Чтобы трактор поддерживать в работоспособном состоянии и предотвратить поломки и аварии, в нашей стране предусмотрена планово-предупредительная система технического обслуживания. Она, кроме обкатки, включает ежесменное, плановые и сезонные технические обслуживания, а также ремонт, кратковременное и длительное хранение.
Ежесменное техническое обслуживание предназначено в основном для восстановления первоначального состояния трактора, изменившегося в результате работы за смену. Так, трактор был чистым и загрязнился, израсходовалась часть топлива и масла, ослабли крепления, появилась течь (например, топлива).
Поэтому при ежесменном техническом обслуживании перед остановкой трактора выявляют, нет ли ненормальных шумов и стуков в его узлах и агрегатах.
У остановленного трактора по показаниям контрольных приборов и на слух оценивают работу механизмов и систем двигателя, а также проверяют, нет ли течи топлива, масла, электролита и охлаждающей жидкости. Все обнаруженные неисправности устраняют после остановки двигателя.
Очищают трактор от пыли и грязи.
Проверяют наружные крепления.
Контролируют наличие (уровень) и, если необходимо, доливают в соответствующие емкости масло (картеры двигателя, топливного насоса и регулятора), топливо (“основное и для пускового двигателя) и охлаждающую жидкость.
Плановое техническое обслуживание №1 проводят через каждые 60 моточасов работы трактора (по счетчику моточасов) или после израсходования определенного количества топлива (например, для трактора «Беларусь» 400 кг). Оно включает все операции ежесменного технического обслуживания и дополнительные.
Трактор моют, у воздухоочистителя прочищают воздухозаборник, сухой пылеотделитель и трубу, меняют масло и при необходимости промывают съемные элементы.
Сливают отстой из топливного бака, фильтра-отстойника, фильтра грубой очистки и, если требуется, из фильтра тонкой’ очистки топлива. Прочищают пробки топливных баков.
Промывают масляную центрифугу. Осмотром проверяют состояние аккумуляторной батареи, очищают ее от пыли и грязи, зачищают окислившиеся зажимы и наконечники проводов, смазывают их неконтактные части техническим вазелином, затягивают крепления. Контролируют уровень электролита в аккумуляторах и при необходимости доливают дистиллированную воду (если уровень электролита снизился за счет испарения).
Подтягивают крепления и контролируют герметичность воздухоочистителя и впускных трубопроводов.
Во время проверки колесных тракторов обращают особое внимание на крепление деталей рулевого управления (например, сошки) и ходовой части (колес и т. д.).
Контролируют и регулируют натяжение ремня вентилятора и генератора, замеряют и, если надо, восстанавливают давление воздуха в шинах колес.
Смазывают трактор маслами, рекомендованными заводом-изготовителем, в соответствии с таблицей смазки трактора данной модели.
Плановое техническое обслуживание № 2 проводят через каждые 240 моточасов работы трактора или для трактора «Беларусь» После израсходования 1600 кг топлива.
Дополнительно к техническому обслуживанию № 1 выполняют следующие операции:
заменяют масло в двигателе, топливном насосе и регуляторе;
проверяют и, если нужно, регулируют распределительный и декомпрессионный механизмы, прерыватель магнето, свечу зажигания, форсунки, контролируют электропроводку; смазывают трактор в соответствии с таблицей смазки; проверяют состояние муфты сцепления, рулевого управления, тормозов, колес (гусениц), рабочего оборудования.
Ежесменное, № 1 и 2 технические обслуживания проводят на пункте, где трудоемкие процессы механизированы.
В случае проведения этих обслуживаний на месте работы трактора используют механизированные передвижные агрегаты АТУ-А, АТУ-П, АТУ-С и др., а также заправочные агрегаты.
При плановом техническом обслуживании № 3, проводимом через каждые 960 моточасов работы или после израсходования для трактора «Беларусь» 6400 кг топлива, выполняют все операции ежесменного, № 1 и 2 технических обслуживаний и дополнительно следующие операции:
заменяют масло во всех узлах силовой передачи и рабочего оборудования, заменяют элементы топливного фильтра тонкой очистки;
проверяют и регулируют на стендах топливный насос, регулятор и форсунки, агрегаты гидравлической навесной системы и электрооборудования.
В начале технического обслуживания № 3 проверяют, не разбирая узлы и агрегаты, состояние трактора, чтобы выявить возможность его дальнейшего использования без ремонта.
Сезонные технические обслуживания. Их цель — подготовить трактор к осенне-зимним и весенне-летним условиям эксплуатации. Такое обслуживание включает промывку системы охлаждения, замену смазочных материалов, топлива и охлаждающей жидкости одних сортов на другие сорта, утепление кабины, двигателя, аккумуляторной батареи или снятие утеплений, отключение или включение масляного радиатора.
Техническое обслуживание № 3 и сезонные надо проводить на стационарном пункте или в оборудованной мастерской.
Технические обслуживания № 1, 2 и 3 обязательно выполняют в установленные сроки.
Последовательность и очередность проведения плановых технических обслуживаний № 1, 2 и 3 следующие:
1,1,1,2; 1,1,1,2; 1,1,1,2; 1,1,1,3; 1,1,1,2; 1,1, … и повторяют в таком же порядке.
Технический осмотр выполняют, чтобы установить состояние и запас моторесурсов тракторов. Поэтому при очередном осмотре контролируют техническое состояние, соблюдение правил эксплуатации, технического обслуживания и хранения машин, а также проверяют ведение документации. Кроме того, контролируют средства технического обслуживания машинно-тракторного парка.
Готовят машины к осмотру механизаторы хозяйства, а проводят его технические инспектора обычно в конце года или за месяц до началд весенних полевых работ и начала уборки.
Ремонтируют машины для восстановления их работоспособности, нарушенной вследствие износа, деформации, поломки и т. д.
В условиях хозяйства обычно устраняют мелкие поломки, на стане тракторной бригады заменяют агрегаты, подвергают строгому контролю все агрегаты и узлы и проводят необходимые регулировочные работы. Это минимальный ремонт без изъятия машины из эксплуатации.
При капитальном ремонте полностью разбирают трактор и восстанавливают его работоспособность. Отремонтированные узлы и агрегаты и весь трактор обкатывают, регулируют и испытывают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ежесменное, плановые и сезонные технические обслуживания трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы