Схема электрооборудования автомобиля показана на рис. 1.
Аккумуляторная батарея
Через каждые 2500 км пробега или через каждые 15 дней (если автомобиль не находится в эксплуатации) проверяйте уровень электролита в каждом элементе и добавляйте, если необходимо, дистиллированную воду, чтобы уровень электролита был:
— на 5—10 мм выше верхнего края сепаратора или предохранительного щитка;
— до нижней кромки тубуса (при наличии тубуса заливной горловины);
— на 0—5 мм выше индикатора (при наличии индикатора — белой полоски на предохранительном щитке).
Рис. 1. Схема электрооборудования:
1 — подфарники: 2 — фары; 3—звуковые сигналы; 4 — датчик указателя температуры жидкости в системе охлаждения двигателя; 5 — генератор; 6 — боковые указатели поворота; 7 — датчик контрольной лампы давления масла в системе смазки двигателя; 8— аккумуляторная батарея; 9—катушка зажигания; 10 — распределитель зажигания; 11 — свечи зажигания; 12 — стартер; 13 — реле включения стартера; 14 — подкапотная лампа; 15 — блок плавких предохранителей; 16 — реле-прерыватель указателей поворота; 17 — выключатель стоп-сигнала; 18 — электродвигатель стеклоочистителя; 19 — реле стеклоочистителя; 20 — датчик контрольной лампы недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке; 21 — регулятор напряжения; 22 — реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза: 23 — электровентилятор отопителя с добавочным сопротивлением; 24 — реле включения контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 25 — выключатель фонаря заднего хода; 26 — выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза; 27—патрон подключения переносной лампы; 28 — указатель уровня топлива; 29 — лампа освещения комбинации приборов; 30 — указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя; 31 — контрольная лампа включения стояночного тормоза и сигнализации недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке; 32 — контрольная лампа давления масла; 33—контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 34—контрольная лампа резерва топлива; 35 — контрольная лампа включения указателей поворота; 36 — контрольная лампа включения габаритного или ближнего света фар; 37 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 38 — переключатель указателей поворота; 39 — включатель звуковых сигналов; 40 — переключатель света фар; 41 — выключатель наружного освещения; 42 — выключатель освещения комбинации приборов; 43 — трехпозиционный переключатель стеклоочистителя; 44 — выключатель зажигания; 45 — лампа освещения вещевого ящика с выключателем; 46 — трехпозиционный переключатель электровентилятора отопителя; 47 — прикуриватель с лампой освещения его гнезда; 48 — педаль насоса омывателя ветрового стекла; 49 — дверные передние выключатели плафонов; 50 — дверные задние выключатели плафонов; 51 — плафоны освещения салона; 52 — датчик указателя уровня топлива; 53 — лампа освещения багажника; 54 — задние фонари (габаритный свет, указатели поворота и стоп-сигналы); 55 — фонарь заднего хода; 56 — фонарь освещения номерного знака
Обозначение расцветки проводов:
б — белый; БЧ — белый с черными полосами; Г — голубой; ГБ — голубой с белыми полосами; ГЧ — голубой с черными полосами; 3 — зеленый; 34 — зеленый с черными полосами; А. — красный; Кор — коричнывый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; СК — серый с красными полосами; СЧ — серый с черными полосами; Ч — черный; Ж— желтый; ЖЧ — желтый с черными полосами
Контролировать уровень электролита удобнее всего стеклянной трубкой через отверстия, закрываемые пробками.
Запрещается добавлять недистиллированную воду или дистиллированную воду, хранившуюся в металлической посуде. Доливать электролит в батарею можно только в том случае, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом доливаемый электролит должен иметь ту же плотность, что и электролит в батарее.
Рис. 2. Отверстия для проверки уровня электролита в элементах аккумуляторной батареи и доливки дистиллированной воды
Эксплуатация батареи с пониженным уровнем электролита до оголения пластин не допустима, так как это приводит к сульфатации оголенной части пластин и снижению емкости батареи.
В жаркое время года уровень электролита проверяйте чаще. Батарея должна быть всегда чистой и сухой, особенно в верхней части. Следы электролита на поверхности батареи удаляйте чистой ветошью, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или соды. Регулярно следите за чистотой вентиляционных отверстий в пробках, за целостностью корпуса и заливочной мастики батареи. При появлении трещин в мастике или корпусе, батарею сдайте в ремонт.
Через каждые 10 000 км пробега проверяйте чистоту и надежность крепления клемм и зажимов и смазывайте их после предварительной зачистки техническим вазелином ВТВ-1.
Не реже одного раза в три месяца, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверяйте степень заряда батареи, замеряя плотность электролита ареометром. Пользоваться нагрузочной вилкой для этой цели нельзя, так как разрушается слой заливочной мастики и снижается работоспособность батареи.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и на 50% летом, эксплуатировать нельзя. Такую батарею снимите с автомобиля и поставьте на подзарядку.
В случае прекращения эксплуатации автомобиля менее чем на один месяц, отсоедините от батареи отрицательный провод (на массу). При прекращении эксплуатации автомобиля на более длительное время, батарею снимите с автомобиля, полностью зарядите и храните, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0 °С. Минимальная температура при хранении не должна быть ниже —30 °С.
Хранить батарею в разряженном состоянии категорически запрещается, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи. Поэтому ежемесячно проверяйте плотность электролита и при необходимости подзаряжайте батарею.
Генератор переменного тока
Через каждые 60 000 км пробега, а при эксплуатации автомобиля на грязных и пыльных дорогах через каждые 30 000 км аккуратно зачищайте контактные кольца генератора шлифовальной шкуркой, проверяйте износ и прилегание щеток и при необходимости заменяйте их. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и не должны иметь сколов. При установке щеточного узла в генератор щетки удерживайте в щеткодержателе проволокой, вставленной в специальные отверстия.
Стартер
Через каждые 30 000 км пробега аккуратно зачищайте коллектор, проверяйте износ и прилегание щеток и при необходимости заменяйте их новыми, притерев предварительно к коллектору. Одновременно аккуратно очищайте и смазывайте маслом М10ГИ винтовые шлицы вала стартера, втулки обеих крышек и шестерню включения, а поводковое кольцо привода стартера — консистентной смазкой ЛИТОЛ-24.
Регулятор напряжения
Любое обслуживание регулятора напряжения должно проводиться только на станции технического обслуживания квалифицированным персоналом.
При установке и снятии регулятора напряжения с автомобиля следите за тем, чтобы регулятор не подвергался ударам, которые могут нарушить его регулировку.
Регулировка ближнего света фар
На автомобиле установлены фары с асимметричным светорас-пределением ближнего света, имеющим резкую границу между светлой и темной зонами и позволяющим при правильной регулике фар снижать ослепляющее действие на водителей встречных автомобилей.
Рис. 3. Регулировка ближнего света фар
Порядок регулировки ближнего света фар следующий:
1. Установите ненагруженный автомобиль с нормальным давлением в шинах на горизонтальной площадке в 5 м от вертикального белого экрана, расположенного в тени. Экраном может служить светлая стена дома.
2. Качните автомобиль сбоку для стабильной установки подвесок.
3. Нанесите на экран осевую линию 0, лежащую в плоскости симметрии автомобиля. Симметрично осевой линии проведите линии А и В (расстояние между ними 1166 мм должно соответствовать расстоянию между центрами фар). Затем на высоте h (высота центра фары от пола) проведите горизонтальную линию 1, а ниже ее на 80 мм — линию 2.
4. Включите ближний свет и вращением винтов установите оптические элементы так, чтобы горизонтальная граница между освещенным и неосвещенным участками проходила по линии 2, а наклонные ограничительные линии исходили из точек пересечения линий Л и В с линией 2.
Рис. 4. Фара:
1 — винт крепления ободка фары; 2 — винт для регулировки пучка света в горизонтальном направлении; 3—винт для регулировки пучка света в вертикальном направлении; 4— гнездо винта крепления ободка фары; 5 — винты крепления оптического элемента; 6 — кронштейн крепления ободка фары; 7 — гнездо для кронштейна крепления ободка фары; 8 — обод крепления оптического элемента; 9 — три установочных выступа, центрирующих оптический элемент; 10 — три гнезда установочных выступов оптического элемента; 11 — двухнитевая лампа фары; 12 — крепление лампы; 13 — оптический элемент
Замена ламп
Для замены лампы в подфарнике отверните два винта и снимите рассеиватель. Затем слегка нажмите на лампу, поверните против часовой стрелки и выньте ее. Сборку производите в обратном порядке.
Для замены лампы в заднем фонаре отверните с внутренней стороны багажника гайку крепления катафота и аккуратно снимите рассеиватели.
Рис. 5. Подфарник:
1 — винты крепления рассеивателя; 2 — рассеиватель; 3 — лампа поворота
Для замены лампы в фонаре освещения номерного знака выньте из корпуса патрон с лампой. Патрон вставляйте в гнездо корпуса нажатием руки.
Рис. 6. Задний фонарь:
1 — рассеиватель лампы поворота; 2 — катафот; 3 — рассеиватель лампы стоп-сигнала и габаритного света
Рис. 7. Фонарь освещения номерного знака:
1 — рассеиватель; 2 — лампа; 3 — выключатель лампы плафона; 4 — пружины крепления плафона
Для замены лампы в плафоне освещения салона плафон, который удерживается в выемке центральной стойки двумя пружинами, аккуратно потяните на себя, после чего снимите лампу с пружинных контактов.
Рис. 8. Плафон освещения салона:
Рис. 9. Боковой указатель поворота
1 — лампа; 2 — рассеиватель; 3 — винты крепления рассеивателя
Рис. 10. Фонарь заднего хода:
Замену перегоревшей лампы в боковом указателе поворота проводите с внутренней стороны крыла после снятия защитного резинового колпачка с патроном в комплекте с лампой.
Рис. 11. Освещение комбинации приборов и контрольные лампы:
1 — пружинные держатели
Для замены лампы в фонаре заднего хода отверните два винта и снимите рассеиватель.
Для замены ламп освещения комбинации приборов или контрольных ламп выньте комбинацию приборов, нажав на два пружинных держателя с внутренней стороны панели. Повернув против часовой стрелки соответствующий патрон с лампой, выньте его из гнезда.
Типы применяемых ламп и их мощности указаны в приложении.
Плавкие предохранители
В блоке плавких предохранителей установлены: один предохранитель — на 16 Л и девять предохранителей — на 8 А.
Рис. 12. Блок плавких предохранителей
Плавкими предохранителями не защищаются электрические цепи: зажигания, пуска двигателя и заряда аккумуляторной батареи (за исключением цепи регулятора напряжения).
Перед заменой перегоревшего предохранителя выясните и устраните причину, вызвавшую его плавление.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрооборудование ВАЗ 21011"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы