Эргономические характеристики специальных автомобилей для ремонта и содержания городских дорог входят в номенклатуру групп показателей качества промышленной продукции, определяемой по ГОСТ 16456—70. Эти показатели характеризуют систему «человек — машина» и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Повышение комфорта в кабине машины во время работы снижает утомляемость оператора (водителя), повышает производительность труда и способствует сохранению его здоровья. К эргономическим показателям (характеристикам), в частности, относятся: усилия, прикладываемые к органам управления, уровни вибрации и шума на рабочем месте оператора и в зоне работы машины, концентрация вредных веществ в воздухе, его температура и влажность на рабочем месте, наличие регулируемого сиденья по росту и массе оператора, внутренние габариты кабины, удобство управления и обзорность фронта работ.
Эргономические показатели машин регламентированы ГОСТом, а также санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения СССР. По ГОСТам определяются допустимые усилия, прикладываемые к органам управления (рычагу, педали, рулевому колесу) рабочим оборудованием машин на базе тракторов и самоходных шасси. Установлено, что тело человека (и отдельные его части) имеют различную собственную частоту колебаний. Первая собственная частота тела человека в положении стоя или сидя расположена в пределах 4—6 Гц, вторая—10—12 Гц и третья (бедро и голова)— 20—25 Гц. Поэтому наличие при работе спецмашины колебаний, находящихся в диапазоне собственных частот, отрицательно влияет на самочувствие человека-оператора. Известно, что воздействие колебаний на человека зависит в основном от их частоты, но при одинаковой частоте колебания с большей амплитудой сильнее воздействуют на человека.
Параметры вибрации оценивают виброперемещениём, виброскоростью и виброускорением. Для операторов мобильных машин допустимые уровни вибрации устанавливают отдельно в горизонтальной, вертикальной и поперечной плоскостях. Вибрация органов управления контролируется в местах контакта с ними рук и ног оператора в направлении приложения усилия, а для рулевого
Допустимые нормы общей вибрации, воздействующей через опорные поверхности на человека в положении стоя й сидя при движении машины по местности (транспортная вибрация), а также локальной вибрации, передающейся человеку через рычаги управления и рулевое колесо при работе ручными машинами, приведены в табл. 4.1 в виде отношений средних квадратичных значений виброскорости к логарифмическим уровням ее.
Один из факторов, существенно влияющий на условия труда оператора машины, — производственный шум. Установлено, что высокие уровни шума снижают производительность труда до 15—20%, вызывают профессиональные заболевания. В качестве меры интенсивности звуковой волны в определенной точке пространства используют звуковое давление р, измеряемое в паскалях, которое представляет собой разность между значениями мгновенного, полного и среднего давлений, наблюдаемых в среде при отсутствии источника звука. Мощность на единицу площади, передаваемую в направлении распространения звуковых волн, называют интенсивностью звука.
Рис. 4.1. Карта обзорности снегопогрузчика С-20:
1 — контур снегопогрузчика; 2 — видимая из кабины часть площадки; 3 — то же, невидимая
При снижении уровня шума следует учитывать, что в первую очередь необходимо ликвидировать наиболее интенсивные источники шума. При существовании большого числа одинаковых источников шума устранение одного-двух незначительно снижает общий шум. Практически изменение уровня звукового давления на каждые 10 дБ соответствует изменению громкости шума в 2 раза.
Для грузовых автомобилей, тракторов и самоходных шасси допустимые уровни звукового давления в октавных полосах со средни-
Наличие вредных веществ в воздухе и запыленности на рабочем месте оператора специальных автомобилей определяется по степени концентрации оксида и диоксида углерода, оксидов серной кислоты, акролеина, паров бензина, минеральной пыли.
Обзорность с рабочего места оператора для специальных машин на базе тракторов и самоходных шасси (рис. 4.1) определяется по ГОСТу и характеризуется коэффициентом К обзорности, который находится с помощью фотографирования или по теневому силуэту машины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эргономические характеристики машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы