Окна в кузовах бывают опускными (наиболее распространенный вид для легковых автомобилей), подъемными (в автобусах), раздвижными, поворотными, откидными (ветровое окно) и глухими (ветровое и заднее окна).
Опускные окна снабжены шестеренными (например у автомобиля ГАЗ М-20, на кабинах грузовых автомобилей), тросовыми («Москвич») или гидравлическими (ЗИС-110) стеклоподъемниками. Стекла скользят при перемещении по направляющим желобкам. Для приведения в действие подъемных механизмов служат ручки или кнопки.
Механизм подъемника состоит из пластины, на которой монтируются шестерни или зубчатые секторы и пружина, уравновешивающая стекло. Благодаря пружине опускание и подъем стекла совершаются с одинаковым небольшим усилием. Вращение ручки стеклоподъемника передается малой шестерне, зацепленной с зубчатым сектором. Шестерня и сектор штампуются из толстого стального листа. К сектору приклепывается рычаг, на конце которого монтируется ролик. При повороте сектора поднимается или опускается конец рычага, а с ним и стекло.
Рис. 1. Механизм стеклоподъемника ЗИС-5:
1 — стекло; 2 — обойма; 3 — державка; 4 — рычаг; 5 — сектор; 6 — пластина; 7 — шестерня; 8 — пружина; 9 — ролик; 10 — рамка; 11 — желобок.
Рис. 2. Механизм стеклоподъемника кабины грузового автомобиля:
1 — стекло; 2 — обойма; 3 — ролик; 4 — рычаг; 5 — шестерня; 6 — рукоятка.
Поворотные окна, пли форточки, предназначены для вентиляции кузова.
Рис. 3. Профили направляющих желобков:
1 – стальная лента; 2 — резина; 3 — ворсовая ткань; 4 — фетр; 5 — хромированная.
Кроме окон с поворотными и опускающимися стеклами, в легковых автомобилях, а также в кабинах грузовых автомобилей и в кузовах автобусов применяются глухие окна. Глухими чаще всего выполняются ветровое окно, заднее окно, иногда боковое заднее окно, в автобусах — окна перегородок, верхние стекла подъемных окон, стекла в створках дверей. Для всех этих окон разработан простой и надежный способ крепления с помощью резинового профиля особого сечения.
Разновидности этого профиля показаны на рис. 4. Если окно имеет скругленные очертания, то отрезок профиля замыкается в кольцо и стык вулканизируется. Кольцо внутренней канавкой надевается на стекло, а внешней канавкой — на фланец корпуса кузова, причем в момент установки стекла губка профиля отгибается, затем защелкивается и крепко держит стекло. Иногда в резиновый профиль вставляется тонкий металлический кант, который обрамляет окно. Если окно имеет угловатую форму, то в углах резиновый профиль разрезается и вулканизируется. Рекомендуемые радиусы закругления края стекла для беспрепятственного надевания резинового уплотнителя — около 50 мм и более, но для профилей небольших размеров возможны и меньшие радиусы. Для стекол ветрового окна, расположенных под углом, по контуру устанавливается общий уплотнитель, а стык стекол закрывается наружной и внутренней металлическими накладками.
Рис. 4. Профили для крепления стекол в глухих окнах.
Для упрощения конструкции и герметичности кузова (особенно на зимний период) ветровое окно кузова чаще всего выполняют не-открывающимся. Так как вентиляция и очистка стекол требуют иногда сложных устройств, то в некоторых кузовах и в кабинах грузовых автомобилей применяются откидные ветровые окна. В этом случае стекло заключается в металлическую рамку с двойным уплотнителем — со стороны стекла и с наружной стороны (рис. 239). Рамка состоит из отрезков пустотелого профиля, получаемого путем гибки на специальных станках. Отрезки профиля соединяются вставными планками н винтами. Рамка окна подвешивается в верхней части проема окна на петлях, а с боков или снизу устанавливаются кулисы с зажимными винтами, которые направляют стекло при открывании и удерживают его в открытом положении. Для того, чтобы щетка стеклоочистителя при любом положении окна прилегала к стеклу, головка стеклоочистителя выполняется шарнирной.
Боковые стекла в автобусах подъемные, трамвайного типа. Окна с шестеренными стеклоподъемниками очень усложнили бы конструкцию автобуса (при большом количестве окон). Подъемные окна имеют еще и то преимущество, что в подоконнике отсутствует щель для стекла; протекание воды в пространство между облицовкой и обшивкой кузова устранено. Установка же подъемных окон в легковом автомобиле невозможна из-за кривизны крыши и из-за того, что большая часть окон находится в дверях.
Рис. 5. Сечение по средней стойке V-образного окна ГАЗ М-20.
Рис. 6. Откидпое окно ксбипы грузового автомобиля:
а — верхняя петля; б — н: жнее уплотнение; в — сечение по средней и угловой стойкам.
Рис. 7. Подъемное окно автобуса ЗИС-151:
1 — стойка; 2 — направляющая; 3 — ра’.‘ка; 4 желобок; 5 – стекло; 6 — запор окна; 7 — ползун запора; 8 — нижний уплотнитель; 9 — подоконник; 10 — сточный желоб; 11 — неподвижное окно, закрепленное-в облицовке.
Стекло подъемного окна обычно заключается в металлическую рамку. В автобусах ЗИС-154 стекло зажато снизу планкой. На планке или на рамке монтируются запоры с рукояткой, языком и пружиной. Стекло вместе с планкой или рамкой перемещается в направляющих желобках, привернутых к стойкам кузова. Рядом с желобками или заодно с ними устроены ступенчатые гребенки, позволяющие устанавливать окно на любом уровне. На нижней планке окна крепится резиновый уплотнитель, закрывающий щель между подоконником и окном, когда оно закрыто. Так как скругление боковины крыши ограничивает ход окна вверх, окно разделено на две части — подъемную и глухую. Глухая часть окна либо вставлена с помощью описанного выше резинового уплотнителя в вырез облицовки кузова, либо заключена в рамку и привернута к стойкам. Подъемное окно проходит с внутренней стороны глухого.
Оконный проем обрамляется с внутренней стороны раскладками, в прежних конструкциях — деревянными, а в современных — из тонкой полосовой стали. Раскладкам придается путем прокатки фигурное сечение, а поверхность их окрашивается под дерево, пластмассу, мрамор и т. д. или в цвет кузова. Раскладки крепятся к корпусу двери (кузова) шурупами по металлу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Окна в кузовах автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы