Ремонт представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на устранение неисправностей, возникших в результате износа и повреждения деталей, узлов и агрегатов. Он включает в себя контрольно-диагностические, сборочно-разборочные, регулировочные, механические, медницкие, кузнечные, сварочные, электротехнические, шиноремонтные и другие работы. В соответствии с назначением и характером выполняемых работ установлены две группы ремонтов: текущий и капитальный.
Текущий ремонт. Он предусматривает замену или ремонт неисправных узлов, деталей и агрегатов. Потребность в нем выявляется в результате проведения контрольно-диагностических работ, технического обслуживания (ТО-1, ТО-2 и СО) и наблюдения за работой машины на линии.
Текущий ремонт машины проводят на универсальных тупиковых постах, которые располагают в специальных помещениях, отдельно от постов технического обслуживания. В автохозяйствах, где имеется несколько постов текущего ремонта, целесообразно специализировать универсальные посты по маркам машин. Посты оборудуют осмотровой канавой или подъемником и они должны иметь хорошее естественное или электрическое освещение. Рядом с постом устанавливают слесарный верстак и стеллаж-вертушку. Этот вид ремонта специальных машин рекомендуется проводить в две смены (в каждой смене работают бригады из трех—пяти слесарей-ремонтников, которые выполняют демон-тажно-монтажные и регулировочные операции). Производственные участки по мере необходимости выделяют бригаде текущего ремонта своих рабочих для выполнения специализированных работ. Ремонт, выполняемый в рабочее время, производится, как правило, с участием шофера. Все специальные машины, возвратившиеся в гараж с неисправностями, должны быть отремонтированы к началу их выпуска на линию.
Ставит машину на пост текущего ремонта в межсменное время шофер-перегонщик по распоряжению начальника производства или механика, который регулирует поступление машин в зону ремонта с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременный выход их на линию.
Примерное распределение трудоемкости при планировании текущего ремонта специальных машин в условиях спецавтохозяйетва приведено в табл. 5.5.
Для текущего ремонта узлов и агрегатов в специализированных автохозяйствах организуют производственные участки, на которых можно осуществлять и капитальный ремонт некоторых узлов и агрегатов. Число производственных участков зависит от размера спецавтохозяйства.
В специальных автохозяйствах менее чем с 300 машинами число производственных участков может быть уменьшено в соответствии с объемом работ и качественным составом парка машин. Перечень агрегатов, узлов, механизмов и деталей, обслуживаемых производственными участками, можно скорректировать с учетом конкретных условий и конструкций специальных автомобилей, имеющихся в автохозяйстве.
Как правило, мастер руководит несколькими производственными участками; а непосредственное руководство каждым производственным участком возлагается на бригадира.
Текущим ремонтом обеспечивают безотказную работу отремонтированных узлов и агрегатов на пробеге до очередного технического обслуживания. Для сокращения простоя машин текущий ремонт производится преимущественно агрегатным методом, при котором заменяют неисправные или требующие капитального ремонта агрегаты и узлы на исправные, взятые из оборотного фонда.
Специализированные автохозяйства корректируют число оборотных агрегатов с учетом расстояния до ремонтного предприятия, межремонтного пробега узлов и агрегатов и условий эксплуатации машины в пределах установленных норм. Если в спецавтохозяйстве машин одной марки меньше 100, оборотный фонд агрегатов и оборудования уменьшают в соответствии с числом машин: 60 и больше — пропорционально числу машин в спецавтохозяйстве; 30—60 — на 50; до 30— на 70 %, но не менее одной единицы. Оборотный фонд создают и пополняют за счет поступления новых и отремонтированных агрегатов, узлов и приборов, в том числе и оприходованных со списанных машин. На все агрегаты и узлы, нуждающиеся в ремонте, выписывается карточка (форму см. в приложении 2).
Капитальный ремонт. Он предназначен для восстановления работоспособности машин и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80 % нормы для новых машин и агрегатов. Капитальный ремонт агрегата предусматривает его полную разборку, дефектацию, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание. Этот вид ремонта необходим, если базовая и основные детали требуют полной разборки агрегата или если работоспособность агрегата не может быть восстановлена после проведения текущего ремонта.
Капитальный ремонт специального оборудования в основном производится в спецавтохозяйствах (спецавтобазах). Нормы времени на его проведение в условиях спецавтохозяйств (в человеко-часах) :
Капитальный ремонт шасси выполняется на специализированных авторемонтных предприятиях (за срок службы 1 раз, не считая капитального ремонта агрегатов и узлов).
При определении нормы пробега машин и их агрегатов до первого капитального ремонта необходимо учитывать, что для мусоровозов, контейнерных и ассенизационных машин (как указывалось ранее) 10 маш.-ч работы в стационарном режиме, для подметально-уборочных машин 8 маш.-ч работы на линии приравниваются 100 км пробега. Агрегаты и узлы машин, сдаваемые в капитальный ремонт и возвращаемые после него авторемонтным предприятием, должны соответствовать по типу и конструкции’ модели завода-изготовителя (на сдаваемых и возвращаемых из ремонта шасси допускается наличие деталей, узлов, механизмов и агрегатов различной конструкции только в пределах конструктивных изменений, произведенных заводом-изготовителем за период выпуска данной модели). На сдачу в капитальный ремонт шасси автомобиля, агрегатов и узлов оформляется приемо-сдаточный акт.
Сдаваемые в капитальный ремонт шасси принимаются авторемонтными предприя-гиями при наличии:
1) справки заказчика о состоянии машины, сдаваемой в ремонт с подтверждением о состоянии агрегатов и узлов, т. е. о полной укомплектованности и отсутствии деталей, замененных перед отправкой в ремонт непригодными;
2) технического паспорта машины. Агрегаты, сдаваемые в капитальный ремонт и выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть без жидкой смазки.
При Транспортировании их необходимо предохранять от повреждений; отверстия во внутренней полости должны быть закрыты крышками или пробками, а наружные неокрашенные поверхности покрыты нейтральной смазкой.
Авторемонтные предприятия принимают в капитальный ремонт и выдают из ремонта машины, агрегаты и узлы I и II степени комплектности. Специальные автомобили I степени комплектности представляют собой полнокомплектные автомобили с кузовами, арматурой и деталями, предусмотренными заводами-изготовителями (без шоферского инструмента и запасного колеса). Грузовые и специальные автомобили II степени комплектности аналогичны автомобилям I степени комплектности только без платформ, металлических кузо-bob, фургонов, специального оборудования и деталей, прикрепляющих платформу, фургон, металлический кузов или специальное оборудование к шасси. Двигатель I степени комплектности поставляют в сборке со всеми узлами и приборами, устанавливаемыми на них, включая сцепление, системы питания (топливную аппаратуру дизельных двигателей), охлаждения и смазки, электрооборудование. Двигатель II степени комплектности поставляют только в сборе со сцеплением, без вентилятора, водяного насоса, компрессора, воздухоочистителей, масляных фильтров, водяных патрубков, генератора, стартера, датчиков контрольных приборов, системы вентиляции картера, карбюратора, топливного насоса, топливопроводов, прерывателя-распределителя, свечей и проводов высокого напряжения.
Агрегаты сдают в капитальный ремонт в следующем виде: 1) коробку передач — в сборе с рычагом переключения, фланцем вторичного вала, центральным ручным тормозом в сборе (в случае крепления его на картер коробки передач), педалями сцепления и тормоза (при установке на картере коробки передач); 2) раздаточную коробку—в сборе с центральным ручным тормозом, фланцами карданных валов, тягами и рычагами управления коробкой (в случае установки их на картере раздаточной коробки); 3) карданную передачу — с комплектом карданных валов в сборе, шарнирами и промежуточными опорами с подшипниками, скользящими валиками; 4) коробку отбора мощности — в сборе с гидронасосом гидроподъемника (если они расположены в одном блоке) и с рычагами управления; 5) гидравлический механизм подъема платформы — в сборе с гидронасосом, краном распределения (если они расположены в одном блоке), кронштейнами и деталями крепления; 6) рулевое управление — в сборе с сошкой вала рулевого управления; 7) переднюю ось — в сборе со всей расположенной на ней арматурой механических, гидравлических или пневматических тормозов, тормозными барабанами, дисками крепления тормозных колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, с поперечной и продольной рулевыми тягами в сборе; 8) ведущий задний или передний мост — в сборе со всей расположенной на нем арматурой механических, гидравлических или пневматических тормозов, тормозными барабанами, дисками крепления тормозных колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпильками колес, распорными и реактивными штангами (тягами), фланцем ведущей шестерни; передний ведущий мост, кроме того, должен иметь продольную и поперечную рулевые тяги без рулевой сошки; 9) раму — в сборе без бампера, брызговиков двигателя, кронштейнов крыльев, подножек и запасного колеса (если обеспечена возможность снятия кронштейна), без опоры промежуточного подшипника карданной передачи, электропроводки, арматуры тормозной системы, деталей ее крепления и пальцев рессор; 10) кабину грузовых автомобилей — в сборе со всеми узлами, приборами и деталями, крепящимися на ней; 11) платформу или металлический кузов машин — в сборе; 12) компрессор пневматического привода—в сборе со шкивом, воздушным фильтром.
В случае отсутствия полного комплекта деталей в агрегатах и узлах, а также замены деталей негодными в ремонт не принимают автомобили, агрегаты и узлы.
Допускается отсутствие у сдаваемых в ремонт автомобилей отдельных нормализованных (болтов, гаек, шпилек), а также мелких деталей (стекол подфарников, стекол заднего фонаря, пробок радиатора и бензобака, застежек капота, розеток, ручек стеклоподъемников, заводских эмблем), но не более 20 % предусмотренных конструкцией. На сдаваемых в капитальный ремонт автомобилях и агрегатах не должно быть деталей, отремонтированных способами, исключающими возможность их последующего использования или ремонта. Все механизмы, узлы, приборы и детали необходимо закрепить на автомобиле или на агрегатах, как это предусмотрено конструкцией. Неисправности автомобилей и агрегатов, сдаваемых в капитальный ремонт, должны быть следствием нормальной эксплуатации и естественного износа деталей.
Авторемонтные предприятия обязаны принимать в ремонт автомобили, имеющие аварийные повреждения, которые могут быть устранены предприятиями; при этом стоимость ремонта аварийных машин оплачивается заказчиком по калькуляции авторемонтного предприятия, согласованной с заказчиком.
Машины, сдаваемые в капитальный ремонт, должны передвигаться своим ходом; у них должны быть все колеса (кроме запасного) с накачанными шинами (исправными или пригодными к ремонту) и аккумуляторные батареи.‘Машины не принимают в капитальный ремонт, если базовые детали трех и более агрегатов из числа приведенных в табл. 5.8 имеют указанные дефекты, выявленные наружным осмотром при приеме автомобилей в ремонт.
Машины, агрегаты и узлы, сдаваемые в капитальный ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи и вымыты. В ремонт не принимают грузовые и специальные автомобили, если кабина и рама должны выбраковываться, а также агрегаты и узлы машины, сдаваемые отдельно, если при приемке обнаружено, что их базовые детали должны выбраковываться (карты смазки специального оборудования машин даны в приложении 5).
Возвращаемые автомобили, их агрегаты и узлы должны быть отремонтированы и испытаны в соответствии с требованиями технических условий на капитальный ремонт автомобилей. Выдача их оформляется соответствующим приемо-сдаточным актом, отремонтированные агрегаты, узлы и приборы должны иметь клеймо ОТК авторемонтного предприятия. На каждой отремонтированной машине ставится трафарет (марка) с указанием авторемонтного предприятия, порядкового номера автомобиля и даты приемки ОТК- Из капитального ремонта машины возвращаются на всех колесах (кроме запасного) с накачанными шинами, допускающими испытательный пробег, и с отремонтированными или новыми аккумуляторными батареями. На машине должен быть спидометр, установленный на отметке «нуль» (до испытательного пробега) и опломбированный. Для ограничения нагрузочного режима в течение обкаточного периода (первых 1000 км пробега) на бензиновые двигатели ставят запломбированную ограничительную шайбу, которую удаляют в строгом соответствии с правилами, установленными для новых автомобилей. Возвращаемые из капитального ремонта автомобили, агрегаты и узлы представляют для осмотра и проверки (без вскрытия или разборки агрегатов, узлов и механизмов) представителю заказчика. Автомобили сдают заказчику, проводя ходовые контрольные испытания до 10 км.
По требованию представителя заказчика ремонтное предприятие обязано предоставить для ознакомления журнал (акт) испытания автомобилей и агрегатов, а также технические условия на капитальный ремонт автомобилей соответствующей марки. В случае обнаружения заказчиком каких-либо неисправностей авторемонтное предприятие обязано немедленно устранить их или выдать другой автомобиль (агрегат, узел).
Шасси специальных автомобилей с отремонтированными продольными балками и поперечинами рамы заказчику не предъявляются.
Авторемонтные предприятия гарантируют исправную работу отремонтированных грузовых автомобилей и агрегатов в течение 7 мес. (при пробеге до 16 тыс. км) при условии эксплуатации их в соответст-нии с Положением о техническом обслуживании и ремонте под-вижного состава автомобильного транспорта и инструкциями заводов-изготовителей по уходу и эксплуатации автомобиля соответствующей марки. В течение гарантийного срока обнаруженные заказчиком неисправности на специальном автомобиле, агрегате и узле, происшедшие по вине авторемонтного предприятия, устраняются последним безвозмездно не позднее 3 сут с момента предъявления рекламации. Стоимость устранения дефектов, а также расходы по отправке продукции относятся на счет авторемонтного предприятия.
Авторемонтные предприятия не удовлетворяют рекламации заказчика при:
1) неисправностях, вызванных нарушением правил технической эксплуатации машин;
2) нарушении заказчиком правил снятия ограничительной шайбы двигателя;
3) пломбировке спидометра без соответствующего акта, подписанного комиссией, состоящей из механика гаража, главного инженера автоэксплуатационного предприятия и представителя госавтоинспекции, с указанием причины нарушения пломбировки;
4) отсутствии паспортов установленной формы, выдаваемых авторемонтными предприятиями на отремонтированные автомобили и двигатели;
5) отсутствии клейма ОТК авторемонтного предприятия на агрегате или узле, предъявленном для устранения дефектов по рекламации;
6) дефектах аварийного характера, происшедших не по вине авторемонтных предприятий.
По шинам, предъявленным к списанию (с пробегом меньше эксплуатационной нормы), комиссия должна установить причину недопробега. Если преждевременный износ покрышки произошел по вине эксплуатационников, необходимо установить и привлечь виновных к ответственности по существующему законоположению. На шины, которые списывают ранее гарантийной нормы пробега, необходимо составить акт для предъявления рекламации заводам-изготовителям. Шины, бывшие в эксплуатации с пробегом до 10 тыс. км, при наличии производственных дефектов должны обмениваться заводом изготовителем безвозмездно, а при пробеге более 10 тыс. км, но менее гарантийной нормы (при выходе из строя из-за производственных дефектов) завод-изготовитель оплачивает стоимость недопробега шин до гарантийной нормы.
Отремонтированные покрышки и камеры в случае выхода их из строя из-за плохого качества ремонта раньше гарантийного пробега подлежат рекламации шиноремонтному заводу.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ремонт специального оборудования машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы