В грузоподъемных и строительных машинах и механизмах в качестве гибкого органа для передачи тяговых усилий, крепления (строповки) и подъема грузов преимущественно применяются стальные канаты и цепи.
Канаты из органического (пеньковые и хлопчатобумажные) и синтетического волокна используются только для чалочных работ.
Стальные канаты изготовляются из светлой или оцинкованной проволоки марок В, I и II (ГОСТ 7372 — 66) диаметром от 0,2 до 3 мм с расчетным пределом прочности проволоки при растяжении 130— 200 кгс/мм2 и могут быть одинарной, двойной и тройной свивки. При этом свивка может быть односторонней и крестовой. Последняя более устойчива против раскручивания.
Канаты одинарной свивки свиваются сразу из пучка проволоки (все проволоки размещены последовательными концентрическими кругами), обладают большой жесткостью и применяются в основном для расчалок.
При изготовлении канатов двойной свивки (тросов), наиболее распространенных (рис. 16), вначале свивают проволоки в пряди, а затем пряди в канат вокруг сердечника из пеньки, асбеста или стальной проволоки.
Число проволок в прядях и прядей в канатах может быть различным, однако в строительных и грузоподъемных машинах применяются главным образом шестипрядные канаты с числом проволок в пряди.
Канаты односторонней свивки (проволоки в прядях и пряди вокруг сердечника свиты в одном направлении) обладают большей гибкостью, но легко раскручиваются и сплющиваются, поэтому могут использоваться только для подъема грузов, движущихся по жестким направляющим.
Канаты крестовой свивки (проволоки в прядях и пряди вокруг сердечника свиты в противоположных направлениях), несмотря на относительную жесткость, применяются более широко.
Канаты изготовляются с правым (слева—вверх—направо) и левым направлением свивки прядей вокруг сердечника.
Канаты тройной свивки (кабели) свиваются из нескольких канатов двойной свивки.
По роду свивки проволок в прядях канаты изготовляют типа ТК с точечным контактом отдельных проволок между слоями пряди (рис. 16, а; 18,а)иЛК —с линейным касанием проволочек в пряди.
Пластинчатые цепи (рис. 2, б, в) изготовляются однорядными и двухрядными в соответствии с ГОСТ 191—63 и состоят из стальных пластин, соединенных валиками. Число пластин возрастает с увеличением разрывающей нагрузки.
Элементы цепи изготовляют из сталей Ст. 40, Ст. 45, Ст. 50 и подвергают термообработке.
Пластинчатые цепи надежнее сварных, допускают скорости до 0,25 м/с, однако тяжелее и дороже их, не могут изгибаться в поперечном направлении и употребляются только со звездочками.
Согласно правилам Госгортехнадзора запас прочности относительно разрушающей нагрузки для пластинчатых цепей должен быть не менее 5 при машинном и не менее 3 при ручном приводе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гибкие подъемные и тяговые органы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы