Приготовление топливной смеси в бензиновом двигателе (с принудительным воспламенением) может осуществляться двумя различными способами: вне цилиндра с помощью специальных устройств или непосредственно в цилиндре путем раздельной прямой подачи топлива и воздуха. Непосредственный впрыск топлива в цилиндры двигателя имеет ряд преимуществ по сравнению с первым способом, однако имеет ограниченное применение из-за сложности системы питания и ее высокой стоимости. Поэтому больше распространены двигатели с внешним смесеобразованием. В этом случае топливная смесь готовится с помощью карбюратора или путем непосредственного впрыска бензина во впускной патрубок.
В простейшей карбюраторной системе питания бензин механическим или электрическим насосом подается в поплавковую камеру карбюратора, воздушная полость которой соединена с атмосферой. Поплавковая камера обеспечивает постоянный уровень бензина с помощью поплавка, снабженного запорной иглой. Во время такта впуска в диффузоре карбюратора создается разрежение, под действием которого бензин через жиклер засасывается в смесительную камеру. Расход бензина зависит от его уровня в поплавковой камере, размеров жиклера и разрежения в диффузоре. При повороте дроссельной заслонки разрежение в диффузоре изменяется, при этом полному открытию заслонки соответствует максимальный расход топливно-воздушной смеси.
Вытекающий из распылителя 5 бензин под действием воздушного потока распадается на мелкие капли и интенсивно испаряется во впускном патрубке. Часть капель не успевает испариться и попадает в цилиндры двигателя, где под действием высоких температур происходит их дальнейшее испарение. Некоторое количество капель оседает на стенках впускного патрубка и образует сплошную жидкую пленку. Например, на некоторых режимах работы двигателя, до 20…30% топлива, вытекающего из распылителей, оседает в виде пленки. Под действием воздуха пленка двигается к цилиндрам, однако скорость ее перемещения в десятки раз меньше скорости топливно-воздушной смеси. При этом с поверхности пленки испаряются легкие углеводороды, обогащающие топливную смесь.
С увеличением оборотов двигателя время, отводимое на смесеобразование, снижается. Например, в современных высокооборотных двигателях легковых автомобилей время смесеобразования составляет всего 0,01 с. В связи с этим возникают трудности с обеспечением полного испарения топлива, его перемешивания с воздухом и равномерного распределения топлива и топливно-воздушной смеси по цилиндрам двигателя.
Совершенствование систем внешнего смесеобразования привело к созданию разнообразных конструкций устройств питания нового типа с впрыском бензина через электромагнитные форсунки непосредственно во впускной патрубок. По сравнению с карбюраторными двигателями в таких системах питания обеспечивается большая равномерность распределения топливной смеси по цилиндрам, уменьшается сопротивление на впуске и улучшается наполнение цилиндров, достигается более гибкая коррекция состава смеси при изменении режима работы двигателя, создаются предпосылки для оптимального управления двигателем на всех режимах с применением микропроцессорной техники. В результате достигается улучшение топливной экономичности на 12… 18% по сравнению с традиционными карбюраторными системами при значительном снижении содержания ряда вредных продуктов в отработавших газах. Поэтому, несмотря на более высокую стоимость и сложность эксплуатации, системы питания с впрыском бензина получают все большее применение.
При определенных различиях рассмотренных способов внешнего смесеобразования приготовление смеси включает такие общие стадии, как распыливание топлива, его испарение и смешение с воздухом до образования однородной паровоздушной смеси. Все эти процессы протекают одновременно, начинаясь в карбюраторе (или форсунке впрыска) и заканчиваясь в цилиндрах двигателя. Поэтому в обоих случаях качество смесеобразования зависит от таких показателей топлива, как давление насыщенных паров, фракционный состав, теплота испарения, вязкость и плотность. В меньшей степени на процесс смесеобразования оказывает влияние поверхностное натяжение, теплоемкость и коэффициент диффузии паров топлива.
Давление насыщенных паров представляет собой максимальную концентрацию паров топлива в воздухе, при которой устанавливается равновесие между паром и жидкостью. Таким образом, чем выше давление насыщенных паров, тем большее количество паровой фазы содержится в топливно-воздушной смеси, тем легче и быстрее пуск двигателя.
Давление насыщенных паров бензина связано с его составом и зависит от температуры и соотношения паровой и жидкой фаз. Для определения давления насыщенных паров используют два метода: Рейда (по ГОСТ 1756— 52) и Валявского-Бударова (по ГОСТ 6668—53). В первом случае регистрируется давление насыщенных паров бензина в специальной бомбе при температуре 38 °С и соотношении жидкость — пар, равном 1:4. Второй метод заключается в определении изменения объема паровоздушной смеси при нагревании бензина до 38 °С и равном отношении объемов жидкой и паровой фаз.
Под фракционным составом топлива понимается содержание в нем определенных фракций, выраженное в объемной или массовой доле (). В соответствии со стандартом на бензины фракционный состав регламентируется температурами начала и конца разгонки (HP и К.Р), а также температурами, при которых отгоняется 10, 50, 90. Определение фракционного состава выполняется на лабораторном приборе для разгонки нефтепродуктов по ГОСТ 2177—66 и представляется в виде таблицы либо графического изображения кривой перегонки в координатах количество отогнанного бензина V — температура t (рис. 2).
Фракционный состав является важнейшим показателем бензина, оказывающим влияние не только на качество смесеобразования, но и на работу двигателя в целом. Так, наряду с определенным давлением насыщенных паров для надежного пуска холодного двигателя необходимо наличие низкокипящих углеводородов, содержание которых контролируется температурами начала перегонки и разгонки первых 10% бензина. После пуска двигатель должен быстро прогреться, что связано с температурой разгонки 50% бензина (/50). Этот же показатель определяет и хорошую приемистость двигателя — способность обеспечить быстрый разгон автомобиля при резком открытии дроссельной заслонки. Полное испарение бензина в двигателе определяется температурами перегонки 90% (tg0) и конца разгонки (/««). При чрезмерном повышении этих температур тяжелые фракции бензина не успевают испариться и попадают в цилиндры. В результате бензин сгорает неполностью, мощность двигателя падает, а его топливная экономичность ухудшается. Кроме того, происходит разжижение моторного масла и его смывание тяжелыми фракциями с трущихся поверхностей, следствием чего являются повышенные износы деталей двигателя.
Таким образом, в целом облегчение фракционного состава бензина способствует улучшению работы двигателя. Однако при этом необходимо иметь в виду, что чрезмерное снижение /ю приводит к испарению легких фракций уже в трубопроводах или топливном насосе до карбюратора. Образующиеся пузырьки пара создают паровые пробки, нарушающие подачу бензина в карбюратор и ведущие к перебоям в работе, а зачастую даже полной остановке двигателя.
При сравнении процессов смесеобразования различных топлив (например, бензина и спирта) существенную роль играет их теплота испарения (парообразования). Она представляет собой количество тепла, затрачиваемого на испарение единицы массы топлива. Это тепло отнимается от топлива и воздуха, в результате чего температура топливно-воздушной смеси снижается, испарение замедляется и качество смесеобразования ухудшается. Теплоты испарения углеводородных топлив сравнительно невелики — 290…300 кДж/кг, вследствие чего снижение температуры смеси не превышает 15…20 °С.
Вязкость и плотность бензина в наибольшей степени оказывают влияние на его расход через дозирующие жиклеры карбюратора или электромагнитной форсунки.
Плотностью называется масса вещества, отнесенная к единице его объема. Бензины имеют близкие значения плотности, которая с понижением температуры на каждые 10 °С возрастает примерно на 1%.
Вязкость характеризует свойства жидкости оказывать сопротивление течению, т. е. перемещению ее слоев под действием внешней силы. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Единица динамической вязкости представляет собой вязкость такой жидкости, в которой два слоя с размером 1 м2, находящиеся на расстоянии 1 м, под действием силы в 1 Н двигаются с относительной скоростью 1 м/с. В системе СИ динамическая вязкость имеет размерность Паскаль-секунда (П-с). Кинематическая вязкость численно равна отношению динамической вязкости к плотности.
Динамическую и кинематическую вязкость определяют в капиллярных вискозиметрах путем замера времени истечения жидкости определенного объема через калибровочный капилляр.
При снижении температуры вязкость бензина повышается; например, в зимний период по сравнению с летним примерно в 1,5 раза. Это ведет к уменьшению расхода топлива. В то же время плотность бензина возрастает, что, напротив, приводит к росту его расхода. Однако ввиду того что вязкость бензина при снижении температуры изменяется в большей степени, чем плотность, она оказывает преобладающее влияние на расход топлива. В результате при снижении температуры с + 40 °С до -40 °С расход бензина через жиклер уменьшается на 15-20%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Испаряемость бензинов и смесеобразование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы