Главная передача автомобиля представляет собой редуктор, уменьшающий частоту вращения ведущих колес по сравнению с карданным валом. Главная передача, состоящая из одной пары конических шестерен, называется одинарной, а из двух пар шестерен — конической и цилиндрической — двойной.
Одинарная главная передача автомобиля ГАЗ-5ЭА показана на цветном рис. XV. Вал ведущей шестерни установлен на двух конических и одном цилиндрическом роликовых подшипниках. Ведомая шестерня прикреплена к коробке дифференциала, состоящей из двух половин, и вместе с ней вращается на двух конических роликовых подшипниках, закрепленных в гнездах картера редуктора крышками.
В главной передаче применено гипоидное зацепление шестерен. Его особенность — оси ведущей и ведомой шестерен не пересекаются, так как ось ведущей шестерни опущена относительно оси ведомой. Преимущество гипоидной передачи в сравнении с обычной конической — большая плавность зацепления и бесшумность работы шестерен. Вместе с тем такое зацепление повышает относительную скорость скольжения зубьев шестерен друг по другу, а поэтому требует специальной гипоидной смазки. При использовании обычных автомобильных трансмиссионных масел шестерни быстро изнашиваются.
Передаточное число главной передачи — 6,83.
Двойная главная передача автомобиля ЗИЛ-130 показана на рис. 67. Ее основные части: ведущая и ведомая конические, ведущая и ведомая цилиндрические шестерни. Вал ведущей конической шестер-шипниках. Ведомая цилиндрическая шестерня прикреплена к коробке дифференциала и вместе с ней установлена на двух роликовых конических подшипниках.
Рис. 67. Двойная главная пере, дача автомобиля ЗИЛ-130
Преимущества двойной главной передачи, применяемой на некоторых грузовых автомобилях, по сравнению с одинарной — она позволяет при больших передаточных числах несколько уменьшить наружные размеры средней части картера заднего моста и этим повысить дорожный просвет автомобиля (расстояние от его низшей точки до дороги).
Дифференциал дает возможность ведущим колесам вращаться с разной частотой, когда они проходят пути неодинаковой длины, например на поворотах. Дифференциал (рис. 68) состоит из коробки, в которой установлена крестовина. На нее надеты четыре шестерни, шестерен замедлит движение, сателлиты начинают повертываться вокруг осей крестовины и заставляют другую шестерню, соединенную с полуосью, вращаться быстрее.
Рис. 68. Дифференциал:
а — детали, б — схема действия; 1 — сателлиты; 2 — шестерни полуосей (приводных валов); 3 — крестовина; 4 — коробка дифференциала; 5 и б — ведомая и ведущая шестерни главной передачи; 7 — полуоси.
Рис. 69. Ступица заднего моста автомобиля ГA3-53A:
1 — винт крепления тормозного барабана; 2 я 16 — наружный и внутренний подшипники ступицы; 3 — болт (съемник полуоси); 4 — установочный палец; 8 и б — гайка и контргайка крепления подшипников; 7 — стопорная шайба; 8 — шпилька крепления полуоси; 9 — колпачковая гайка крепления внутреннего диска колес; 10 — гайка крепления наружного диска колес; 11— ступица колеса; 12 — цилиндр тормоза колеса; 13 — балка заднего моста; 14 — полуось; 15 — сальник.
Полуоси связывают дифференциал с ведущими колесами и приводят их в движение. Каждая полуось соединена одним концом с шестерней, а другим — со ступицей колеса. Главная передача, дифференциал и приводные валы находятся в стальном картере, вентиляция которого осуществляется через сапун.
Ступицы колес установлены на двух подшипниках на конце полой балки (картера) заднего моста (рис. 69).
Устройство главной передачи, дифференциала и полуосей автомобиля ГАЗ-24 «Волга» показано на рис. 70. Главная передача одинарная, с гипоидным зацеплением шестерен, со смещением оси ведущей шестерни вниз относительно оси ведомой шестерни. Такое расположение шестерни главной передачи позволяет снизить расположение карданного вала и вместе с ним пол кузова, а следовательно, снизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость.
Рис. 70. Задний мост (средняя часть) автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:
1 — пробка маслоналивного отверстия; 2— пробка маслослив-ного отверстия; 3 — стопор оси сателлитов; 4 — ось сателлитов; 5 — сателлит; 6 —упорная шайба сателлита; 7 — клапан; 8— шестерня полуоси; 9 — упорная шайба шестерни полуоси; 10— стальная вставка с резьбой; 11— болт; 12 — прокладки (2 шт.); 13 — задний подшипник; 14— передний подшипник; 15—гря-зеотражатель; 16 — фланец ведущей шестерни; 17 — гайка; 18 и 19 — сальники; 20 — регулировочные прокладки; 21—регулировочная шайба; 22 — регулировочное кольцо; 23 —ведущая шестерня главной передачи; 24 — коробка дифференциала; 25 и 34 — полуоси; 26— бандаж; 27 — кожух полуоси правый; 28 — заклепка; 29 — картер; 30 и 37 — подшипники дифференциала; 31 и 35 — регулировочные прокладки; 32 — 4 ведомая шестерня главной передачи; 33 — болт; 36 — крышка картера; 38 — кожух полуоси левый.
Передаточное число главной передачи — 4,1. Дифференциал имеет только два сателлита, установленных на оси, закрепленной на коробке дифференциала. Полуоси фланцевые. Наружные концы полуосей установлены на шариковых подшипниках 3в кожухах полуосей. Шлицами внутренний конец полуоси соединен с шестерней, установленной в коробке дифференциала. Полуось удерживается в гнезде картера стальной пластиной, прижимающей наружное кольцо подшипников. Пластину вместе с тормозным щитом крепят к торцу фланца наконечриха картера моста четырьмя болтами (рис. 71).
Главная передача, дифференциал, полуоси и ступицы колес в сборе образуют задний мост.
При установке двух задних мостов на некоторых грузовых автомобилях (КамАЗ и др.) применяют межосевой дифференциал, который обеспечивает равномерное распределение крутящего момента по обоим мостам, а также дает возможность вращаться колесам мостов с неодинаковой частотой, когда они при неровностях дороги проходят неодинаковые пути.
Иногда межосевой дифференциал применяют не только для установки двух задних мостов, но и на полноприводных двухосных автомобилях (ВАЗ-2121 «Нива»).
Устройство межосевого дифференциала показано на рис. 72.
Коробка дифференциала соединена наглухо с ведущим валом, который установлен на шарикоподшипнике в крышке, прикрепленной к корпусу. На шлицах ведущего вала гайкой закреплен фланец, соединяемый через карданный шарнир с главным карданным валом. В коробке дифференциала между ее половинами закреплена крестовина с установленными на ней сателлитами. Сателлиты входят в зацепление с боковыми шестернями. Передняя боковая шестерня, сидящая своей ступицей в выточке крестовины, соединена на шлицах со сквозным валом привода второго заднего ведущего моста. Задний конец этого вала лежит в шарикоподшипнике, закрепленном крышкой в задней части картера главной передачи. На шлицах наружного конца вала закреплен фланец крепления переднего карданного шарнира карданного вала привода второго ведущего моста.
Рис. 71. Крепление колеса и полуоси автомобиля ГАЗ-24 «Волга»:
1 — тормозной барабан; 2—диск колеса; 3 — колпак колеса; 4 — маслоуловитель; 5 — винт крепления корпуса сальника; 6 — войлочный сальник; 7— подшипник полуоси; 8 — втулка сальника; 9 — маслоотражатель; 10 — болт крепления колеса; 11 — гайка; 12 — корпус сальника; 13 — пластина крепления подшипника; 14 — винт крепления тормозного барабана; 15— болт; 16 — пружинная прокладка; 17 — пружинное кольцо; 18 — кожух полуоси; 19 — зажимное кольцо; 20 — полуось; 21 — сальник; 22 — тормозной щит; 23 — прокладка; 24 — винт крепления тормозного щита.
Дифференциал в сборе установлен на двух опорах, одной из которых является шариковый подшипник, установленный в гнезде картера дифференциала, а другой— два роликовых конических подшипника ведущей шестерни среднего моста автомобиля, установленных в картере главной передачи среднего моста.
Механизм блокировки межосевого дифференциала установлен в верхней части его картера. Он предназначен для принудительной блокировки дифференциала при движении по скользким и размокшим грунтовым дорогам.
Особенности устройства переднего и среднего ведущих мостов. В среднем ведущем мосту автомобилей повышенной проходимости (рис. 73), как в заднем мосту, есть главная передача и дифференциал.
В связи с тем что передние колеса одновременно являются направляющими, крутящий момент от дифференциала к ступицам этих колес должен передаваться под изменяющимся углом. Концы полуосей при помощи карданов равных угловых скоростей соединены с приводными валами колес.
Кардан равных угловых скоростей состоит из двух фасонных кулаков с овальными канавками, одного центрирующего и четырех ведущих шариков. Центрирующий шарик установлен на пальце, застопоренном шпилькой, проходящей через отверстие в одном из кулаков. Особенность этого сочленения в сравнении с сочленениями карданной передачи, имеющими крестовину, заключается в том, что крутящии момент можно передавать под значительно большим углом (до 35°).
Рис. 72. Межосевой дифференциал автомобиля:
1— фланец; 2— сателлит; 3 — коробка дифференциала; 4 — крестовина дифференциала; 5 — задняя боковая шестерня; 6 — вилка; 7 — муфта блокировки дифференциала; 8 и 10 — роликовые подшипники; 9 — прокладка первого ведущего моста; 11 — картер; 12 — малая коническая шестерня; 13 — большая коническая шестерня главной передачи; 14 — сквозной вал привода второго ведущего моста; 15 и 23 — шариковые подшипники; 16 — фланец; 17 — распорная втулка; 18 — вал; 19—корпус; 20 — гайка; 21 — передняя боковая шестерня; 22 и 24 — крышки; 25 — ведущий вал.
Приводной вал ГАЗ-66 установлен на бронзовой втулке внутри полой поворотной цапфы. Конец вала имеет шлицы, которые входят во фланец, соединенный со ступицей колес шпильками. Ступица установлена на полой поворотной цапфе на двух роликовых конических подшипниках. Поворотная цапфа прикреплена к разъемному корпусу, установленному на конических роликовых подшипниках шкворней. Шкворни приварены к сферической поверхности кожуха полуоси. Для регулировки подшипников шкворней под крышками подшипников установлены регулировочные прокладки.
У автомобиля ЗИЛ-131 два задних ведущих моста. У среднего моста автомобиля ЗИЛ-131 (рис. 74) ведущий вал главной передачи с закрепленной на нем малой конической шестерней сделан сквозным и установлен впереди на роликовом цилиндрическом подшипнике в приливе картера, а сзади на двух конических роликовых подшипниках, корпус которых закреплен во фланце в картере и закрыт крышкой. На обоих наружных концах вала закреплены на шлицах гайками фланцы карданных шарниров карданной передачи привода ведущих мостов. В остальном конструкция среднего и заднего ведущих мостов одинакова.
Рис. 73. Передний ведущий мост:
а — детали карданного шарнира равных угловых скоростей; б — привод к переднему ведущему колесу автомобиля ГАЗ-66; 1 — овальные канавки; 2 — шпилька; 3—палец; 4 — ведущие шарики; 5 — центрирующий шарик; 6 — фасонные кулаки; 7 — фланец; 8 — приводный вал; 9 — поворотная цапфа; 10 — подшипник шкворня; 11 — разъемный корпус; 12 — полуось; 13 — карданный шарнир равных угловых скоростей; 14 — шкворень; 15 — ступица колеса.
Для смазки главных передач и дифференциалов применяют автомобильные трансмиссионные масла.
Для смазки гипоидной передачи необходимо применять специальные гипоидные масла различных марок для легковых и грузовых автомобилей. Нарушение этого правила приведет к выходу из строя передачи.
Для легковых автомобилей применяют гипоидное масло ТАД-17, для грузовых ТС-14 с присадкой Хлорэф-40.
Рис. 74. Средний ведущий мост автомобиля ЗИЛ-131:
1— сапун; 2 — болт-съемник; 3 — крышка; 4 — ведущий вал главной передачи; 5 — малая коническая шестерня; 6 — заливная пробка; 7 — большая коническая шестерня; 8 — роликовый цилиндрический подшипник; 9 — вал; 10 — картер; 11 — малая цилиндрическая шестерня; 12 — корпус; 13 — регулировочные прокладки; 14 — конический роликовый подшипник; 15 — регулировочные шайбы; 16—сателлиты; 17 — крестовина дифференциала; 18—чашка дифференциала; 19 — большая шестерня; 20 — прокладки; 21 — корпус подшипников; 22 — крыш-ка; 23 — фланцы; 24 — конический роликовый подшипник; 25 — регулировочные зд рл ^ — цилиндрический роликовый подшипник; 27 — шестерня полуоси; 2а и 30 — крышки; 29 — конический роликовый подшипник; 31 — регулировочная гайка; 32 — картер заднего моста; 33 — ведущая полуось.
Неисправности главной передачи, дифференциала и ступиц. Основные неисправности — это шум в главной передаче, дифференциале и ступицах при движении автомобиля и утечка масла из картера заднего моста.
Шум возникает из-за нарушения регулировки зацепления шестерен или затяжки подшипников, ослабления крепления и износа деталей и шестерен. Изношенные детали и шестерни заменяют новыми. Нарушенные зацепление шестерен и затяжку подшипников устраняют регулировкой.
Утечка масла чаще всего происходит вследствие износа сальников, порчи прокладок, засорения сапуна, а также из-за ослабления крепления крышек подшипников.
Износ сальников полуосей может привести к попаданию смазки в тормозные барабаны и к отказу работы тормозов, поэтому изношенные сальники нужно заменять.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Главная передача, дифференциал, полуоси (присодные валы) и ступицы ведущих колес"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы