На большинстве отечественных автопогрузчиков для создания давления в гидравлической системе механизмов грузоподъемника применяются шестеренные насосы левого или правого вращения с самокомпенсацией торцового зазора по шестерням и лопастные. На автопогрузчиках, выпущенных до 1967 г., привод насосов осуществляется от двигателя через ременную передачу, на автопогрузчиках более поздних выпусков — через редуктор и карданную передачу от коленчатого вала двигателя.
Шестеренный насос состоит из корпуса с двумя парами втулок, в которых вращается ведущая и ведомая шестерни. С торца крышка корпуса насоса закреплена болтами. Для предотвращения утечки рабочей жидкости стык между корпусом и крышкой уплотняется кольцом круглого сечения из маслостойкой резины. Приводной вал насоса, выполненный заодно с шестерней, уплотняется самоподвижным сальником, установленным в крышку. Передние втулки по малому диаметру уплотняют резиновыми кольцами, вставленными в канавки расточек крышки. В месте контакта втулок
предусмотрен зазор, за счет которого их можно развернуть на небольшой угол.
При параллельном положении лысок образуется зазор около 0,1 мм; при развороте втулок в разные стороны зазор устраняется. При работе насоса втулки поворачиваются от трения шестерен о торцы втулок. Принудительный поворот втулок создается специальной пружиной. На торцах втулок прилегающих к шестерням, имеются канавки для разгрузки их от давления, которое оказывает масло, запираемое между зубьями шестерен. Гидравлический поджим передних втулок к торцам шестерен при работе насоса происходит в результате передачи по соответствующим каналам рабочего давления на кольцевые площадки втулок, прижимающего их шестерням, а шестерни — к задним втулкам.
Для предотвращения перекосов уплотнительных втулок из-за неравенства давления в зонах всасывания и нагнетания между крышкой и уплотнительными передними втулка ми установлена пластина, уплотняемая по контуру резиновым кольцом, изолирующим площадь, занятую пластиной, от давления. Указанное устройство позволяет уравновешивать давления, действующие на втулки, и способствует их равномерному износу.
Смазка подшипников происходит через радиальные канавки, выполненные на торцах втулок и соединенные с разгрузочными канавками. Рабочая жидкость, просачивающаяо через зазоры между корпусом и задними втулками, отводится по каналам в сливную полость.
Рис. 1. Шестеренный гидравлический насос:
1 — крышка, 2, 3, 9. 14 — резиновые уплотнительные кольца, 4 — корпус, 5 ведущая шестерня, 6 — задние втулки, 7 — ведомая шестерня, 8 — болт; 10 — передние втулки; 11 — сальник; 12 — пружина, 13 — пластина
Рис. 2. Лопастный гидравлический насос:
1 — шариковые подшипники; 2 крышка. 3 и 5 — бронзовые вкладыши; 4 — статор; 6 — ротор, 7 — корпус, 9 — крышка; Ю приводной вал; П —сальник крышки; 12 — уплотнительный сальник; 13 — шпилька; 14 — крепежный винт
Принцип работы шестеренного насоса заключается в следующем. Масло из бака поступает к шестерням насоса через отверстия в корпусе. Шестерни, вращаясь, переносят масло между зубьями из зоны всасывания в зону нагнетания насоса, откуда масло поступает в гидрораспределитель.
В гидросистеме автопогрузчиков 4013 и 4014 установлен шестеренный насос НШ-67.
Лопастный насос двойного действия, применяемый в автопогрузчиках 4043М и 4045М, служит для нагнетания масла в систему гидравлического усилителя рулевого управления и состоит из чугунного корпуса, в котором установлен статор. Внутренняя поверхность статора имеет форму, близкую к эллипсу. Внутри статора между двумя бронзовыми вкладышами вращается ротор, насаженный на приводной шлицевой вал. Ротор снабжен двенадцатью лопатками, свободно перемещающимися в пазах.
В каждом бронзовом вкладыше имеется по четыре окна, равномерно расположенных по окружности. Диаметрально противоположные окна попарно соединены каналами всасывания и нагнетания. Для предотвращения утечек масла величина зазоров между ротором и внутренними поверхностями вкладышей обычно составляет 0,015—0,025 мм.
При вращении ротора лопатки под действием центробежной силы и давления рабочей жидкости, перемещаясь в пазах, прижимаются к внутренней поверхности статора. Вследствие эллиптической формы внутренней поверхности статора объем пространства, заключенного между каждой смежной парой лопаток, постоянно меняется; при увеличении объема происходит всасывание масла, при уменьшении — нагнетание. За один оборот ротора всасывание и нагнетание происходят дважды, поэтому такой насос называется насосом двойного действия. Диаметральное расположение камер всасывания и нагнетания освобождает ротор от радиальных нагрузок и позволяет создать высокое давление масла при сравнительно спокойной работе насоса.
Важной деталью насоса являются роторные лопатки. Для уменьшения трения между наружными кромками лопаток и поверхностью статора они расположены под углом 13—14° к радиусу ротора. Значительные усилия, прикладываемые к лопаткам, обусловили применение для их изготовления высококачественных износостойких сталей. В пазы ротора лопатки вставляют так, чтобы фаска была обращена в сторону, противоположную направлению вращения.
В гидравлическом приводе автопогрузчика 4008 использованы два лопастных насоса, спаренных на одном валу. Их роторы получают вращение от коленчатого вала через промежуточный карданный вал и шестеренный редуктор.
К особенностям этого насоса относится наличие дополнительных каналов для засасывания масла в связи с увеличенной подачей насоса грузоподъемника.
Гидронасосы не требуют ежедневного ухода, однако неправильная их эксплуатация может привести к поломкам отдельных деталей и выходу насосов из строя.
При эксплуатации насосов необходимо следить за уровнем масла в баке и его качеством. Уровень жидкости в баке должен быть не ниже оси входного отверстия в насосе. Высота столба жидкости над всасывающей трубой в баке должна быть не менее 150 мм. Скорости рабочей жидкости в трубопроводах для шестеренных насосов должны быть: во всасывающих — не более 1,5 м/мин, в нагнетающих — около 3,5 м/мин.
Рис. 3. Спаренный гидравлический насос:
1 — насос усилителя рулевого управления; 2 — дополнительные всасывающие каналы; 3 — насос грузоподъемника; 4 — шестерня привода
Стрелками показано движение рабочей жидкости в нейтральном положении всех золотников.
При сборке распределителя между секциями и под колпаки устанавливают уплотнительные прокладки, препятствующие утечке масла наружу. Гайки шпилек затягивают динамометрическим ключом в определенной последовательности.
Трехсекционный золотник обычно снабжен двумя золотниками двустороннего действия и одним золотником одностороннего действия. Первые два золотника предназначены для управления цилиндрами наклона грузоподъемника, а также цилиндрами грузозахватных устройств. Золотником одностороннего действия управляется плунжерный цилиндр телескопической рамы. При перемещении золотника двустороннего действия в рабочее положение сливной канал распределителя перекрывается, и масло через впускной трубопровод по кольцевому пояску золотника и одному из нагнетательных каналов поступает в двусторонний гидроцилиндр. Второй поясок золотника сообщает нерабочую полость со сливными каналами.
Гидравлические распределители автопогрузчиков 4043М, 4045М, а также 4013 и 4014 имеют неразъемный корпус и снабжены двумя клапанами: шариковым предохранительным и золотниковым перепускным. Крышка распределителя перекрывает все три золотника. В остальном конструкция распределителя с неразъемным корпусом почти не отличается от конструкции секционного распределителя.
Рис. 4. Схема работы золотникового гидравлического распределителя:
1 — корпус; 2—гайка шпильки; 3 — пружина; 4 — регулировочный винт; 5 — предохранительный клапан; 6 — шпилька; 7 и 9 — золотники двустороннего действия; 8 — золотник одностороннего действия
Рис. 5. Гидравлический распределитель автопогрузчиков 4043М и 4045М:
1, 3 и 8 — золотники распределителя; 2—уплотнительный сальник; 4 — корпус; 5 — втулка; 6— шайба; 7 — крышка; 9 — предохранительный шариковый клапан; 10 — перепускной клапан
Для проверки давления в системе регулировки клапана в трубопровод, соединяющий распределитель с задней полостью цилиндра наклона, включают манометр. Рычаг управления золотником переводят в положение, обеспечивающее наклон грузоподъемника вперед. Одновременно устанавливают необходимую частоту вращения вала двигателя и насоса. Показания манометра будут соответствовать давлению в гидросистеме при заданной частоте вращения насоса.
Давление регулируют при помощи винта предохранительного или перепускного клапанов: заворачивание винта увеличивает давление, а вывинчивание — уменьшает.
Гидрораспределитель рекомендуется разбирать не реже одного раза в год для очистки и промывки.
После разборки на золотниках и соответствующих секциях следует делать метки, для того чтобы каждый золотник при сборке был установлен на свое место. Условия разборки и промывки гидрораспределителей должны исключать попадание пыли и грязи на протертые поверхности плунжеров и каналов.
Течь масла через сальниковое уплотнение вызывается износом манжет и появлением продольных царапин, на полированных поверхностях плунжера и цилиндра. При небольшом износе течь устраняют подтягиванием гаек нажимного фланца. Если износ значительный, то манжеты заменяют. Царапины на поверхности плунжера появляются в результате попадания в пылесъемное кольцо или цилиндр твердых частиц. Глубокие царапины сначала запаивают, а затем зачищают заподлицо с поверхностью плунжера. Мелкие царапины на цилиндре устраняют зачисткой. Глубокие царапины ликвидируют только в мастерских путем расточки цилиндра с последующей шлифовкой внутренней поверхности.
Штоки поршневых цилиндров обычно защищены от попадания пыли специальными чехлами. Это значительно улучшает условия их эксплуатации. Утечки масла у этих цилиндров, возникающие вследствие износа сальниковых уплотнений и поршневых колец, устраняют подтяжкой болтов уплотнений или сменой уплотнительных колец при разборке цилиндра.
Уплотнительные кольца и манжеты гидравлических цилиндров изготавливаются из различных материалов обладающих следующими свойствами: хорошей уплотняющей способностью, высокой износо- и маслостойкостыо, а также малым коэффициентом трения и способностью работать в условиях предельных положительных и отрицательных температур рабочей жидкости гидравлического привода.
Рис. 6. Гидроцилиндр плунжерного типа
Манжеты и уплотнительные кольца гидравлических цилиндров автопогрузчиков, выпускаемые Львовским заводом автопогрузчиков, изготовлены из пербунана, основа которого — синтетический каучук. Удовлетворительные эксплуатационные показатели дают манжеты и уплотнения, выполненные из черной маслобензостойкой резины повышенной твердости.
У автопогрузчиков старых выпусков (4001, 4006, 403М и др.) цилиндры уплотнялись круглыми кольцами. Эти уплотнения надежны и долговечны в неподвижных соединениях. В подвижных соединениях срок службы сравнительно невелик, поэтому на автопогрузчиках более поздних моделей (4043М, 4013, 4014, 4045М, 4008 и др.) для уплотнения рабочих цилиндров начали применять манжеты воротничкового типа, дополненные грязеСъемником и нажимным кольцом из фторопласта.
Уплотняющая способность манжет и колец в значительной степени зависит также от качества изготовления. Поверхности деталей уплотнения должны быть гладкими, без наплывов и заусенцев, а уплотнительные кромки — острыми и ровными.
Для смены уплотнений поршня у цилиндров наклона опускают каретку на уровень 150—200 мм и наклоняют раму вперед до упора вилок на опорную поверхность. Раму грузоподъемника закрепляют от возможного падения при отсоединении штоков цилиндров наклона. Расшплинтовыва-ют и вынимают стяжные болты, связывающие головки штоков цилиндров с кронштейном вертикальной рамы, а затем вывертывают шпильки крышки цилиндра наклона. Вынимают из цилиндра шток с поршнем и корпусом сальника. Расшплинтовывают и отвертывают гайку, а затем снимают поршень со штока. Снятые манжеты или кольца заменяют новыми и собирают цилиндр. Вводят поршень и сальниковое устройство в цилиндр осторожно, чтобы не испортить кромки резиновых уплотнений.
При смене сальника плунжера цилиндра подъема снимают цепи, отделяют траверсу с роликами, отсоединяют шланг трубопровода, сливают рабочую жидкость, снимают цилиндр и укладывают его на козлы в горизонтальном положении. Вывинчивают шпильки и снимают нажимной фланец, извлекают кольцевые манжеты и пылесъемное кольцо. Вставляют новые манжеты и пылесъемное кольцо, осторожно вводят в верхнюю часть цилиндра раструб фланца и закрепляют его шпильками.
Затем цилиндр устанавливают на место.
Герметичность гидроцилиндров проверяют при выполнении операций подъема номинального груза и наклона грузоподъемника. При появлении течи через сальники подтягивают шпильки нажимного фланца.
Для уменьшения до безопасной величины скорости опускания груза между цилиндром подъема и гидравлическим распределителем установлен дроссельный клапан.
Дроссельные клапаны на автопогрузчиках 4043М, 4045М, 4008, 4049М относятся к клапанам одностороннего действия. При нагнетании рабочей жидкости в цилиндр клапан не создает дополнительного сопротивления жидкости, следовательно, не уменьшает скорости подъема груза. При опускании груза обратный поток жидкости перемещает клапан, в результате чего уменьшается сечение трубопровода и снижается скорость опускания груза.
В корпусе свободно перемещается клапан, в центре которого просверлено ступенчатое дроссельное отверстие, а на цилиндрической поверхности клапана профрезеровано под углом шесть равномерно расположенных по окружности канавок. Осевое перемещение клапана ограничивается с одной стороны втулкой /, запрессованной в корпус, а с другой — запорной шайбой. Поток рабочей жидкости, нагнетаемой в цилиндр для подъема плунжера, встречает на своем пути клапан, прижимает его к шайбе и по наружным канавкам и центральному отверстию свободно проходит в полость цилиндра. При опускании плунжера вытесняемая из цилиндра жидкость прижимает клапан к ограничительной втулке, закрывает все наружные канавки клапана, оставляя открытым центральное отверстие диаметром 4,5 мм. Резкое уменьшение сечения канала снижает скорость опускания плунжера до безопасной для груза и деталей автопогрузчика величины.
Диаметр дросселирующего отверстия зависит от мощности и назначения цилиндра. Дроссели, установленные в линии цилиндров наклона, выполняются в виде шайбы с калиброванным отверстием и служат для уменьшения скоростей наклона грузоподъемного механизма. Признак заедания дроссельного клапана — резкое уменьшение скорости подъема или возрастание скорости опускания груза. Устранить заедание клапана можно повторным подъемом и опусканием каретки или легким постукиванием по корпусу дросселя. Если это не помогает, то каретку опускают в самое нижнее положение, отсоединяют шланг, извлекают клапан и устраняют причину заклинивания.
Рис. 7. Дроссельный клапан
У автопогрузчиков 4013 и 4014 на цилиндре подъема установлен блок клапанов, обеспечивающий пропуск масла в цилиндр без сопротивления, запирающий масло в цилиндре подъема при нейтральном положении золотника гидрораспределителя и пропускающий через управляемый клапан расход масла на слив из цилиндра подъема. Сливной, управляемый клапан открывается под действием давления, создаваемого сопротивлением, находящимся в линии управления.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидравлические насосы автопогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы