Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство автомобильных дорог

Публикация:
   Гравийно-щебеночные материалы

Читать далее:




Гравийно-щебеночные материалы

Гравий и щебень являются кусковыми каменными материалами. В отличие от зерен щебня зерна гравия не имеют острых кромок.

Гравий (ГОСТ 8268—74)—продукт рассева природных гравийно-песчаных смесей. Используют также искусственный керамзитовый гравий, представляющий собой пористый материал, получаемый вспучиванием при обжиге различных глин или зол тепловых электростанций.

Щебень изготовляют дроблением и сортировкой по крупности горных пород (природного камня) (ГОСТ 8267—75), гравия (ГОСТ 10260—74), валунов, доменных и сталеплавильных шлаков металлургического производства (ГОСТ 3344—73).

Гравий и щебень из природного камня широко распространены. Их применяют в качестве заполнителей для бетона, асфальтобетона и как самостоятельные материалы в дорожном, аэродромном, железнодорожном строительстве.

По размеру зерен гравий и щебень разделяют на фракции. Различают 4 фракции: от 5 до 10; свыше 10 до 20; свыше 20 до 40; свыше 40 до 70 мм.

Помимо этих применяют оптимальные смеси, которые представляют собой состав из гравия (щебня), песка и других грунтов с частицами разной крупности. Содержание частиц определяется условиями получения максимальной плотности смеси и ее назначением.

Качество материала оценивают прежде всего по физико-механическим свойствам горной породы, из которой его изготовляют. Основные свойства — объемная масса, плотность, пористость, влажность, водопоглощение, морозостойкость, прочность на сжатие, удар и истирание.

Объемная масса — это масса единицы объема сухого материала с порами и пустотами. Объемную массу определяют в лаборатории. Объемная масса горных пород, применяемых для производства щебня и гравия, от 0,8 до 2,8 г/см3.

Плотность-— масса сухой породы в единице объема без учета пор и пустот. Плотность горных пород 2,65—2,80 г/см3.

Пористость — степень заполнения материала (породы) порами.

Влажность и водопоглощение характеризуют способность материала впитывать и удерживать воду.

Водопоглощение породы может составлять более 8%.

Морозостойкость характеризует способность материала в насыщенном водой состоянии выдерживать многократное, требуемое по условиям долговечности или срока службы материала, число циклов попеременного замораживания и оттаивания.

Пределом прочности называют наибольшее напряжение, соответствующее нагрузке, при которой происходит разрушение материала. Определяют предел прочности на образцах цилиндрической или кубической формы. Сторона куба равна 5 см.

Предел прочности при сжатии каменных материалов составляет 1400—200 кгс/см2.

При насыщении водой прочность породы снижается.

Прочность на изгиб в несколько раз меньше прочности на сжатие.

Прочность на удар определяют, изготовляя образцы цилиндрической формы диаметром и высотой 25 мм. Испытание проводят на специальном копре. Образец разрушают с помощью гири массой 2 кг.

Прочность на истирание устанавливают на вращающемся горизонтальном круге путем постоянного прижима и подачи кварцевого песка с размером зерен 0,3—0,6 мм. За показатель прочности принимают потерю массы образца на 1 см2 площади образца за 1000 оборотов круга.

Объемную насыпную массу щебеночного материала определяют, взвешивая щебень (гравий) в мерном цилиндре. Перед взвешиванием материал высушивают до постоянной массы. В цилиндр материал насыпают с высоты 10 см до образования над ним конуса. Конус на уровне краев цилиндра срезают.

Объемную насыпную массу определяют два раза и устанавливают среднее значение.

Контроль качества готового щебня и гравия заключается в определении основных показателей: зернового состава, содержания пылевидных, глинистых и илистых частиц, зерен слабых пород, зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм, объемной насыпной массы.

Порядок определения зернового состава по ГОСТ 8269—76 следующий. В зависимости от максимальной крупности зерен берут пробу материала массой от 5 до 50 кг. Просеивают материал через набор сит, промывая водой частицы грунта. Частицы, прошедшие с водой через нижнее сито с отверстиями размером 0,14 мм, отбрасывают. Остатки материала на каждом из сит высушивают до постоянной массы и взвешивают. Остаток материала на каждом сите называют частным остатком.

По результатам просеивания устанавливают наибольшую . и наименьшую крупность зерен. Наибольшая крупность Дшиб соответствует размеру отверстия наибольшего сита, полный остаток на котором составляет 5% от просеиваемой навески. Наименьшая крупность Дюйм определяется размером отверстия наименьшего сита, на котором полный остаток составляет 95%.

Содержание в материале зерен слабых пород определяют, разбирая пробу путем внешнего осмотра с помощью лупы. При сортировке зерен слабые породы выделяют, разламывая руками и разрушая легкими ударами молотка. При царапании иглой на поверхности слабых зерен остаются царапины. Обычно эти зерна имеют округлую форму.

По аналогичной формуле определяют содержание в щебне и гравии пластинчатых и игловатых зерен. Для этого из взятой пробы визуально отбирают зерна, толщина или ширина которых меньше длины в три и более раза. Если визуально трудно определить размеры, пользуются штангенциркулем или шаблоном.

В результате раскладки и уплотнения гравия и щебня машинами изменяется их объемная масса, плотно укладываются зерна материала. В процессе этих операций на дороге объемную массу определяют следующим образом. Делают лунку на ровном участке дорожного полотна путем отбора зерен материала так, чтобы соседние зерна не сдвигались. Выбранные зерна взвешивают. В лунку засыпают сухой песок из мензурки и разравнивают. Насыпанный в лунку песок должен быть на уровне поверхности дороги. Песок разравнивают линейкой. Объем отсыпанного песка устанавливают по делениям мензурки. Разделив массу выбранных и высушенных зерен материала на объем лунки, равный объему песка, определяют объемную массу гравия (щебня).

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Гравийно-щебеночные материалы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства