При проектировании и изучении электрических схем лифтов или других машин пользуются принципиальными схемами. Основной метод построения принципиальных схем заключается в том, что отдельные элементы одного и того же электрического аппарата, кинемати-
чески связанные между собой или расположенные в непосредственной близости один от другого, на схеме изображают в разных местах. Это значительно облегчает чтение схемы и способствует наглядному изучению последовательности работы аппаратов. В принципиальных схемах все элементы одного аппарата обозначены одними и теми же буквами. Например, катушка контактора движения «Вперед», его силовые и блокировочные контакты обозначаются буквой В.
Все провода, с помощью которых соединяют электрические аппараты и машины между собой, на принципиальных схемах (так же как и на монтажных) обозначают цифрами. Некоторым исключением из этого правила является обозначение проводов, по которым подводится общее питающее напряжение, и проводов, присоединяемых к обмоткам электрических машин. Провода подвода питания чаще обозначают буквой Л с цифрами, например Л1, Л2 и т. д. Провода, присоединяемые к статорным обмоткам двигателей, обозначают буквой С с цифрами; провода, присоединяемые к роторным обмоткам двигателей,—буквой Р с цифрами.
На принципиальных схемах изображают электрические цепи включения машин или аппаратов. Эти цепи состоят из проводов и замыкающих или размыкающих контактов электрических аппаратов.
Замыкающим контактом электромагнитного аппарата называется такой контакт, который открыт, когда якорь не притянут к сердечнику, и который замыкается при втягивании якоря. Размыкающий контакт закрыт, когда якорь не притянут, и размыкается при втягивании якоря. Замыкающим контактом электрических аппаратов, не имеющих катушек, таких, как кнопки, конечные выключатели и т. п., называют контакт, который открыт при отсутствии внешнего воздействия на аппарат.
В принципиальных электрических схемах все элементы аппаратов и машин изображены в виде условных обозначений, предусмотренных ГОСТами и Единой системой конструкторской документации.
Условные обозначения, наиболее часто встречающиеся в схемах лифтов, приведены в ГОСТах.
В электрических схемах лифтов для обозначения отдельных элементов электрооборудования стараются применять по возможности одни и те же буквы.
Электрические схемы лифтов имеют достаточно сложное построение: они содержат электрические цепи различного назначения и разнообразные блокировочные связи. Чтобы разобраться в сложной схеме лифта, надо знать основные принципы ее построения, которые будут рассмотрены ниже.
Электрическая схема лифта содержит следующие электрические цепи: цепи присоединения электрооборудования к сети, цепи главного тока (силовые цепи), цепи управления и блокировок, цепи защиты лифта, цепи сигнализации и цепи освещения. Цепи присоединения электрооборудования к сети образуют электрическую схему включения вводной аппаратуры лифта (главного рубильника,вводного устройства). Цепями главного тока называют те цепи электрических машин привода лифта, по которым протекают токи, значительно большие, чем токи в цепях управления. К цепям главного тока относятся статорные, роторные или якорные силовые цепи двигателей или генераторов.
Цепи управления и блокировок отображают включение и взаимодействие между собой электрических аппаратов управления. Эти цепи наиболее сложные, но они состоят из некоторых элементарных узлов управления.
Рассмотрим примеры выполнения отдельных операций управления и элементарных блокировок.
На рис. 92 показаны две схемы управления двигателем с помощью реверсирующих контакторов. В схеме на рис. 92, а контактор В включается кнопкой «Вверх», а контактор Н—кнопкой «Вниз», причем соответствующий контактор остается включенным только тогда, когда нажата пусковая кнопка. В схеме на рис. 92, б, чтобы включить один из контакторов, достаточно кратковременно нажать на кнопку и затем отпустить ее. Контактор остается включенным за счет того, что контакты кнопки шунтируются блокировочными контактами контакторов. Если двигатель работал с включенным контактором В, то для его реверсирования сначала нажимают кнопку «Стоп», а затем после отключения контактора В и остановки двигателя— кнопку «Вниз».
Рис. 92. Схемы кнопочного управления реверсивным двигателем:
а — с помощью двух кнопок, б — с помощью трех кнопок
В схемах на рис. 92 показана еще блокировка, предотвращающая одновременное включение двух реверсирующих контакторов. Если это случится (например, в результате приваривания силовых контактов), то в силовой цепи произойдет короткое замыкание.
Блокировка осуществляется с помощью замыкающих контактов, включенных в цепь контактора «противоположного направления». Когда включен контактор В, то разомкнут его замыкающий блок-контакт и контактор Н включить нельзя. Реверсивные контакторы кроме рассмотренной электрической блокировки снабжают и механической блокировкой с помощью системы рычагов, исключающей одновременное включение контакторов.
Таким образом, можно сделать вывод, что блокировки предусмотрены для того, чтобы исключить нежелательное действие аппаратуры или машины в каком-то конкретном случае. Так, например, размыкающий блок-контакт В (рис. 92, а) не позволяет включить контактор Н, если включен контактор В; замыкающий блок-контакт В (рис. 92, б) не позволяет отключиться контактору В после того, как отпущена кнопка «Вверх», и т. д.
Как уже упоминалось в гл. VIII, для безопасной работы лифт снабжен аппаратами автоматической защиты, электрические контакты которых включаются в цепь защиты лифта. Действие автоматической защиты состоит в том, что ее срабатывание в результате разрыва любого контакта в цепи защиты приводит к отключению приводного двигателя и наложению механического тормоза, т. е. к аварийной остановке лифта. В этом отличие автоматической защиты от блокировки. Включенные в цепь защиты контакты предохранительных устройств выполняют и роль блокировочных контактов, т. е. если они не замкнуты, то лифт не может быть пущен в ход.
В электрических схемах лифтов через цепь защиты подводится питающее напряжение к реверсирующим контакторам приводного двигателя. Иногда контакты защиты лифта от переподъема и переспуска кабины включаются непосредственно в статор-ную цепь приводного двигателя. Следовательно, автоматическая защита лифта срабатывает всегда не при замыкании, а при разрыве цепи защиты. Это принципиально важно, так как аварийная остановка лифта происходит и при случайном обрыве проводов, образующих цепь защиты, и при перегорании предохранителей и катушек реверсирующих контакторов или катушек тех промежуточных реле, которые используют в построении системы автоматической защиты лифта.
В цепь защиты включают контакты следующих предохранительных и блокировочных устройств:
– концевых выключателей подъема или спуска кабины лифта, размыкающихся в случае ее подъема выше уровня верхнего этажа или опускания ниже уровня нижнего этажа;
– ловителя, размыкающиеся при его срабатывании;
– дверей кабины, размыкающиеся при их открывании;
– шахтных дверей, размыкающиеся при их открывании;
– выключателя подъемных канатов, размыкающиеся при обрыве или ослаблении натяжения любого из подъемных канатов;
– замков шахтных дверей с ручным открыванием пассажирских и иногда грузовых лифтов, размыкающиеся при отпирании шахтных дверей;
– ограничителя скорости, размыкающиеся, если скорость кабины превышает максимально допускаемую скорость, установленную для каждого типа лифта;
– контроля натяжения канатов ограничителя скорости, размыкающиеся при ослаблении натяжения этих канатов;
– выключателя, размыкающиеся при входе в помещение верхних блоков и во время работы в приямке шахты; кнопки «Стоп».
На рис. 93, а для примера показана цепь защиты (вместе со схемой управления) малого грузового лифта на две остановки (на два этажа), оборудованного асинхронным ко-роткозамкнутым двигателем. В цепь защиты включены контакты концевого выключателя спуска ВКН, дверей шахты нижнего этажа НДШ, кнопки остановки лифта «Стоп-И», установленной на нижней этажной площадке, ловителя, дверей кабины ДК, выключателя управления в помещении лебедки ВП, дверей в помещении лебедки ВДП, дверей шахты верхнего этажа ВДШ, концевого выключателя подъема ВКВ и кнопки остановки лифта «Стоп-В», установленной на верхней этажной площадке. Если хотя бы один из этих контактов не замкнут, то пуск лифта в ход невозможен, так как цепь питания контакторов В или И разорвана. Если при движении кабины вверх или вниз цепь защиты разрывается вследствие размыкания какого-либо контакта в этой цепи, то контактор В или Н отключается, двигатель лифта и тормозной электромагнит отключаются от сети и кабина останавливается.
Для автоматической остановки кабины на уровне требуемого этажа в схеме управления на рис. 93, а используют этажные переключатели ВЭП (верхний) и НЭП (нижний). Контакт этажного переключателя разрывается при подходе кабины к соответствующему этажу под действием установленных на ней отводок.
Кабина находится на нижнем этаже. Поэтому контакт НЭП разомкнут, а контакт ВЭП замкнут. Для движения кабины вверх лифт включают, нажимая на кнопку «Вверх», после чего включается контактор В, который подсоединяет приводной двигатель к сети. При подходе кабины к верхнему этажу контакт ВЭП размыкается, контактор В отключается и кабина останавливается. Аналогично действует схема при движении кабины вниз после нажатия на кнопку «Вниз».
В лифтах с остановками больше двух этажные переключатели работают по более сложной схеме, которая будет рассмотрена при описании работы конкретного типа лифта.
Так как каждый лифт оборудуют световой сигнализацией, а иногда также звуковой, то в зависимости от назначения и устройства системы управления лифта применяют различные сигнальные устройства. Наиболее часто предусматривают световую сигнализацию о занятости лифта, звуковую сигнализацию для вызова кабины на требуемый этаж, номерную (в сочетании со звуковой) сигнализацию для вызова кабины, звуковую сигнализацию для вызова обслуживающего персонала в случае неисправности лифта, световую сигнализацию о перегрузке кабины и некоторые другие.
Электрическая схема, в которую включены исполнительные устройства сигнализации (лампочки, звонки), составляет цепь сигнализации. В лифтах к цепям сигнализации подводят напряжение, пониженное до 24 В. На рис. 93, б показана схема сигнализации малого грузового лифта на две остановки. Здесь предусмотрена световая сигнализация о занятости лифта и звуковая сигнализация для вызова кабины на нужный этаж.
На площадке нижнего этажа установлены сигнальная лампочка «Занято-Н», звонок НЗ и кнопка звонка НКЗ, на площадке верхнего этажа— сигнальная лампа «Занято-В», звонок ВЗ и кнопка звонка ВКЗ. Обе сигнальные лампы загораются (красным светом), когда кабина движется (включен контакт В или Н) или когда открыта любая из двух створок верхних или нижних дверей шахты, т. е. когда замкнут любой из контактов шахтных дверей ВДШ и НДШ. Чтобы вызвать кабину на нижний этаж, нажимают на кнопку НКЗ, а для вызова кабины на верхний этаж нажимают на кнопку ВКЗ. Услышав звонок, лифтер отправляет кабину на нужный этаж.
Электрическая схема лифта содержит также схему включения ламп освещения кабины. Наружное освещение лифта (этажных площадок, нормальное освещение машинного помещения) к электрической схеме лифта не подключают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрические цепи лифтов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы