Быстроходные четырехтактные двигатели ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н (рис. 48) имеют V-образное расположение цилиндров под углом 75°. По внешнему виду двигатель ЯМЗ-240Н отличается от двигателя ЯМЗ-240 только наличием турбокомпрессоров.
Двигатели ЯМЗ в отличие от двигателя Д12А-375Б не имеют прицепных шатунов. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено рядом по два шатуна для левого и правого цилиндров.
Рис. 48. Двигатель ЯМЗ-240Н:
1 — водяной насос; 2 — генератор; 3 — маслозакачи-вающий насос; 4 — водосборные трубопроводы; 5 — крышки головок цилиндров; 6 — впускной трубопровод; 7 — турбокомпрессоры; 8 — выпускные трубопроводы; 9 — масляный фильтр; 10 — маслоизмерительный -стержень; 11 — топливный фильтр тонкой очистки; 12 — топливный фильтр грубой очистки; 13 — топливоподкачивающие насосы
Порядок работы цилиндров: 1—12—5—8—3—10—6 — 7 — 2—11 — 4—9 (рис. 49).
На двигателях ЯМЗ коленчатый вал устанавливается на роликовых подшипниках качения, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренними обоймами являются опорные шейки коленчатого вала.
Двигатели имеют верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распределительным валом на оба ряда цилиндров. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. На каждый ряд цилиндров установлены по две головки, т. е. одна головка на три цилиндра.
После-первых 100 ч работы двигателя необходимо подтянуть все внешние резьбовые соединения двигателя, а также гайки крепления головок цилиндров двигателя, проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме двигателя. В дальнейшем подтяжку внешних резьбовых соединений производить через 100 ч работы двигателя; подтяжку гаек крепления головок цилиндров и проверку зазоров в клапанном механизме—через 500 ч.
Периодически, через 2000 ч работы двигателя, сняв с двигателя головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара, если необходимо — притереть клапаны к седлам.
Система питания двигателей топливом
На автомобиле БелАЗ-540А в систему питания (рис. 50) входят два топливных бака, кран отключения баков, фильтр предварительной очистки топлива, два топливоподкачивающих насоса, фильтр окончательной очистки топлива, топливопроводы и топ-ливоподкач‘ивающая аппаратура, смонтированная на двигателе.
На автомобиле БелАЗ-548А в систему питания дополнительно еще входят топливный бак и ручной топливоподкачивающий насос.
В случае установки на обоих автомобилях пускового подогревателя типа ПЖД-600 его подключают к системе питания двигателя. Расположение топливных баков на автомобиле БелАЗ-540А такое же, как на автомобиле БелАЗ-540.
На автомобиле БелАЗ-548А дополнительный топливный бак устанавливают с правой стороны внизу под основным топливным баком, с которым он соединен шлангом для перетекания топлива. Кроме того, дополнительный бак соединен топливопроводом с левым топливным баком для выравнивания давления при изменении уровня топлива. Забор топлива на автомобиле БелАЗ-548А осуществляется из дополнительного бака.
Рис. 49. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 — правый блок цилиндров; II— левый блок цилиндров; III — маховик
На автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и 531Г система питания двигателя топливом выполнена по схеме, аналогичной системе питания на автомобиле БелАЗ-548А; но вместо трех топливных баков имеется один.
Рис. 50. Система питания двигателя топливом на автомобиле Бё л A3-540А:
1 — топливные баки; 2 — заправочная горловина; 3 — кран отключения топливных баков; 4 — пусковой подогреватель двигателя; 5 — фильтр предварительной очистки топлива; 6 — топливоподкачивагощие насосы; 7 — фильтр окончательной’ очистки топлива; 8 — пробки выпуска воздуха из системы; 9 — топливный насос высокого давления; Ю — форсунки; 11 — топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 — топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 — датчик указателя уровня топлива; 14 — сливная пробка на поперечине рамы; 15 — емкость в поперечине рамы автомобиля для сбора топлива
Излишки топлива от форсунок на автомобиле БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г по топливопроводу сливаются в топливный бак. На автомобиле БелАЗ-540А излишки топлива от форсунок отводятся по специальному топливопроводу в пустотелую поперечину рамы, которая используется в качестве емкости и снизу имеет сливную пробку. Накапливающееся в поперечине топливо следует сливать и после фильтрации можно использовать для питания двигателя.
Ручной топливоподкачивающий насос (рис. 51), устанавливаемый на автомобиле БелАЗ-458А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЭ-531Г, предназначен для прокачки топливной системы, когда уровень топлива в баке ниже топливоподающей аппаратуры двигателя и топливо из бака не может самотеком поступать в систему питания двигателя.
Насос — диафрагменного типа, имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, последовательное открытие которых при перемещении диафрагмы обеспечивает подачу топлива из бака в систему.
Для предохранения насоса от повреждения в случае повышения давления в нагнетательной магистрали установлен редукционный клапан, который прекращает подачу топлива в нагнетательную магистраль, если давление в ней повысится до 1,4 кГ/см2.
При использовании насоса темп качания не должен превышать 60 качков в минуту, при этом к рукоятке насоса нельзя прикладывать значительных усилий.
Привод управления подачей топлива. Правильно отрегулированный привод (рис. 52) должен обеспечивать полное перемещение рычага подачи топлива на регуляторе между винтом холостых оборотов и винтом максимальных оборотов при одновременном правильном положении педали.
Расстояние от оси педали до пола кабины (без коврика) в положении ее, соответствующем минимальным оборотам холостого хода, должно быть 109 мм.
При регулировке, установив педаль в таком положении, необходимо соединить ее тягами с рычагом на регуляторе, который должен быть прижат к винту минимальных оборотов холостого хода. Затем проверить нажатием на педаль полное перемещение рычага регулятора к винту максимальных оборотов. При необходимости отрегулировать привод, изменяя длину тяг.
Рис. 51. Ручной топливоподкачивающий насос:
1 — корпус; 2 — редукционный клапан; 3 — нагнетательный клапан; 4 — крышка; 5 — диафрагма; 6 — всасывающий клапан
Рис. 52. Привод управления подачей топлива: а — вид с левой стороны автомобиля; б — вид спереди автомобиля;
1 — рукоятка ручного управления; 2, 7 и 10 — тяги; 3, 6 и 9 — рычаги; 4 — педаль; 5 — вал педали; 8 —- вал; 11 — рычаг подачи топлива на регуляторе; 12 — скоба выключения подачи топлива на регуляторе; 13 — трос останова двигателя; 14 — рукоятка останова двигателя
Система питания двигателей воздухом
В системе питания двигателей воздухом применяются воздушные фильтры контактно-масляного типа. Исключение составляют автомобили-тягачи БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г, на которых устанавливается воздушный фильтр ВТИ-4.
На автомобиле БелАЗ-540А устанавливаются два воздушных фильтра, на автомобиле БелАЗ-548А — три фильтра. В системе фильтры работают параллельно.
Воздушные фильтры установлены на правом крыле автомобиля под капотом (рис. 53). Воздух забирается снаружи через специальные окна в капоте, закрытые защитными колпаками. Плотное соединение воздухозаборного отверстия фильтра с капотом обеспечивается резиновой муфтой, поджимаемой пружиной. Фильтр на воздухопроводе крепится стержнем.
Система смазки двигателей
Система смазки двигателей — комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.
На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМЗ-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.
Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик которого установлен впереди на правой боковой поверхности картера.
Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кГ/см2.
Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.
К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора.
Рис. 53. Установка на автомобиле воздушного фильтра:
1 — защитный колпак; 2 — капот автомобиля; 3 — резиновая муфта; 4 — крышка фильтра; 5 — фильтрующий элемент; в — масляная ванна фильтра; 7 — стержень крепления фильтра
Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:
1 — масляный радиатор; 2 — дополнительная пробка слива масла из системы; 3 — кран отключения масляного радиатора; 4 — маслонзмерительный стержень; 5 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 — масляный фильтр; 7 — датчик указателя давления масла в системе; 8 — датчик указателя температуры масла; 9 — пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 — маслозакачиваю-щий насос; 11 — перепускной клапан насоса; 12 — обратный клапан; 13 — компрессор
При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210—68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211—68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.
При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.
Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.
Система охлаждения двигателей
Система охлаждения двигателей — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головкй цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.
В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).
Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240:
1 — водяной радиатор; 2 — пароотводные трубки; 3 — расширительный бачок; 4 — пробка заправочной горловины; 5 — радиатор отопителя кабины; б — компрессор; 7 — кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 — термостаты; 9 — указатель температуры жидкости; 10 — рубашка охлаждения двигателя; 11 — водяной насос; 12 — сливные краны; 13 — пусковой подогреватель двигателя
Направление потока жидкости регулируют термостатами, установленными в водосборных трубах двигателя.
Система пароотводных трубок соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.
Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.
Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.
Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531 и БелАЭ-531Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.
Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.
На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.
Система предпускового подогрева двигателей
Для облегчения пуска двигателей при-низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЭ-531 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).
При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».
Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле БелАЗ-540А:
1 — рама автомобиля; 2 — поддон картера двигателя; 3 — дополнительный поддон; 4 — Руоопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 — пусковой подогреватель сооре; 6 — трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 — трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двигатели БелАЗа ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы