Экскаваторы 3-й размерной группы с механическим приводом выпускают на гусеничном и пневмоколесном ходовых устройствах.
Экскаваторы ЭО-3311Г, Э-304Г и Э-304Г-1 — унифицированные машины этой группы. Все они имеют одинаковую поворотную честь и различное ходовое устройство. Основными видами рабочего оборудования этих машин являются полностью унифицированные прямая и обратная Лопаты с ковшом 0,4 м3 и решетчатая стрела для работы драглайном с ковшом 0,4 м3 (у экскаваторов Э-304Г еще и 0,5 м3), а сменными — кран и боковой драглайн с ковшом 0,3 м3. Кроме того, экскаватор Э-304Г может быть оборудован краном и боковым драглайном.
Кинематические схемы этих экскаваторов значительно отличаются от описанных выше схем других машин. Например, двигатель у них установлен не поперек, а вдоль оси экскаватора. Это улучшает условия для технического обслуживания, потому что для запуска и контроля его работы машинисту не надо спускаться с поворотной платформы.
Экскаватор ЭО-3311Г
Рис. 1. Пневмоколесный экскаватор ЭО-3311Г с оборудованием обратной лопаты
Кинематическая схема. Движение от двигателя к трансмиссии экскаваторов передается через главную муфту с помощью конической передачи. Ведомая коническая шестерня и цилиндрическая шестерня соединены с валом подвижной зубчатой муфтой. Вал главной лебедки состоит из двух частей, одна из которых получает вращение через шестерни, а другая — через шестерни.
Шестерни и шестерни попарно находятся в зацеплении (на схеме не показано), поэтому обе части вала главной лебедки и оба шкива фрикционных муфт механизма реверса вращаются в разные стороны.
Включением фрикционных муфт изменяют направление вращения барабана для подъема или принудительного спуска груза при работе краном.
Включением фрикционных муфт вала изменяют направление вращения поворотной платформы, направление движения экскаватора или направление вращения барабана подъема крановой стрелы.
Соединением шестерен, жестко установленных на валу, с блоком шестерен изменяют частоту вращения механизмов.
Зацепление подвижной шестерни с шестерней дает возможность получить две транспортные нереверсивные скорости передвижения экскаватора. При включении шестерни муфта автоматически выключается, разъединяет коническую передачу с валом и движение передается через коническую передачу цилиндрической шестерне. В верхнем положении шестерня входит в зацепление с шестерней на валу механизма поворота, а в нижнем положении — с шестерней на вертикальном валу механизма передвижения экскаватора.
На правом конце горизонтального вала III конической передачи установлен шкив тормоза поворота и передвижения, а на левом — кулачковая муфта планетарного механизма, обеспечивающего опускание крановой стрелы на режиме двигателя. При включении одной из фрикционных муфт или на валу и муфты вращается венец планетарного механизма. Венец жестко связан с винтом, на одном конце которого гайкой укреплен барабан подъема крановой стрелы. На другом конце винта установлен гладкий диск. Между барабаном и диском свободно на гладкую ступицу винта надет шкив храпового устройства с двусторонними фрикционными накладками. Для повышения безопасности при спуске стрелы снаружи зубчатого венца планетарного механизма установлен постоянно замкнутый ленточный тормоз.
Рис. 2. Кинематическая схема пневмоколесного экскаватора ЭО-3311Г:
1, 7, 36 — фрикционные муфты главной лебедки, 2— двигатель, 3, 20, 21, 29, 34 — муфты, 4, 27, 37 — барабаны, 5, 16, 18 — конические передачи, 6, 9, 10, 12, 14, 22, 23, 25, 31, 33, 35, 39— шестерни, 8, 13, 17, 18 — валы, 11, 32 — фрикционные муфты механизма реверса, 15 — шкив, 26 — блок шестерен, 28 — планетарный механизм, 30 — храповое устройство, 38, 40 — тормоза; I…III — горизонтальные валы редуктора
Движение механизму передвижения экскаватора передается от вала через коническую передачу горизонтальному валу, который одним концом через зубчатую муфту соединяется с задним мостом, а другим концом через муфту включения и зубчатую муфту — с передним мостом.
Экскаватор имеет четыре скорости передвижения (две из которых могут быть использованы только при движении его вперед) и две скорости поворота платформы.
Передний мост включают при передвижении по рыхлому грунту специальной рукояткой, расположенной под правым лонжероном рамы. Во время переезда по хорошей дороге передний мост должен быть включен.
Рис. 3. Главный редуктор:
1 — ступица; шестерни: 2, 4, 16, 18—22, 27, 37 — цилиндрические редуктора, 14, 15 — конические привода механизмов поворота и хода, 31, 36 — конические I передачи; 3, 5, 6, 9, 13, 23, 25, 32, 33 — подшипники; 7, 24 — крышки; 8, 17, 29 — валы; 10, 12 — шкивы; 11 — пневмокамерная фрикционная муфта реверса; 26 — стакан подшипника; 28 — корпус главного редуктора; 30, 34, 35 — полумуфты
Цилиндрические шестерни расположены в масляной ванне поворотной платформы, конические передачи и шестерни, также заключены в закрытую масляную ванну и составляют главный редуктор экскаватора. На верхней части редуктора установлена одновальная главная лебедка с тяговым и подъемным барабанами. Фрикционные пневмокамерные муфты главной и стреловой лебедок (за исключением муфты), а также механизма реверса расположены на консольных концах валов, что создает большое удобство при уходе за ними во время эксплуатации.
Барабаны главной лебедки останавливают с помощью ленточных тормозов.
Главный редуктор. Движение от вала дизеля передается валу передачи I коническими шестернями со спиральными зубьями. Малая шестерня, изготовленная заодно с валом, установлена на роликоподшипнике и спаренных конических подшипниках, помещенных в стаканах. Большая шестерня прикреплена к ступице, смонтированной на четырех шарикоподшипниках на валу, который, в свою очередь, установлен на шарикоподшипнике и бочкообразном роликоподшипнике, закрепленном в стакане. С помощью подшипника и крышки воспринимаются осевые нагрузки, возникающие при работе конических шестерен, и вал фиксируется в осевом направлении.
Шестерня, соединенная шпонкой со ступицей, образует единый блок с шестерней. Вращение шестерне передается от кулачковой полумуфты, жестко укрепленной болтом на валу муфты сцепления, через резиновые вкладыши кулачковой полумуфты, жестко укрепленной на хвостовике шестерни гайкой. Резиновые вкладыши муфты улучшают условия работы как передачи I, так и деталей муфты сцепления дизеля. Для нормальной работы шестерен необходимо правильно регулировать их зацепление.
Вращение валу передается только в случае перемещения по шлицам вдоль оси вала зубчатой полумуфты до соединения ее с шестерней.
Вал реверса опирается на шарикоподшипники в корпусе редуктора. Ведомый шкив пневмокамерной фрикционной муфты жестко соединен с валом с помощью шлицев.
Вал перемены скоростей опирается на двухрядный роликоподшипник и однорядный шарикоподшипник, непосредственно установленный в корпусе редуктора. На одном конце вала закреплен тормозной шкив, на другом — стрелоподъемная лебедка.
Рис. 4. Стрелоподъемная лебедка:
1, 13— диски, 2 — ось, 3 — муфта, 4— вал, 5, 6 — шестерни, 7 — зубчатый венец, 8 — лента тормоза, 9— втулка, 10, 14 — собачки, 11 —барабан, 12 — фрикционные накладки, 15 — корпус главного редуктора
Цилиндрические шестерни закреплены на валах жестко, а шестерни, хотя и установлены на шлицах, имеют возможность осевого перемещения для зацепления соответственно с шестернями и изменения скоростей поворота и перемещения экскаватора. Конические шестерни передают движение от главного редуктора механизмам поворота и передвижения.
Стрелоподъемная лебедка, снабженная планетарным механизмом, смонтирована на консольной части вала перемены передач. Ведущая часть кулачковой муфты, включающей стрелоподъемную лебедку в работу, жестко закреплена на валу шпонкой. Кулачки ведомой части муфты расположены на внешней торцовой стороне солнечной шестерни. Диск, в котором закреплены оси сателлитных шестерен, установлен неподвижно на корпусе главного редуктора. Зубчатый венец планетарного механизма прикреплен к втулке 9 с винтовой нарезкой. Стрелоподъемный барабан также имеет внутреннюю винтовую нарезку, с помощью которой он соединен с втулкой. Один из торцовых буртиков барабана одновременно является храповым диском, находящимся в зацеплении с собачкой. Между вторым буртиком барабана и торцовым диском втулки помещен второй храповой диск, который стопорится собачкой.
Для пуска в работу стрелоподъемной лебедки включают муфту и одну из фрикционных муфт механизма реверса. При этом от вала вращение передается через муфту и шестерни венцу. Вместе с венцом начинает вращаться втулка и соединенный с ней барабан. Во время подъема стрелы под действием натяжения каната барабан перемещается по втулке влево, зажимая между двумя фрикционными накладками диск. Собачка скользит при этом по зубьям диска и не препятствует его вращению.
Если вал получает вращение в обратном направлении, то барабан перемещается по втулке вправо, освобождаясь от сцепления с диском, канат сматывается с барабана и стрела опускается. Если барабан вращается быстрее втулки, он перемещается по втулке влево до упора в диск, который в период спуска стрелы удерживается собачкой. В результате трения на поверхностях накладок барабан притормаживается и частота его вращения становится равной частоте вращения втулки. При такой конструкции спуск и подъем стрелы безопасны — в случае неисправности фрикционной муфты механизма реверса или выключения муфты барабан перемещается влево и останавливается, так как прижимается к диску, застопоренному собачкой.
Рис. 5. Главная лебедка:
1 — вал передачи, 2 — корпус, 3, 21, 25 — муфты, 4, 14 — шкивы пневмокамерных фрикционных муфт, 5, 10, 16, 18, 22 — подшипники, 6, 15—шестерни, 7,11 — валы, 8 — крышка главного редуктора, 9 — болт, 12, 19 — барабаны, 13, 20—клинья, 17 — масленка, 23 — центральный канал для подвода воздуха, 24 — шкив тормоза
Для повышения безопасности работы лебедки служит дополнительное храповое устройство с собачкой, с помощью которой машинист может сам остановить барабан.
Наружная поверхность венца является шкивом постоянно замкнутого тормоза, лента которого затянута с небольшим усилием, этого усилия должно быть достаточно, чтобы удержать от вращения втулку и барабан, после того как будет выключена муфта, и удержать от падения стрелу.
За работой стрелоподъемной лебедки необходимо постоянно наблюдать: периодически устранять люфты в соединениях и проверять, как перемещается барабан по втулке.
Главная лебедка. Валам главной лебедки движение передается от шестерен, которые вращаются в разные стороны. Правая ведущая шестерня жестко установлена на валу, а левая — на подшипниках в корпусе главного редуктора. Опорами валов в корпусе редуктора являются подшипники, причем вал соединен болтами с корпусом тягового барабана. На консольной части вала с помощью шарикоподшипников смонтирован подъемный барабан, который включают пневмокамерной муфтой. Ведущий диск муфты жестко соединен с валом, а ведомый отлит заодно с барабаном. Барабан останавливают управляемым ленточным тормозом, шкив которого составляет с барабаном единое целое.
Барабаном управляют с помощью двух пневмокамерных муфт. При включении левой муфты барабан начинает вращаться в направлении вращения шестерни, а при включении средней муфты — в направлении вращения шестерни. У муфты в отличие от муфт ведущим является не внутренний диск, а шкив, закрепленный шпонкой на ступице шестерни Барабан также тормозят ленточным тормозом, шкив которого изготовлен заодно с барабаном и шкивом муфты.
Рис. 6. Продольный разрез пневмоколесного экскаватора ЭО-3311Г:
1 — двигатель, 2 — капот, 3, 19, 22, 26 — муфты, 4, 7 — стойки, 5 — главная лебедка, 6— кабина машиниста, 8— направляющий барабан, 9 — пневмо-гидропровод, 10, 20, 24, 30, 32…34 — валы, 11, 13, 28, 31 — шестерни, 12 — поворотная платформа, 14 — стопор поворота, 15 — опорно-поворотный круг, 16 — стабилизатор, 17 — водило, 18, 27 — передний и задний мосты, 21 — рама нижней тележки, 23 — редуктор, 25 — цапфа, 29 — зубчатый венец, 35 — балка, 36 — постоянный противовес; I, II — валы механизма передвижения
Воздух к муфтам подводится с торцов валов через вращающиеся соединения, аналогичные по конструкции описанным в § 17. К средней муфте от вращающегося соединения воздух поступает по центральному каналу вала.
Канаты на барабанах закрепляют клиньями. Шарикоподшипники затягивают с помощью крышек и прокладок. Необходимо следить за тем, чтобы на трущиеся поверхности тормозов и фрикционных муфт не попадало масло из картера главного редуктора. Периодически проверяют затяжку болтов крышек подшипников и крышки 8 редуктора. Для смазывания подшипников предусмотрены масленки в крышке редуктора или в корпусах барабанов.
Привод механизмов поворота платформы и передвижения экскаватора. Главный редуктор установлен на верхней обработанной поверхности поворотной платформы; нижний стакан редуктора входит в поддон платформы и центрирует его с редуктором. В поддоне размещены вертикальный вал главного редуктора, вал механизма поворота и верхняя часть вертикального вала механизма передвижения, а также шестерни. Опорами всех валов являются шариковые или роликовые подшипники. Все шестерни жестко установлены на валах, но шестерню можно перемещать вдоль оси поворотного вала и вводить в зацепление или с шестерней, или с шестерней.
При зацеплении шестерни с шестерней движение передается через вал, обегающую шестерню и зубчатый венец для поворота платформы; при зацеплении шестерни с шестерней движение передается нижнему механизму передвижения через конические шестерни редуктора. Поворотная платформа вращается вокруг центральной цапфы, опорно-поворотным устройством служит роликовый круг.
В зависимости от включения той или иной передач и муфт механизма реверса экскаватор будет передвигаться вперед или назад с разными скоростями. Шестерни редуктора передают вращение горизонтальному валу I, а затем через зубчатую муфту — заднему мосту и через промежуточный вал II и зубчатые муфты — переднему мосту. Зубчатые муфты необходимы для компенсации возможной несоосности валов.
Внутри полого вала проходят пнев-могидропроводы. Поскольку их ось совмещена с осью цапфы, то поворот платформы не отражается на их положении.
В картерах мостов размещены конические зубчатые передачи. К ведомой шестерне в мостах крепят чашки сателлитов, вместе с которыми расположены конические шестерни полуосей. Задний мост крепят жестко к раме ходового устройства, а подвеска переднего моста выполнена балансирной для обеспечения необходимого контакта всех колес с грунтом и улучшения проходимости экскаватора. Передний мост включают в случае передвижения по плохой дороге с помощью рукоятки, расположенной под правым лонжероном рамы.
Стопор, вводимый с помощью рычага в зацепление с зубчатым венцом, фиксирует положение поворотной платформы относительно рамы при передвижении машины своим ходом или на буксире.
Для выключения рессор переднего моста во время использования рабочего оборудования (кроме обратной лопаты) на пневмоколесных экскаваторах применены управляемые стабилизаторы, исключающие также поперечное качание переднего моста. Включение стабилизаторов при передвижении экскаватора может вызвать в период торможения зависание колес, занос машины и аварию. Поэтому перед началом движения экскаватора следует перекрыть доступ воздуха к исполнительным камерам стабилизаторов, пользуясь специальным краном.
Движение заднему мосту передается через зубчатую полумуфту, вал-шестерню и коническую шестерню.
Через чаши и крестовину вращение передается сателлитам и шестерням, которые в свою очередь через полуоси и фланцы приводят во вращение ступицы колес. Колеса экскаватора к ступицам крепят шпильками и гайками. Опорами полуоси и валов заднего моста служат роликоподшипники.
Главная передача переднего моста полностью унифицирована с главной передачей заднего моста у отличается лишь проточкой на корпусе. Передний мост — управляемый.
Движение на колеса экскаватора передается от полуоси через диск, вилку, фланец и ступицу.
Между торцом шкворня и рычагом должен быть зазор 0,5 мм, устанавливают его с помощью прокладок.
Ступицы установлены на цапфах, которые закреплены на корпусах поворотных кулаков. К торцовым фланцам картера приварены корпуса шаровых опор, в которых закреплены шкворни с установленными на них роликоподшипниками и упорными шарикоподшипниками. Подшипники входят в расточки корпусов поворотных кулаков. При перемещении рулевой тяги рычаг поворачивает корпус поворотных кулаков относительно шкворней вместе со ступицами колес переднего моста.
Пневматическая система управления — основная на описываемых экскаваторах. С ее помощью выполняют наиболее часто повторяющиеся операции: включение лебедок, управление муфтами реверса, включение механизма открывания днища ковша, торможение колес, включение стабилизаторов.
Механическая система применена для управления вспомогательными операциями: управление главной муфтой, переключение скоростей, включение стрелоподъемной лебедки и др.
Гидравлическая система служит для управления поворотом передних колес на пневмоколесных экскаваторах. Все элементы гидравлическои системы расположены на поворотной ялатформе, за исключением исполнительного гидроцилиндра, который установлен на тележке ходового устройства. Давление в гидравлической системе (4 МПа) создается шестеренным насосом, который нагнетает жидкость, поступающую из бака к золотниковому гидра-распределителю.
Рис. 7. Задний мост:
1 — корпус редуктора, 2 — картер моста, 3, 21 — крышки, 4, 7 — чаши сателлитов, 5 — сателлит, 6 — крестовина, 8 — коническая шестерня, 9 — кожух полуоси, 10—шкив тормоза, 11 —шпилька, 12, 13— гайки, 14, 23, 24, 26 — роликоподшипники, 15 — ступица колеса, 16 — фланец, 17 — колодка тормоза, 18 — суппорт, 19 — полуось, .20 — стакан, 22 — полумуфта, 2£ — вал-шестерня, 27 — шестерня полуоси
Рис. 8. Передний мост:
1 — вилка полуоси, 2 — фланец, 3, 14 — роликоподшипники, 4 — цапфа, 5 — шкив тормоза, 6 — колодка тормоза, 7 — шкворень, 8 — корпус поворотного кулака, 9 — рычаг поворота, 10 — кулак шарнира, 11 — диск, 12 — корпус шаровой опоры, 13 — картер, 15 — шарикоподшипник, 16 — шпилька, 17 — гайка, 18 — ступица, 19 — полуось
Рис. 9. Схема гидросистемы рулевого управления экскаватора ЭО-3311Г:
1 — рулевое колесо, 2 — вал, 3 — тормоз, 4— подшипник, 5—шестерня, 6 — зубчатый сектор, 7 — сошка, 8 — насос, 9, 12 — фильтры, 10— бак, 11— напорный гидроклапан, 13, 18—гидроцилиндры, 14 — обратный клапан, 15 — передние колеса, 16 — буксирное приспособление, 17 — система рулевых тяг и рычагов, 19 — центральный коллектор, 20, 21 —трубопроводы, 22, 23 — трубы, 24 — корпус гидрораспределителя, 25 — гидрораспределитель, 26 — тяга
Корпус гидрораспределителя жестко крепят к штоку сдвоенного гидроцилиндра, а его золотник тягой шарнирно соединен с сошкой рулевого механизма. Полости гидроцилиндра соединены трубопроводами с полостями гидроцилиндра. Центральный коллектор связывает элементы гидравлической и пневматической систем управления, расположенные на поворотной платформе и тележке ходового устройства.
При вращении рулевого колеса поворачиваются жестко закрепленные на валах шестерня, зубчатый сектор и сошка. Перемещаясь в горизонтальной плоскости, сошка сообщает через тягу поступательное движение золотнику гидрораспределителя.
Картер рулевого механизма закреплен болтами на настиле кабины машиниста. Верхний подшипник рулевого вала, выполненный в виде конической втулки, служит одновременно постоянно действующим тормозом, который препятствует самопроизвольному включению системы управления и обеспечивает экскаватору сохранение выбранного курса в случае, если машинист отпустит рулевое колесо.
Гидроцилиндр принимает сигналы обратной связи, поступающие от гидроцилиндра, и передает их на корпус распределителя. Гидроцилиндр имеет четыре полости, две из которых (А) соединены через золотник гидрораспределителя с баком или насосом, а две другие (Б и В) — через центральный коллектор с полостями Б и В; гидроцилиндра.
В гидрораспределителе золотник занимает три положения: два рабочих и среднее нейтральное. При нейтральном положении золотника напорная и сливная гидролинии сообщены между собой и две средние полости сдвоенного гидроцилиндра соединены. При этом насос работает на слив, а давление в гидросистеме управления колесами равно атмосферному. Рабочий ход золотника всего 2 мм.
Напорный гидроклапан поддерживает рабочее давление в системе в пределах 3…4 МПа.
Для соединения крайних полостей сдвоенного гидроцилиндра предназначен обратный клапан, который включают при регулировке и прокачке (в случае попадания воздуха) системы управления и при заливке в нее рабочей жидкости. Для включения обратного клапана завертывают гайку.
Система рулевого управления работает следующим образом. Когда рулевое колесо неподвижно, золотник гидрораспределителя находится в нейтральном положении. Насос подает рабочую жидкость через открытый гидрораспределитель в бак. При повороте рулевого колеса золотник перемещается из нейтрального положения в рабочее. Насос нагнетает рабочую жидкость в ту полость сдвоенного гидроцилиндра, которая в результате перемещения золотника оказалась соединенной с напорной гидролинией.
По мере поступления жидкости (например, в полость А) и продвижения поршня под ее давлением влево масло из полости В будет поступать в полость Bi исполнительного гидроцилиндра, поршень которого, перемещаясь, будет увлекать тяги рулевого управления, поворачивая колеса экскаватора.
Вытесняемая под воздействием поршня жидкость из полости Б, гидроцилиндра будет поступать в освобождающийся объем полости Б гидроцилиндра 13. Таким образом, продвигаясь влево, золотник вновь встанет в нейтральное положение и откроет путь жидкости от насоса на слив в бак. Следовательно, повороту рулевого колеса на некоторый угол соответствует определенный ход штока исполнительного гидроцилиндра 18.
Применение гидравлического привода с обратной гидравлической связью дает возможность легко управлять колесами ходового устройства не только при передвижении по дорогам, но и в условиях бездорожья и в забое.
Рис. 9. Напорный (а) и обратный (б) гидроклапаны:
1 — гайка, 2 — плунжер, 3 — пружина, 4 — винт, 5 — шарик, 6 — кольцо
Весь цикл работы гидропривода складывается из следующих операций:
— рулевой механизм включает гидрораспределитель;
— гидрораспределитель направляет поток жидкости в одну из полостей гидроцилиндра;
— вытесняемая из другой полости сдвоенного гидроцилиндра жидкость перетекает в одну из полостей гидроцилиндра;
— вытесненная жидкость из сокращающейся полости гидроцилиндра поступает к гидроцилиндру и возвращает золотник в нейтральное положение;
— непрерывный поворот рулевого колеса сопровождается плавным поворотом управляемых колес.
При упоре передних колес в препятствие и их вынужденном повороте движение поршня гидроцилиндра передается через замкнутые системы циркуляции штоку гидроцилиндра и вызывает смещение корпуса относительно неподвижного золотника. Масло начинает поступать от насоса в ту полость гидроцилиндра, с которой поступил сигнал, и колеса возвращаются в первоначальное положение, а корпус гидрораспределителя, следуя за штоком гидроцилиндра, занимает нейтральное положение относительно золотника.
Рис. 10. Гидрораспределитель:
1, 15 — крышки, 2 — корпус с втулкой, 3 — манжета, 4— штуцер, 5, 17— прокладки, 6 — золотник, 7 — корпус стакана, 8 — стакан, 9, 13 — пружины, 10 — сухарь, 11 — шаровая головка, 12, 18 — пробки, 14 — гайка, 16 — тормозная лента
Экскаваторы Э-304Г и Э-304Г-1
Главная конструктивная особенность экскаватора Э-304Г — уширенно-удлиненное гусеничное ходовое устройство (7 опорных катков), благодаря чему удельное давление на грунт у него в 2,5 раза ниже, чем у экскаваторов с номинальной (минимально допускаемой) опорной поверхностью гусениц. Это позволяет эффективно их использовать при проведении мелиоративных, ирригационных и торфяных работ.
От экскаваторов ЭО-3311Г (поворотные платформы с механизмами у них унифицированы) они отличаются системой привода механизма передвижения и гусеничной тележки.
Рис. 11. Гусеничный экскаватор Э-304Г с оборудованием драглайна
От экскаватора Э-304Г экскаватор Э-304-1 отличается увеличенными размерами гусеничного хода (8 опорных катков), что дает возможность еще больше снизить удельное давление на грунт.
Кинематическая схема экскаваторов Э-304Г отличается от кинематической схемы экскаватора ЭО-3311Г системой привода механизма гусеничного хода.
Движение механизму передвижения передается от главного редуктора через шестерню вертикального вала, от которого приводятся во вращение конические шестерни и средняя часть горизонтального вала механизма. На концах средней части установлены подвижные кулачковые полумуфты. Неподвижные полумуфты, изготовленные заодно со шкивами тормозов, установлены с помощью шлицев на полуосях. При соединенйи кулачковых подвижных и неподвижных полумуфт друг с другом вращается весь горизонтальный вал. При этом ведущие цепные звездочки через втулочно-роликовые цепи передают вращение цепным звездочкам, закрепленным на валах ведущих колес гусеничных лент.
В центре рамы размещена центральная цапфа, внутри которой на подшипниках качения установлен вертикальный вал. Центральная часть рамы ходового устройства снизу закрывается картером. Конические шестерни , жестко установленные на вертикальном и горизонтальном валах, постоянно находятся в зацеплении, работают в масляной ванне и защищены от влаги и пыли.
Рис. 12. Механизм передвижения экскаваторов Э-304Г и Э-304Г-1:
1, 17 — звездочки, 2— рама ходового устройства, 3, 16 —полуоси, 4, 15— шкивы тормозов, 5, 14— кулачковые полумуфты, 6, 8, 12 —шестерни, 7 — пазуха, 9, 18, 20, 22 — подшипники, 10—вертикальный вал, 11 — цапфа, 13 — средняя часть горизонтального вала, 19 — картер, 21 _втулка
Рис. 13. Гусеничный экскаватор ЭО-4112 с оборудованием обратной лопаты
Средняя часть вала вращается на подшипниках скольжения, закрепленных в разъемных корпусах ходовой рамы. В торцовых отверстиях средней части установлены втулки, в которых размещены внутренние опоры полуосей. Другими опорами полуосей являются подшипники, установленные в отверстия корпуса рамы.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Экскаваторы 3-й размерной группы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы