Себестоимостью продукции называют все денежные затраты предприятия на изготовление и реализацию этой продукции. Себестоимость единицы продукции определяют делением общей суммы расходов на количество выпускаемой продукции за данный период времени. Поэтому для снижения себестоимости необходимо уменьшить общую сумму расходов или увеличить общий объем выпускаемой продукции (или уменьшить сумму расходов при одновременном увеличении выпуска продукции).
Себестоимость образуется из отдельных элементов затрат и статей расходов. Основными элементами затрат на изготовление продукции являются: сырье и материалы; топливо и энергия, получаемые со стороны; покупные приспособления, инструменты, полуфабрикаты и комплектующие изделия; заработная плата и отчисления на социальное страхование; амортизация зданий, сооружений и оборудования.
Соотношение статей расходов в различных отраслях народного хозяйства неодинаково. Например, в машиностроении в общих затратах на изготовление продукции наибольший удельный вес имеют полуфабрикаты и покупные изделия.
В отличие от продукции промышленности и сельского хозяйства продукцией транспорта является само перемещение, тот полезный эффект, который создается транспортным производством. Поэтому о работе автомобильного транспорта судят по себестоимости перевозок.
Себестоимость автомобильных перевозок. Расходы автотранспортного предприятия условно подразделяют на переменные и постоянные. Переменные расходы зависят от работы (движения) автомобиля и исчисляются на 1 км общего пробега. Это расходы на топливо и смазочные материалы, на восстановление и ремонт шин, техническое обслуживание, ремонт и амортизацию подвижного состава.
Постоянные расходы исчисляются на 1 автомобиле-час работы. Это накладные расходы и условно заработная плата водителей автомобилей. К накладным расходам относятся затраты на содержание зданий и оборудования, заработная плата административно-хозяйственного персонала, канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы, налоги, сборы и т. д.
Себестоимость автомобильных перевозок определяют делением общей суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, на объем транспортной работы, выполненной за тот же период в тонно- или пассажиро-километрах. Для автомобилей, работающих по часовому тарифу, себестоимость перевозок рассчитывают на один автомобиле-час работы, для автомобилей-такси — на 1 км платного пробега.
Себестоимость перевозок является основным экономическим пока-; зателем, отражающим все расходы по перевозкам и уровень производительности автомобильного парка. Снижение себестоимости перево-1 зок — один из основных источников получения прибыли, повышения рентабельности автотранспортного предприятия.
Водитель автомобиля может достигнуть снижения себестоимости перевозок применением прицепов и полуприцепов, повышением коэффициентов использования грузоподъемности и пробега. Степень влияния отдельных технико-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозок зависит от расстояния перевозки. Например, при большом расстоянии перевозки на снижение себестоимости оказывает более сильное влияние повышение технической скорости движения, а при малом расстоянии — сокращение времени простоя автомобиля под погрузкой — разгрузкой.
Расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава составляют в среднем для грузовых автомобилей и автобусов 14% и для легковых автомобилей 17% от себестоимости перевозок.
При планировании себестоимости перевозок по статье «Расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава» предусматривают все виды технического обслуживания и ремонта, кроме капитального. В данную статью расхода входят заработная плата ремонтно-обслуживающих рабочих, начисления на зарплату, стоимость запасных частей и материалов, необходимых для выполнения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.
Основой для расчета расходов по техническому обслуживанию автомобилей служат производственная программа и нормативы на отдельные виды обслуживания. Указанные нормативы в большинстве случаев установлены на пробег, поэтому расчет общей суммы расходов на техническое обслуживание автомобилей ведут по общему Плановому пробегу.
Отчисления на капитальный ремонт автомобилей предусматриваются по статье «Амортизация подвижного состава» в определенном проценте от стоимости подвижного состава на каждые 1000 км пробега, а отчисления на полное восстановление подвижного состава — также в определенном проценте от его стоимости независимо от пробега. Нормы амортизационных отчислений установлены по отдельным группам подвижного состава.
Снижения расходов на техническое обслуживание, ремонт и амортизацию подвижного состава можно добиться путем тщательного ухода за автомобилем и повышения качества технического обслуживания и ремонта. Одним из решающих условий повышения производительности труда и снижения себестоимости автомобильных перевозок является социалистическое соревнование водителей автомобилей и ремонтно-обслуживающих рабочих.
Передовые бригады рабочих, занятых техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, при высоком качестве работы добиваются уменьшения расхода запасных частей, ремонтных материалов и электроэнергии, продления установленных норм пробега автомобилей до капитального ремонта.
Среди рабочих, занятых на сборочных и станочных работах, используется система бездефектного изготовления продукции, нашедшая широкое распространение в машиностроении. Действенным показателем бездефектной работы разборочных участков может служить выход с разборки годных деталей и не поврежденных при разборке деталей, требующих ремонта.
Снижение себестоимости продукции имеет огромное народно-хозяйственное значение. От этого зависит снижение розничных цен на товары и предметы потребления, повышение материального благосостояния трудящихся.
Общими путями снижения себестоимости продукции являются: повышение производительности труда, сокращение и экономия материальных затрат, устранение производственного брака, сокращение затрат на обслуживание и управление производством, ликвидация непроизводительных расходов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспортных предприятий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы