Подача смазочного материала к точкам смазывания трансмиссии.
Гидравлическая система обеспечивает подвод масла под давлением к следующим элементам ходового устройства: на трубоукладчике Т-3560М — к ведущему и промежуточному валам коробки передач и планетарным передачам механизмов поворота, на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г — к ведущему и ведомому валам коробки передач и подшипникам конической шестерни заднего моста. Система подачи смазочного материала обеспечивает также его очистку и охлаждение. Она включает в себя масляный шестеренный насос низкого давления с маслоприемником, масляный радиатор с фильтром и гидролинии с конечными штуцерами и промежуточной разводящей арматурой.
Насос (рис. 96) на трубоукладчиках расположен внутри корпуса (отделения) коробки передач, куда он при сборке внесен через люк в корпусе и прикреплен своим фланцем к привалочной плоскости люка снаружи корпуса. Несущая часть насоса помимо фланца включает в себя прикрепленный к этому фланцу на болтах и штифтах кронштейн-корпус, а также корпус и крышку шестерен, притянутые к одной из боковых поверхностей кронштейна-корпуса на шпильках. В отверстиях кронштейна-корпуса и крышки размещены ось ведомой шестерни насоса и его ведущий валик. Ось в опорных отверстиях кронштейна-корпуса и крышки 8 запрессована, а ведущий валик установлен в аналогичных отверстиях посредством подшипниковых втулок, застопоренных от проворачивания горизонтально расположенными штифтами.
Рис. 1. Масляный шестеренный насос системы смазывания трансмиссии тру« боукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г:
1 — фланец, 2 — седло клапана, 3 — пружина, 4 — регулировочный винт, 5 — конус клапана, б и 10 — ведущая и ведомая шестерни, 7 — ведущий валик, 8 — крышка шестерен, 9 — ось, 11 — корпус шестерен, 12 — кронштейн-корпус, 13 — ступица шестерни, 14 — шестерня привода
Ведомая шестерня в корпусе установлена на оси свободно, а ведущая шестерня укреплена на валике шпонкой. На свободном конце валика вне кронштейна-корпуса на шлицах установлена ступица с приклепанной к ее фланцу шестерней привода. Шестерня выполнена из текстолита. Ступица застопорена от осевого перемещения поперечным штифтом и замковым кольцом.
На трубоукладчиках шестерня привода находится во взаимодействии с ведущей шестерней, размещенной на промежуточном вале коробки передач.
Насос снабжен предохранительным клапаном, рассчитанным на перепуск масла на слив в случае, если его давление в нагнетательной полости из-за загрязнения или низкой температуры временно поднимется до 50 кПа. Клапан состоит из установленного в отверстии нагнетательной полости седла, взаимодействующего с ним полого конуса, регулировочного винта с торцовой полостью и размещенной в полостях конуса и винта распорной пружины. При эксплуатации клапан укрыт снаружи винтовой крышкой с прокладкой.
Насос работает аналогично описанному насосу гидросистемы навесного оборудования. Работа его клапана заключается в том, что при появлении в нагнетательной полости насоса давления свыше 50 кПа усилие, создаваемое пружиной, оказывается преодоленным, конус отходит от седла и масло частично сливается в полость корпуса коробки передач через специальный канал (не показан).
Маслоприемник служит для забора масла в насос и представляет собой прифланцованную к корпусу насоса гнутую трубку, имеющую на нижнем конце цилиндрическую коробку. Коробка имеет в качестве нижней горизонтальной стенки фильтрующую сетку и размещена на трубоукладчике Т-3560М у днища отделения заднего моста корпуса трансмиссии, а на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г —у нижней стенки корпуса коробки передач.
Масляный радиатор служит для охлаждения циркулирующего масла в летнее время. Радиатор на трубоукладчиках расположен в зоне масляного радиатора системы смазывания двигателя и имеет подобную ему конструкцию: состоит из верхнего и нижнего коллекторов-сборников, охлаждающих овальных трубок и двух соединительных пластин, укрепленных на двух стойках. В холодное время года радиатор и фильтр на трубоукладчике Т-3560М отключаются автоматически посредством предохранительного клапана, который выполнен и срабатывает аналогично описанному выше предохранительному клапану масляного насоса. На трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г отключение производят посредством крана «зима — лето».
Масляный фильтр. На трубоукладчиках применен щелевой двухсекционный фильтр, подобный масляному фильтру грубой очистки системы смазывания дизеля. Масло поступает в фильтр через входной штуцер корпуса, проходит через щели наружного и внутреннего фильтрующих элементов в центральную полую штангу и дальше через канал корпуса и выходной штуцер направляется в радиатор. В случае засорения фильтрующих элементов и повышения давления масла срабатывает предохранительный клапан и масло, минуя фильтрующие элементы, направляется в радиатор.
Подвод масла к сервомеханизмам муфты сцепления и механизмов поворота. Гидравлическая система применена на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г. Гидросистема состоит из насоса, установленного на корпусе распределительных шестерен двигателя и получающего вращение от одной из них; снабженного фильтром гидробака, установленного на корпусе двигателя слева по ходу; нагнетательной с порционерами и сливной линий.
Насос использован шестеренный типа НШ. Насос засасывает рабочую жидкость из бака и подает ее сначала к порционёру сервомеханизма муфты сцепления, откуда жидкость
выходит двумя потоками. Первый поток направляется в сервомеханизм и далее выпускается на слив, второй поступает к порционеру сервомеханизма механизмов поворота и, разделившись на две части, попадает в обе полости сервомеханизма, а из них поступает на слив.
Рис. 2. Масляный фильтр системы смазывания трансмиссии:
1 — корпус, 2 — фильтрующие элементы, 3 — полая штанга, 4 — предохранительный клапан, 5 — выходной штуцер
—-
Гидравлические системы применяют для привода и управления рабочими органами самоходных и прицепных скреперов, автогрейдеров и прицепных грейдеров, бульдозеров и других строительно-дорожных машин. Системы состоят из следующих узлов: приводного агрегата — насоса, устанавливаемого либо непосредственно на двигателе, либо на специальном редукторе отбора мощности; исполнительного механизма, представляющего собой гидродвигатель; механизма управления — распределительного устройства, устанавливаемого обычно в кабине оператора и служащего для включения определенного исполнительного механизма и гидравлической следящей системы; вспомогательных устройств — бака для рабочей жидкости, магистрального фильтра, трубопроводов. В качестве рабочей жидкости системы обычно используют минеральное масло.
В гидравлических передачах объемного действия применяют шестеренные, лопастные, поршневые и, реже, винтовые насосы, предназначенные для преобразования механической энергии в энергию потока жидкости. Их основными параметрами являются развиваемое давление и подача, которая определяется количеством жидкости, подаваемой за один оборот или в единицу времени.
Шестеренный насос типа НШ состоит из двух цилиндрических шестерен, заключенных в корпус. Выступающий конец вала ведущей шестерни соединен шлицами с приводным устройством. Валы шестерен вращаются в бронзовых втулках подшипников. Выступающий вал имеет уплотнения. Насосы крепятся болтами к крышке.
Принцип его действия заключается в том, что вращающийся ротор с помощью лопастей-шиберов, свободно ходящих в пазах, засасывает жидкость в пространство между лопастями через подводящее отверстие и подает ее в сливную полость и далее через сливное отверстие к рабочим механизмам. Лопастные насосы обратимы и могут быть использованы для преобразования энергии потока жидкости в механическую энергию вращательного движения выходного вала.
Аксиально-поршневые насосы применяют главным образом в гидроприводах с повышенным давлением и относительно высокими мощностями (20 л. с. и выше). Они допускают значительные кратковременные перегрузки и работают с высоким КПД, однако чувствительны к загрязнению масла и требуют его тщательной фильтрации.
Принцип работы насоса заключается в следующем. Вращение передается через эластичную муфту приводному валу, а затем насосному блоку с помощью шатунов и плунжеров. Когда корпус насоса находится в нулевом положении, плунжеры вместе с насосным блоком имеют только вращательное движение и подача жидкости не производится.
Отклонение корпуса насоса от нулевого положения в ту или другую сторону связано о установкой масло-распределителя, насосного блока е центральным шипом и плунжеров с шатунами под углом от 0 до 20° к оси приводного вала. Вследствие этого плунжер в цилиндрах насосного блока кроме вращательного приобретает и возвратно-поступательное движение. Рабочая жидкость (масло), засасываемая плунжерами из канала через маслораспределитель, попадает в канал (нагнетательную линию). Поступающее количество масла пропорционально углу отклонения. Реверсирование осуществляется поворотом корпуса насоса в противоположную сторону.
Рис. 3. Шестеренный насос:
1 — уплотнения; 2 — ведущая шестерня; 3 — корпус; 4 — бронзовые втулки подшипника; 5 — ведомая шестерня; 6— крышка р втулки
Рис. 4. Аксиально-поршневой насос:
1 — приводной вал; 2 — шатун; 3 — плунжер; 4 — нагнетательный канал; 5 — всасывающий канал; 6 — насосный блок «неигельиыи канал.
В качестве гидродвигателей поступательного действия применяют гидроцилиндры. Цилиндры одностороннего действия способны развивать усилие только в одном направлении, на выталкивании штока поршня (плунжера). Обратный ход совершается под действием нагрузки той части машины, с которой сопряжен шток или плунжер. Цилиндры двустороннего действия работают под давлением жидкости в обоих направлениях и бывают с двусторонним (сквозным) штоком.
При помощи гидродвигателя энергия рабочей жидкости преобразуется в механическую энергию вращения вала ротора. Конструкция гидродвигателей, применяемых в дорожно-строительных машинах, аналогична конструкции насосов, поскольку некоторые типы их являются обратимыми и могут выполнять функцию двигателей при подводе к ним рабочей жидкости под давлением. Характеризуется гидродвигатель развиваемым крутящим моментом и частотой вращения вала ротора.
Широкое применение нашли аксиально-поршневые гидродвигатели. Устройство такого двигателя аналогично устройству аксиально-поршневого насоса. В случае использования последнего в качестве гидродвигателя по напорному трубопроводу нагнетается рабочая жидкость, давление которой на поршни преобразуется во вращение вала. На шлицевый конец вала обычно надевается муфта, через которую приводится во вращение какой-либо агрегат (например, поворотный круг отвала автогрейдера). Отработавшая рабочая жидкость отводится от гидродвигателя по сливному трубопроводу в бак.
Рис. 5. Моноблочный гидрораспределитель:
1 — верхняя крышка; 2 — золотник; 3 — корпус; 4 — бустер; 5 — рукоятка; 6 — втулка; 7 — корпус фиксаторов; 8 — фиксатор; 9 — фасонная втулка; 10 — возвратная пружина; И — стакан пружины; 12 — винт золотника; 13 — нижняя крышка; 14 — седло перепуского клапана; 16 — перепускной клапан
Гидрораспределители управляют работой цилиндров и гидродвигателей объемных гидросистем, направляют и перекрывают потоки рабочей жидкости, протекающие по трубопроводам гидросистемы. В современных гидростатических системах применяют чаще всего золотниковые распределители, которые выпускают в двух исполнениях: моноблочном и секционном.
У моноблочного распределителя все золотниковые секции выполнены в одном литом корпусе, число секций постоянное и не может быть увеличено. У секционного распределителя каждый золотник установлен в отдельном корпусе (секции), присоединяемом к таким же смежным секциям. Число секций можно уменьшить или увеличить путем перемонтажа. В эксплуатации при неисправности одного золотника можно заменить секцию, не бракуя в целом весь распределитель.
Моноблочный распределитель имеет корпус, в котором установлены три золотника и перепускной клапан, опирающийся на седло. Посредством рукояток, установленных в крышке, водитель переставляет золотники в одно из четырех рабочих положений: нейтральное, плавающее, подъема рабочего органа и опускания рабочего органа. В каждом положении, кроме нейтрального, золотник фиксируется специальным устройством, а в нейтральном — возвратной (нульустановочной) пружиной. Из фиксированных положений подъема и опускания золотник возвращается в нейтральное автоматически или вручную. Фиксирующие и возвратные устройства закрыты крышкой, прикрепленной снизу к корпусу болтами.
Бак гидросистемы служит резервуаром для рабочей жидкости, он соединен с насосом всасывающим трубопроводом, а с распределителем — сливным. При работе жидкость, циркулирующая в гидросистеме, нагревается, особенно при прохождении через распределитель, в баке она охлаждается.
Для очистки рабочей жидкости смонтированы фильтры с бумажным фильтрующим элементом или сетчатыми фильтрующими дисками.
Трубопроводы соединяют агрегаты гидросистемы и направляют потоки рабочей жидкости. Их изготовляют из стальных труб и рукавов высокого давления. Для соединения трубопроводов применяют самозапорные устройства. Для предохранения системы от перегрузки в трубопроводы встраивают клапаны.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гидравлические системы ходового устройства и их основные элементы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы