Устройство и виды. Для ведения работ при строительстве трубопроводов трубоукладчики оснащают специальным грузозахватным оборудованием.
При погрузочно-разгрузочных и монтажных работах используют стальные канатные стропы. В зависимости от конструкции они разделяются на универсальные и облегченные.
Облегченные стропы изготовляют из стального» каната диаметром от 12 до 30 мм с закрепленными на обоих концах крюками или петлями на коушах.
Рис. 110. Облегченные стропы:
а —с петлей, б —с крюком, в — двухветвевой, г — четырехветвевой, д — «удавка», е — строповка труб облегченным стропом; 1 — крюк, 2 — стальной канат, 3 — кольцо, 4 — пеньковый канат
Крюки стропа крепят путем сращивания, т. е. вплетения (кропотливая и трудоемкая работа), чаще сжимами (рис. 111). Для каждого диаметра каната используют сжимы соответствующего размера. В табл. 6 приведены-данные о числе устанавливаемых сжимов на канате и расстоянии! между ними.
Наиболее распространенный облегченный строп состоит из двух пластинчатых крюков (рис. 110, б), каждый из которых соединяется стальным канатом с кольцом. К одному из крюков привязывают пеньковый канат, который позволяет направлять трубу при ее погрузке на трубовозы или разгрузке и укладке на стеллажи.
Рис. 111. Сжимы, используемые для крепления канатных органов строп:
а — угольный, б — рожковый, в — обыкновенный
Строп бывает с двумя, четырьмя (рис. ПО, г) ветвями и более. Длина ветви стропа зависит от длины L (рис. 110, е) труб и угла между ветвями стропа, а его диаметр — от усилия в нем.
Таблица 6.
Число сжимов и расстояние между ними в зависимости от диаметра каната
Для захвата труб и плетей при их подъеме и перемещении трубоукладчиками на трубосварочных базах и при сварке трубопровода в нитку применяют клещевые полуавтоматические захваты для труб диаметром 273 и 355 мм и автоматические для труб диаметром от 529 до 1420 мм. Принцип работы клещевых захватов основан на самозатягивании под действием -силы тяжести поднимаемого груза.
Клещевые полуавтоматические захваты (рис. 112, а, б) состоят из следующих основных деталей: корпуса с приваренными к нему двумя крюками, двух рычагов, двух звеньев, кольца с приваренными к нему ручкой и штырями. Рычаги с корпусом соединены шарнирно осью.
Клещевой захват в процессе работы может занимать два положения: открытое и закрытое. При открытом положении (см. рис, 112,6) рычаги клещевого захвата раздвинуты и штырь, установленный на кольце, заведен в зев крюка. В закрытом положении (см. рис. 112, а) штырь выведен из зацепления с крюком и рычаги охватывают поднимаемую трубу.
Рис. 112. Полуавтоматический клещевой захват в закрытом (а) и открытом (б) положениях:
1 — корпус, 2 — крюк, 3 — рычаг, 4 — звено, 5 — кольцо, 6 — ручка, 7 — штырь, 8 — ось
Клещевой захват в открытом положении подвешивают за кольцо к грузовому крюку трубоукладчика, переносят к поднимаемой трубе (плети) и устанавливают над ее осью. После этого захват опускают на трубу, поворачивают кольцо за ручку, выводят штыри из-под крюков и поднимают клещевой захват вверх за кольцо, которое через звенья воздействует на рычаги, поворачивая их вокруг оси.
При подъеме вверх захват закрывается, рычаги охватывают трубу с боков и прижимают ее к верхней части корпуса. В закрытом положении благодаря большим усилиям, возникающим под действием веса поднимаемой трубы, захват плотно охватывает трубу и трубоукладчик переносит ее в нужное место.
Когда трубу надо освободить, ее опускают на землю, при этом рычаги ложатся на корпус, кольцо под тяжестью ручки само поворачивается и штыри заходят под крюки. Захват автоматически открывается, освобождая трубу. В открытом положении захват поднимают и переносят к следующей трубе для ее подъема и перемещения.
На опорных поверхностях рычагов делают насечку для увеличения коэффициента трения между трубой и опорными поверхностями захвата.
Автоматические клещевые захваты (рис. 113) состоят из сварного корпуса, выполненного из листовой стали, двух рычагов, имеющих в нижней части подвижные опорные лапы, и механизма фиксации, представляющего собой шарнирно соединенную с корпусом неподвижную стойку коробчатого сечения, внутри которой размещены ползун с упором и поворотная звездочка с двумя зубьями.
Рис. 113. Автоматический захват:
1 — корпус, 2 — рычаг, 3 — соединительное звено, 4 — серьга, 5 — ползун, 6 — неподвижная стойка, 7 — труба (плеть), 8 — опорная лапа
Звездочка установлена на оси, которая приварена к неподвижной стойке. Конец ползуна выполнен в виде серьги для подвешивания захвата к крюку трубоукладчика. Рычаги с помощью соединительных, звеньев шарнирно связаны с серьгой.
Автоматический захват, как и полуавтоматический, в процессе работы может занимать два положения: открытое и закрытое. При открытом положении рычаги захвата раздвинуты и неподвижная звездочка механизма фиксации одним из своих зубьев входит в зацепление с ползуном, заклинивая его относительно неподвижной стойки. В закрытом положении звездочка выведена из зацепления с ползуном и рычаги лапами охватывают поднимаемую трубу с боков и прижимают ее к внутренней поверхности корпуса захвата.
При работе автоматический клещевой захват подвешивают в открытом положении за серьгу к грузовому крюку трубоукладчика и устанавливают над осью поднимаемой трубы (плети). Затем захват опускают до тех пор, пока внутренняя поверхность его корпуса не ляжет на трубу. После остановки на трубе корпуса захвата грузовой крюк трубоукладчика продолжают опускать, одновременно под действием собственной силы тяжести опускаются ползун и соединительные звенья. При этом ползун и соединительные звенья будут опускаться, пока упор не выведет звездочку механизма фиксации из зацепления с ползуном и звездочка не займет горизонтальное положение относительно оси трубы и не упрется одним концом в прорезь ползуна, а другим в упор. В этот момент рычаги захвата раздвинутся на максимальную величину.
При подъеме грузового крюка трубоукладчика ползун начинает подниматься вверх и поворачивает нижней кромкой своей прорези звездочку механизма фиксации из горизонтального положения на 90° перпендикулярно оси трубы. По мере движения ползуна с серьгой вверх рычаги, связанные с серьгой соединительными звеньями, постепенно смыкаются, охватывают трубу опорными лапами и прижимают ее к внутренней поверхности корпуса захвата. При смыкании рычагов и подъеме трубы (плетей) возникает вертикальная составляющая сила, которая плотно прижимает трубу (плеть) к корпусу захвата и не позволяет ей выпасть и разомкнуться рычагам захвата при подъеме и перемещении труб (плетей).
При опускании трубы (плети) на землю ползун с серьгой перемещаются вниз, а рычаги под действием собственного веса размыкаются. При этом упор ползуна воздействует сверху на звездочку механизма фиксации, поворачивает ее на 45° относительно оси трубы и вводит зуб звездочки в зацепление с ползуном, заклинивает ползун относительно неподвижной стойки и фиксирует разомкнутое положение рычагов.
Внутренняя поверхность корпуса и опорные лапы автоматических клещевых захватов обшиты алюминиевыми листами. Это позволяет снизить удельные нагрузки на поверхность поднимаемой трубы и не повреждать изоляционное покрытие при подъеме и перемещении изолированных труб. При использовании автоматических клещевых захватов трубы укладывают без стропальщиков, что обеспечивает сокращение ручного труда.
Для изоляционно-укладочных работ трубоукладчики оснащают •троллейными тележками и мягкими полотенцами.
Троллейные тележки удерживают участок сваренного в нитку трубопровода на требуемой высоте, в то время когда по нему проходят самоходные трубоочистные и трубоизоляционные машины. Троллейные тележки в зависимости от диаметра и массы поднимаемого трубопровода делят на несколько типоразмеров. По конструктивному исполнению троллейные тележки бывают с жестким и шарнирным соединением осей вращения катков с подвеской. Кроме того, их подразделяют по числу осей с катками.
Основными элементами троллейной тележки (рис. 114) являются катки, оси подвески и соединительные щеки. Катки выполнены в форме усеченного конуса и установлены на подшипниках.
При жестком соединении осей катков с подвеской в зависимости от диаметров поднимаемого трубопровода катки можно с помощью распорных втулок сближать между собой или расставлять вдоль оси. При шарнирном соединении катки между собой жестко связаны трубой. Это разгружает подшипники качения от осевых нагрузок. Катки вместе с осями соединены между собой через щеки. При шарнирном соединении к щекам через скобы прикреплены подвески, которые верхней петлей подвешивают к грузовому крюку трубоукладчика. Для удобства установки троллейных тележек на трубопровод подвески между собой в верхней части соединяют цепью.
Рис. 114. Троллейная тележка для трубопроводов диаметром 720—11020 мм:
1 — петля, 2 — цепь, 3 — скоба, 4 — подвеска, 5 — соединительная щека, 6 — каток, 7 — ось, 8 — труба, 9 — подшипник
Перед установкой в рабочее положение проверяют исправность основных элементов троллейной тележки, поднимают трубопровод стропом, затем располагают троллейную тележку под трубопроводом так, чтобы оси катков были перпендикулярны оси трубопроводов. После этого откидывают подвески троллейной тележки в обе стороны, опускают трубопровод на катки и, наконец, накидывают петли подвесок на грузовой крюк трубоукладчика.
Подвески троллейной тележки бывают прямой и изогнутой (дугообразной) формы. Подвески прямой формы используют для поддержания трубопроводов диаметром до 500 мм, изогнутой формы — свыше 500 мм.
Для поддержания на весу трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм при ведении изоляционно-укладочных работ используют троллейные тележки специальной конструкции (рис. 115). Они выполнены в виде дугообразной подвески с траверсой, к которой крепят многозвенный шарнирный пояс, охватывающий трубопровод снизу. На многозвенном шарнирном поясе установлены балансиры с закрепленными на концах катками.
Последние модели тележек имеют катки с полиуретановым покрытием для уменьшения контактных напряжений в трубопроводе и возможности перемещения по изолированному трубопроводу.
Мягкие полотенца применяют для подъема и опускания в траншею изолированного трубопровода, а также для подъема изолированных труб или секций труб при их стыковке и сварке в нитку трубопровода.
Рис. 115. Троллейная тележка для трубопроводов диаметром 1220—1420 мм:
1— подвеска, 2 — траверса, 3 — балансир, 4 — каток, 5 — многозвенный шарнирный пояс
Рис. 116. Мягкое полотенце ПМ:
1— поперечина, 2 — металлическая пластина, 3 — лента, 4 — стальной лист, 5 — серьга
При строительстве магистральных трубопроводов используют мягкие полотенца ПМ (рис. 116) разных размеров, соответствующих диаметрам труб, и грузоподъемности.
Основные элементы мягкого полотенца — траверса и лента. Траверса выполнена из стальных листов, концы которых вырезаны в форме крюка. Стальные листы сваркой соединены между собой двумя поперечинами, к которым в верхней части приварена серьга для подвешивания траверсы на крюк трубоукладчика.
Лента состоит из многослойной капроновой обрезиненной ткани. На концах ленты приклеены металлические пластины с отверстиями, через которые ленту подвешивают на крюки траверсы. Размеры отверстий на металлической пластине ленты и форма крюков траверсы обеспечивают быструю и надежную сцепку между ними и легкий разъем. Грузоподъемность мягких полотенец 8… 63 т.
Правила эксплуатации оборудования заключаются в следующем. Новое оборудование до ввода его в эксплуатацию испытывают пробной нагрузкой в течение 10 мин. Для стропов пробная нагрузка должна на 40% превышать массу максимально допускаемого груза, а для клещевых захватов, троллейных тележек и мягких полотенец— на 25%.
Кроме того, не реже чем каждые 6 месяцев оборудование подвергают повторным испытаниям, при которых стропы, захваты, троллейные тележки, полотенца должны выдержать пробную нагрузку также в течение 10 мин без разрывов и заметных местных удлинений канатных прядей.
Согласно требованиям Госгортехнадзора СССР испытанное оборудование должно иметь клеймо или бирку с указанием их грузоподъемности, даты испытания и срока, на который разрешается работа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Грузозахватное оборудование трубоукладчика"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы