Общие сведения. Строительство магистральных трубопроводов ведется в различных климатических и географических условиях и, как правило, вдали от населенных пунктов. Работы выполняют круглогодично на открытом воздухе механизированными колоннами или бригадами, рассредоточенными по участкам трассы.
С учетом этой специфики в ППР излагаются основные требования, обеспечивающие высокопроизводительные и безопасные методы производства работ на всех производственных процессах и операциях с учетом особенностей отдельных участков трассы. При этом безопасные методы производства работ разрабатывают, исходя из основных положений по технике безопасности. Эти положения изложены в СНиП Ш-4—80 «Техника безопасности в строительстве» и «Правилах техники безопасности при строительстве магистральных стальных трубопроводов». Во избежание аварий и несчастных случаев к производству работ на строительстве магистральных трубопроводов приступают только после проведения подготовительных мероприятий: инструктажа работающих по правилам техники безопасности; укомплектования механизированных колонн и бригад исправными машинами, оборудованием, приспособлениями, инструментами, предупредительными знаками, оградительными устройствами, индивидуальными защитными средствами, спецодеждой, спецобувью.
Одним из основных мероприятий по технике безопасности являются инструктажи — вводный, первичный на рабочем месте и периодические.
Вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии проводит обязательно для всех вновь принимаемых на работу рабочих инженер по технике безопасности. Рабочих знакомят с общими положениями и основными принципами техники безопасности и производственной санитарии, особенностями работы данной строительной организации и ее производственной обстановки, обязанностями по соблюдению правил техники безопасности и личной санитарии, правилами пользования защитными средствами и спецодеждой, противопожарными правилами и мерами по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Затем проводят первичный инструктаж непосредственно.на рабочем месте. Рабочих знакомят с характером предстоящей работы, особенностями технологии строительства, конструкцией машин и сигнализацией, обязательно показывают безопасные приемы выполнения работ. Рабочие, прошедшие инструктаж на рабочем месте, в течение первых двух — шести смен проходят стажировку, т. е. обучение на рабочем месте под контролем мастера и непосредственным руководством опытного рабочего.
Инструктаж на рабочем месте повторяют при каждом переходе на другую работу, при изменении условий работы, а также в случаях, когда обнаруживается, что рабочий неправильно выполняет тот или иной прием.
Все рабочие независимо от стажа работы и квалификации через каждые три месяца проходят периодический инструктаж, цель которого — напомнить рабочим правила техники безопасности. Кроме того, при периодическом инструктаже особое внимание уделяют разбору допущенных нарушений. О всех проведенных инструктажах делают записи в специальном журнале.
Помимо инструктажа в течение первых трех месяцев со дня поступления рабочих обучают безопасным методам работ по программе, утвержденной главным инженером строительной организации. По окончании обучения проводят экзамены, на которых проверяют усвоение рабочим правил техники безопасности. Рабочим, сдавшим проверочные экзамены, выдаются удостоверения. В дальнейшем у всех рабочих ежегодно проверяют знания правил техники безопасности.
Основные правила техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов по отдельным видам работ следующие.
На полосе отвода производят только основные работы в соответствии с проектом организации строительства и ППР. Выполнять вспомогательные работы, устраивать места для стоянки машин и хранения горючесмазочных материалов на полосе отвода запрещается. Кроме того, на полосе отвода нельзя устраивать места для отдыха и приема пищи.
Подготовка трассы. При очистке трассы от леса и кустарника особое внимание уделяют безопасности работ. Участок валки деревьев ограждают столбами с запрещающими знаками или предупредительными надписями, которые устанавливают в 50 м от границы участка. Вход в опасную зону посторонним категорически запрещается. Все люди, находящиеся на участке валки деревьев, должны быть в защитных касках.
До начала производства земляных работ устанавливают наличие и расположение в местах рытья траншей подземных коммуникаций. Если такие коммуникации есть, строительная организация должна получить письменное разрешение на право производства земляных работ от организации, ответственной за эксплуатацию этих подземных коммуникаций. В местах пересечения траншеи и коммуникаций работы ведут с особой осторожностью под руководством производителя работ или мастера. Грунт на расстоянии не менее 2 м от подземных коммуникаций разрабатывают только вручную, использовать для этого механизмы запрещается.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняют специально обученные и аттестованные рабочие бригады такелажников под руководством специально назначенного приказом инженерно-технического работника, аттестованного комиссией в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Трубы из полувагонов и платформ разгружают кранами, снабженными специальными стропами или захватами. Перед разгрузкой полувагоны и платформы затормаживают башмаками или шпалами со специальными прорезями. Кран устанавливают на расстоянии не менее 1 м от стенки вагона. Во время подъема или опускания труб запрещается находиться в полувагоне или на платформе.
На электрифицированных путях трубы разгружают только после снятия напряжения в контактном проводе и получения об этом письменного уведомления от начальника железнодорожного пути.
Погрузку секций труб на трубосварочных базах и разгрузку их на трассе производят трубоукладчиками. Во время погрузки секции на автопоезд запрещается находиться на раме автомобиля или роспуска и в непосредственной близости от погружаемой секции.
Сварочные работы. При сварке неповоротных стыков рабочие места защищают от атмосферного воздействия (укрытиями, переносными щитами, тентами), а зимой оборудуют средствами индивидуального обогрева. При сварке неповоротных стыков пользуются легкими инвентарными лестницами и защитными ковриками, предохраняющими сварщика от простудных заболеваний.
Одежда сварщика должна состоять из брезентовых куртки, брюк навыпуск и рукавиц с крагами. Карманы куртки должны быть закрыты клапанами.
При внутренней подварке шва ручной электродуговой сваркой сварщик, работающий в трубопроводе, должен быть в специальном защитном шлеме, в который подается свежий воздух. Помимо этого у торца трубы должны находиться двое страхующих рабочих, которые поддерживают с работающим сигнальную связь.
При сварке катушек и захлестов трубопроводов для спуска (подъема) в траншею сварщик должен пользоваться лестницей или специальными спусками. Для перехода через траншею устраивают переходные мостики шириной не менее 0,8 м с перилами по обе стороны высотой 1 м.
Трубоочистные и изоляционные работы рабочие выполняют в спецодежде, защитных очках и респираторах. Во время приготовления грунтовки строго соблюдают действующие правила пожарной безопасности. Битум с бензином смешивают в специальных емкостях. В радиусе 50 м от места расположения емкостей не должно быть открытого огня. Битумную мастику приготавливают на специально отведенной площадке. У мест приготовления грунтовки и мастики должны быть комплекты противопожарных средств (огнетушители, лопаты, ящик с сухим песком и технический войлок).
Очищают и изолируют трубопровод под руководством начальника механизированной колонны. Во время очистки и изоляции трубопровода никому, кроме машиниста, нельзя находиться около трубоочистной и трубоизоляционной машин.
Продувка и испытание трубопровода. Все рабочие и инженерно-технический персонал, занятые на этих работах, должны быть ознакомлены с технологией производства работ. Предварительно проверяют знания ими правил техники безопасности. Всех рабочих обеспечивают необходимым инструментом, инвентарем, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.
При очистке или испытании трубопровода газом или воздухом у продувочного патрубка образуют охранную зону, в которую никто не допускается.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Строительство магистральных трубопроводов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы