Для перегрузки сыпучих и мелкокусковых материалов (песок, щебень), а также для экскавации грунта применяются автоматические захваты-грейферы. По количеству лопастей различают грейферы двух-челюстные и многочелюстные. Последние применяются для захвата камней и для отрывки скважин круглого сечения.
По устройству замыкающего механизма различают грейферы одно-канатные, двухканат-ные и моторные.
Двухканатные грейферы могут применяться только при наличии на машине двухбарабанной лебедки, приспособленной для работы с грейфером, одноканатные грейферы — при любом типе крана, а моторные — на кранах с электро-, гидро- и пневмоприводом.
Двухканатный двухчелюстной грейфер (рис. 34) состоит из челюстей, шарнирно соединенных с корпусом нижней блочной обоймы, и четырех жестких тяг, связывающих челюсти с корпусом верхней блочной обоймы или головки. К головке грейфера прикреплен поддерживающий канат (канатный полиспаст) грузоподъемной лебедки. Канат обводится по блокам нижней и верхней обойм, образуя замыкающий полиспаст, и присоединяется ко второму барабану лебедки.
При ослаблении замыкающего каната и удержания грейфера на весу поддерживающим канатом челюсти грейфера под влиянием собственной силы тяжести раскрываются и в таком состоянии опускаются на захватываемый материал (см. рис. 34, а). Натяжением замыкающего каната челюсти грейфера сближаются и захватывают груз (см. рис. 34,6). После полного замыкания челюстей оба каната, навиваемые одновременно с одинаковой скоростью, поднимают закрытый грейфер с захваченным грузом (рис. 34, в).
Рис. 34. Двухканатный грейфер
а — опускание с раскрытыми челюстями; б — захват груза; в—подъем груза; г — опорожнение
Опорожняют двухканатный грейфер при застопоренном поддерживающем (подъемном) и ослабленном замыкающем канате (рис. 34, г).
Сопротивление внедрению челюстей грейфера в материал зависит от физико-механических свойств материала, профиля режущей кромки и геометрической формы челюстей.
Для облегчения внедрения грейфера в материал режущая кромка челюстей скашивается или снабжается зубьями, располагаемыми в шахматном порядке. Для увеличения срока службы рабочая часть челюстей облицовывается накладками из износостойкой стали. Усилие смыкания, которое может быть развито челюстями, зависит от массы грейфера и кратности замыкающего полиспаста. Чем больше сопротивление материала внедрению, тем больше должна быть масса грейфера. При недостаточной силе тяжести грейфер будет плохо внедряться в материал и не полностью заполняться, а при избыточном весе — зарываться в материал.
Силу тяжести грейфера можно менять, навешивая на него или снимая специальные грузы.
Одноканатный грейфер (рис. 35) навешивается на крюк крана при помощи троса, который проходит через отверстие в головке грейфера, огибает блок, расположенный на рычаге, и вторым концом трос закрепляется на головке грейфера, образуя полиспаст.
Рычаг шарнирно связан с правой челюстью при помощи оси. При опускании грейфера в раскрытом состоянии на материал и дальнейшем ослаблении каната рычаг поворачивается на оси и крюком зацепляется за палец нижней траверсы. При подъеме крюка канат стягивает нижнюю траверсу с головкой, вследствие чего происходит сближение челюстей и захватывание материала. Опорожнение однока-натного грейфера на весу происходит при расцеплении крюка с нижней траверсой, что осуществляется рычагом и вспомогательным тросиком или ослаблением подъемного каната после установки грейфера на штабель.
Рис. 35. Схема работы одноканатного грейфера
Рис. 36. Моторный грейфера для длинномерных материалов
а — момент опорожнения; б, в — захват груза; г — перед началом опорожнения опусканием на штабель; д — начало опорожнения на весу
Одноканатные грейферы используются при перегрузке сыпучих и мелкокусковых материалов.
Моторный грейфер (рис. 36) подвешивают к крюку крана за петлю, предусмотренную на его оголовке. Замыкают и раскрывают челюсти грейфера включением моторной лебедки, смонтированной в его оголовке. Ток к электродвигателю подводится гибким кабелем. Моторные грейферы удобны в эксплуатации, но в связи с тем, что на них размещены электродвигатели с замыкающей лебедкой, их нельзя бросать на грунт. Более надежны в эксплуатации грейферы, замыкание челюстей которых производится гидро- или пневмоцилиндрами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грейферы"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы