Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация специальных автомобилей

Публикация:
   Эргономические характеристики машин

Читать далее:




Эргономические характеристики машин

Эргономические характеристики специальных автомобилей для ремонта и содержания городских дорог входят в номенклатуру групп показателей качества промышленной продукции, определяемой по ГОСТ 16456—70. Эти показатели характеризуют систему «человек — машина» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Повышение комфорта в кабине машины во время работы снижает утомляемость оператора (водителя), повышает производительность труда и способствует сохранению его здоровья. К эргономическим показателям (характеристикам), в частности, относятся: усилия, прикладываемые к органам управления, уровни вибрации и шума на рабочем месте оператора и в зоне работы машины, концентрация вредных веществ в воздухе, его температура и влажность на рабочем месте, наличие регулируемого сиденья по росту и массе оператора, внутренние габариты кабины, удобство управления и обзорность фронта работ.

Эргономические показатели машин регламентированы ГОСТом, а также санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР. По ГОСТам определяются допустимые усилия, прикладываемые к органам управления (рычагу, педали, рулевому колесу) рабочим оборудованием машин на базе тракторов и самоходных шасси. Установлено, что тело человека (и отдельные его части) имеют различную собственную частоту колебаний. Первая собственная частота тела человека в положении стоя или сидя расположена в пределах 4—6 Гц, вторая—10—12 Гц и третья (бедро и голова)— 20—25 Гц. Поэтому наличие при работе спецмашины колебаний, находящихся в диапазоне собственных частот, отрицательно влияет на самочувствие человека-оператора. Известно, что воздействие колебаний на человека зависит в основном от их частоты, но при одинаковой частоте колебания с большей амплитудой сильнее воздействуют на человека.

Параметры вибрации оценивают виброперемещениём, виброскоростью и виброускорением. Для операторов мобильных машин допустимые уровни вибрации устанавливают отдельно в горизонтальной, вертикальной и поперечной плоскостях. Вибрация органов управления контролируется в местах контакта с ними рук и ног оператора в направлении приложения усилия, а для рулевого

Допустимые нормы общей вибрации, воздействующей через опорные поверхности на человека в положении стоя й сидя при движении машины по местности (транспортная вибрация), а также локальной вибрации, передающейся человеку через рычаги управления и рулевое колесо при работе ручными машинами, приведены в табл. 4.1 в виде отношений средних квадратичных значений виброскорости к логарифмическим уровням ее.

Один из факторов, существенно влияющий на условия труда оператора машины, — производственный шум. Установлено, что высокие уровни шума снижают производительность труда до 15—20%, вызывают профессиональные заболевания. В качестве меры интенсивности звуковой волны в определенной точке пространства используют звуковое давление р, измеряемое в паскалях, которое представляет собой разность между значениями мгновенного, полного и среднего давлений, наблюдаемых в среде при отсутствии источника звука. Мощность на единицу площади, передаваемую в направлении распространения звуковых волн, называют интенсивностью звука.

Рис. 4.1. Карта обзорности снегопогрузчика С-20:
1 — контур снегопогрузчика; 2 — видимая из кабины часть площадки; 3 — то же, невидимая

При снижении уровня шума следует учитывать, что в первую очередь необходимо ликвидировать наиболее интенсивные источники шума. При существовании большого числа одинаковых источников шума устранение одного-двух незначительно снижает общий шум. Практически изменение уровня звукового давления на каждые 10 дБ соответствует изменению громкости шума в 2 раза.

Для грузовых автомобилей, тракторов и самоходных шасси допустимые уровни звукового давления в октавных полосах со средни-

Наличие вредных веществ в воздухе и запыленности на рабочем месте оператора специальных автомобилей определяется по степени концентрации оксида и диоксида углерода, оксидов серной кислоты, акролеина, паров бензина, минеральной пыли.

Обзорность с рабочего места оператора для специальных машин на базе тракторов и самоходных шасси (рис. 4.1) определяется по ГОСТу и характеризуется коэффициентом К обзорности, который находится с помощью фотографирования или по теневому силуэту машины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация специальных автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эргономические характеристики машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства