Топливная система современного дизеля состоит из топливного бака, топливоподкачивающего насоса, фильтров грубой и тонкой очистки, насоса высокого давления и форсунок. Подача топлива в цилиндры дизеля осуществляется под высоким давлением (20… 100 МПа) через форсунки. При впрыске порция топлива попадает в сжатый нагретый воздух, в результате чего после выхода из сопловых отверстий форсунки (распылителей) струя топлива распадается на мельчайшие капли, образуя факел.
Процесс смесеобразования в дизельных двигателях происходит непосредственно в цилиндре, при этом на него отводится короткий промежуток времени — 0,05…0,001 с в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Это время в 10…30 раз меньше продолжительности внешнего смесеобразования в двигателях с принудительным воспламенением. Кроме того, процесс воспламенения топлива носит принципиально иной характер—оно воспламеняется в горячей среде. Поэтому к образованию горючей смеси в дизельных двигателях и ее воспламенению предъявляются специальные требования, выполнение которых в значительной степени зависит от свойств используемого топлива.
Качество смесеобразования в дизеле определяется прежде всего размером капель (тонкостью распыливания) и распределением их по оси и периферии камеры сгорания (факелом распыливания). Параметрами, характеризующими факел распыливания топлива, являются длина конуса факела и его угол.
С уменьшением размера капель топливного факела качество смесеобразования улучшается. Однако при чрезмерном повышении тонкости распыливания происходит торможение топливных струй, ухудшение смесеобразования и снижение экономичности дизеля. В то же время чрезмерное повышение длины факела ведет к осаждению топлива на стенки, ухудшает его испарение и снижает полноту сгорания. Поэтому для обеспечения оптимального протекания процессов воспламенения и сгорания параметры топливного факела должны согласовываться с формой и размерами камеры сгорания.
На смесеобразование влияют главным образом такие свойства топлива, как вязкость, плотность и испаряемость. Значение этих факторов существенно различно для различных вариантов организации работы дизеля.
Наибольшее влияние оказывает вязкость: при ее увеличении размер капель в факеле увеличивается, а распы-ливание и испарение топлива ухудшаются. Сгорание топлива затягивается и становится неполным, ухудшается экономичность двигателя и он начинает дымить.
Чрезмерное снижение вязкости ведет к образованию мелких капель, снижающих длину факела. В результате ухудшается однородность топливно-воздушной смеси, так как часть воздуха не смешивается с топливом.
К вязкости топлива предъявляются определенные требования и для обеспечения нормальной работы топливных насосов высокого давления. Вязкость топлива должна обеспечить его минимальное подтекание через зазоры в плунжерных парах (т. е. не быть слишком низкой) для точной цикловой подачи. В то же время она должна обеспечить хорошее смазывание трущихся пар и их минимальный износ. На основании экспериментальных исследований установлено, что в условиях летней эксплуатации значение вязкости при 20 °С должно находиться в пределах 3…6 мм2/с; зимней—1,8…5; в арктической зоне — 1,5…4 мм2/с.
Плотность дизельных топлив тоже заметно влияет на смесеобразование. При высокой плотности длина факела увеличивается сверх оптимального значения, при слишком низкой — она становится недостаточной для создания однородной смеси. Для товарных дизельных топлив плотность составляет 830…875 кг/м3.
Влияние испаряемости на смесеобразование сказывается в большей степени в дизелях с неразделенными камерами. Облегченный фракционный состав характеризует лучшую испаряемость топлива, которая способствует образованию однородной горючей смеси. Однако при слишком высокой испаряемости на первой стадии горения в течение периода задержки воспламенения в цилиндре скапливается большое количество паров, при воспламенении которых давление резко нарастает и двигатель работает жестко, с повышенными ударными нагрузками. Кроме того, облегчение фракционного состава дизельного топлива ухудшает его воспламеняемость и ведет к трудности пуска двигателя.
Чрезмерное содержание в дизельных топливах тяжелых фракций ведет к ухудшению распыливания, испарения и сгорания топлива. В результате экономичность двигателя снижается, он начинает дымить, а на стенках камеры сгорания и форсунках появляются повышенные отложения. Из-за смывания масла со стенок цилиндров несго-ревшими тяжелыми фракциями топлива износы двигателя повышаются.
Таким образом, как и в карбюраторных двигателях, для дизелей требуется топливо определенного фракционного состава. Начало кипения этого топлива находится в пределах 180…200 °С. Стандартом на дизельные топлива контролируется только две температуры выкипания: 50 и 96% топлива. Первый показатель лишь в какой-то степени характеризует легкость пуска дизеля, второй — ограничивает содержание в топливе тяжелых фракций. Установлено, что оптимальными являются следующие предельные значения 96: для летнего периода эксплуатации 360 °С, зимнего — 340 °С, для арктических условий — 330 °С.
Фракционный состав определяет в значительной степени ресурсы дизельного топлива, т. е. возможные объемы его получения в процессе переработки нефти. Для увеличения ресурсов дизельного топлива используется расширение его фракционного состава как за счет добавки легких бензиновых фракций, так и утяжеления фракционного состава.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Испаряемость, вязкость и плотность дизельных топлив"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы