собачка; 4 — барабан на двери; 5 — пружина; 6 — кулачок.
Упор замка обычно представляет собой стальной клин с двумя зубцами. На некоторых кузовах можно встретить более сложную конструкцию упора, требующую и особой конструкции замка. На корпусе двери установлен свободно вращающийся барабан с крестообразно расположенными выступами, а упор замка снабжен защелкой с пружиной. При закрывании двери один из выступов барабана наталкивается на упор. Барабан поворачивается примерно на 90°, и выступ оказывается зажатым между упором и его защелкой. Для открывания двери нужно нажать на ручку, которая через ползун отводит кулачок, ограничивающий вращение барабана. Свободное вращение барабана позволяет его выступам обходить защелку.
При конструировании двери очень сложно разместить в узком пространстве между наружной и внутренней панелями корпуса разнообразную дверную арматуру. Перемещающееся вверх и вниз стекло позволяет расположить тяги от замка к внутренней ручке двери только с внутренней стороны стекла, ближе к внутренней панели корпуса. Для установки сквозного стержня наружной дверной ручки оконный проем со стеклом должен быть отодвинут от кромки двери. Ограничитель хода двери должен быть расположен в пространстве «иже стекла в опущенном положении. Если верхняя часть двери имеет непрямоугольную форму, необходимо увеличить размеры стекла по высоте, чтобы со стороны наклонной стойки стекло имело хотя бы небольшой вертикальный участок и при опускании не выходило из направляющего желобка.
В конструкции двери автомобиля ГАЗ М-20 стержень наружной дверной ручки расположен близко от края двери. Около языка замка на внутренней панели корпуса сделано отверстие и штампованное углубление для прохода тяги 8 к внутренней ручке. Тяга несколько изогнута и проходит между внутренней панелью и обивкой двери. Механизм стеклоподъемника крепится к внутренней панели ниже тяги на штампованной выпуклости винтами 10, а его горизонтальная планка — винтами 9. Передняя стойка двери (передней) наклонена, вследствие чего передняя кромка оконного проема имеет непрямоугольные очертания. Для того чтобы опускающееся стекло окна было прямоугольной формы, оконный проем разделяется на две части: в переднюю часть вставляется поворотная форточка, а в задней устанавливается опускающееся стекло.
Передний край опускающегося стекла скользит по вертикальной направляющей, закрепленной сверху винтами, а снизу винтом через отверстие во внутренней панели. Чтобы вынуть или вставить опускающееся стекло, нужно снять подлокотник, внутреннюю ручку двери и ручку стеклоподъемника, обивку, раскладку вместе с форточкой и повернуть валик стеклоподъемника, чтобы нижняя обойма стекла дошла до верхнего положения.
Замок и стеклоподъемник ставят и снимают через люк во внутренней панели корпуса. Замок закрепляют винтами, затем устанавливают выключатель замка, наружную ручку (с помощью винтов, крепящих ее кронштейн), тягу 8 и кронштейн внутренней ручки.
В большинстве кузовов все двери снабжены изнутри кнопками, при нажатии которых небольшая задвижка ограничивает ход языка замка и препятствует открыванию двери снаружи. При открывании же двери внутренней ручкой защелка автоматически отодвигается. Одна или две двери имеют наружные замки с ключом, при повороте которого из стержня ручки выдвигается стопор, прекращающий поворачивание ручки.
Направляющий шип имеет клиновидную форму, выполняется либо из металла (в этом случае в гнезде предусматривается резиновый вкладыш), либо из жесткой резины и крепится винтами к корпусу двери или кузова.
На рис. 10 показаны различные детали арматуры и уплотнения дверей. Резиновые уплотнители привертываются к корпусу двери в нескольких точках шурупами по металлу, а на всем протяжении приклеиваются к корпусу (или к поверхности дверного проема) цементным клеем.
На рис. 11 изображены детали задней двери фургона «Москвич». Для этой двери применен замок со щеколдами, входящими в гнезда в брусьях крыши и пола кузова, а также ременный ограничитель хода двери.
Примером современной конструкции двери автобусного кузова может служить дверь автобуса ЗИС-154. Дверь четырехстворчатая. Створка состоит из двух штампованных стальных панелей, соединенных точечной сваркой. В вырезы створок с помощью резиновых профилей вставлены стекла. Створки соединены попарно петлями, по длине равными высоте створки. Крайние створки закреплены на вертикальных трубчатых осях (рис. 229) и снабжены резиновым уплотнителем, перекрывающим зазор между дверью и корпусом кузова. Резиновые уплотнители, прикрепленные к средним створкам, перекрывают зазор между половинами двери. Оси двери установлены в кузове на шариковой опоре (внизу) и в подшипнике (вверху). К средним створкам прикреплен кронштейн с роликом, скользящим по желобу в корпусе кузова при складывании двери. В коробке корпуса кузова над дверным проемом расположены цилиндр воздушного (пневматического) механизма и рычаги, соединяющие поршень механизма с осями двери. При впуске или выпуске воздуха, осуществляемом водителем с помощью крана, происходит перемещение поршня, – поворот осей двери и крайних створок, которые тянут за собой и средние створки, примыкающие к крайним.
Рис. 10. Детали дверей:
а — петля; 6 – ограничитель хода двери; в — буфер и уплотнение проема (ЗИС-110); г – уплотнение проемов возле центральной стойки и перегородки (ЗИС-110); д— петля, ограничитель хода и буфер.
В некоторых конструкциях дверной механизм установлен не над проемом, а под сиденьями, около обогревателей кузова, вследствие чего механизм безотказно работает и в сильные морозы. При отсутствии у автобуса пневматической тормозной системы, питающей сжатым воздухом и дверные механизмы, привод дверей осуществляется рычажным устройством, управляемым водителем или кондуктором (автобусы ГАЗ-651, ЗИС-16 и др.).
Рис. 11. Детали двери автобуса ЗИС-154:
а — установка стекла в створке; б —крепление осп створки; 1 — панели створки; 2 — уплотнитель; 3 — стекло; 4 — накладка; 5 — стяжной болт; 6 — ось;.7 — шариковая опора; 8 — подшипник; 9 — желоб для ролика; 10 — ролик.
Кроме дверей, почти каждый легковой автомобиль имеет крышку багажника, крышку вещевого ящика и крышку заливной горловины топливного бака.
Крышка багажника подвешивается к корпусу кузова своей верхней передней частью на наружных или изогнутых внутренних петлях. На нижней кромке крышки устанавливается замок. Крышка удерживается в поднятом положении подпоркой. Крышка багажника отличается от всякой другой двери кузова устройством уплотнения проема, ограничителя (подпорки) и упора замка. Так как проем люка багажника расположен под углом к горизонту, то для предотвращения проникновения воды и пыли в багажник необходимо особенно плотное перекрытие щели между крышкой и проемом. Кромка проема выполняется в виде канавки, в которую вставляется резиновый профиль. Кромка крышки либо прилегает к выступающей части профиля, либо загнута внутрь и вдавливается в резину.
Рис. 12. Багажник ГАЗ М-20:
1 — ручка; 2 — замок; 3 — корпус; 4 — уплотнитель; 5 — петля; 6 — верхняя часть подпорки; 7 — нижняя часть подпорки; 8 — личинка замка.
Рис. 13. Подпорка крышки багажника ГАЗ М-20:
Рис. 14. Замок багажника ГАЗ-11-40.
1 — кронштейн для крепления подпорки к крышке багажника; 2 — внутренняя направляющая; 3 — кулачок внутренней направляющей; 4 — кронштейн для крепления к кузову; 5 — наружная направляющая; 6 — храповик.
Рис. 15. Крышка вещевого ящика в щите приборов:
1 — замок; 2 — упор замка; 3 — петля.
Подпорка состоит из двух пустотелых планок прямоугольного сечения, закрепленных шарнирно на крышке и на стенке (или на полу) багажника. Одна планка входит в другую. Во внутреннюю планку вставлена вращающаяся крестовинка, на один из зубцов которой опирается край отверстия в планке, когда крышка поднята. Достаточно еще немного приподнять крышку, чтобы противоположный край отверстия повернул второй зубец крестовники и тем самым отвел упор, освободил движение планки. Иногда применяются подпорки в виде прутка, подвешенного к крышке и вставляемого после поднятия крышки в гнездо в полу багажника.
Вследствие скругленной формы багажника кромка его крышки при открывании вместе с замком перемещается почти параллельно направлению хода языка замка. Поэтому необходимо ставить замок так, чтобы язык и личинка находились под некоторым углом к поверхности крышки в нижней ее части, или предусматривать особую конструкцию замка против самооткрывания крышки при тряске. Замок багажника должен запираться на ключ.
Крышка вещевого ящика установлена на щите приборов. Петли расположены на нижней кромке крышки. Таким образом крышка в откинутом положении может служить полочкой для заполнения путевого листа, раскладывания дорожной карты и т. д. На верхней кромке крышки установлена ручка с легким замком. Нажим на кнопку ручки отводит язык замка от упора, смонтированного на панели щита приборов, и освобождает крышку для открывания.
Крышка заливной горловины топливного бака представляет собой легкую стальную пластинку, устанавливающуюся заподлицо с поверхностью кузова или крыла, к которой прилегает крышка. Крышка имеет несложные петли и пружину, прижимающую крышку к проему.
Для открывания крышки служит выдавка на ее кромке. Пружина установлена так, что она перестает работать после полного открытия крышки, и крышка остается открытой, пока к ней опять не будет приложено усилие.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двери и крышки люков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы