Материалом для изготовления моделей и макетов служат пластилин, гипс, дерево (липа, ольха). Пластилин представляет собой пастообразную маслянистую массу, размягчающуюся при нагреве и всегда готовую к употреблению. Гипс употребляется порошкообразный, растворяется в воде до получения жидкой тестообразной массы.
Для изготовления модели автомобиля в масштабе 1 : 5 необходимо, кроме пластилина в количестве около 30—50 кг, иметь металлическую разметочную плиту размером не менее 1500X800 мм с начерченной на ней сеткой (размер клеток сетки 40 X 40 мм), уложенную на горизонтальном столе на уровне 1,2 м от пола; большой и малый рейсмусы; «пирамиду» (прямоугольную) высотой около 400 мм металлические угольники; лекала; картон или тонкую фанеру для шаблонов; лопатки, нож и иглы для лепки; плитку для разогревания пластилина; металлическую измерительную линейку; мелкую наждачную шкурку.
Работа с большой массой пластилина утомительна ввиду его большого удельного веса и вязкости (в охлажденном состоянии). Поэтому рекомендуется изготовлять деревянную коробку или болванку, примерно соответствующую внутренним габаритам кузова, взятым с компоновки. Болванку следует установить на точеные деревянные колеса. Тогда работа с пластилином будет упрощена, а количество пластилина будет значительно уменьшено.
Перед началом работы пластилин для размягчения нагревают на плитке и затем толстым слоем его обмазывают болванку модели. После остывания и затвердевания пластилина заготовку модели устанавливают на плите по сетке, снимают ножом излишек пластилина и подгоняют основные очертания модели к контурам, намеченным на предварительном чертеже формы. Для этого с чертежа снимают картонные или фанерные шаблоны. После такой подготовки приступают к скульптурной работе над моделью, пользуясь лопатками, иглами, угольниками, рейсмусами и лекалами. Получающиеся поверхности нужно время от времени заглаживать до блеска и наблюдать, как лежат на них блики. Все подробности модели точно выполняются в пластилине, но для упрощения работы и для получения большего сходства модели с будущим автомобилем целесообразно прочерчивать различные контуры и границы проемов резкими линиями; декоративные накладки, буферы, стекла рекомендуется выделять путем накладывания на соответствующие места полос из бумаги, которая хорошо пристает к пластилину.
Рис. 1. Плита и инструмент для лепки.
Снятие шаблонов с макета и с моделей в малом масштабе может быть произведено на разметочной плите с помощью рейсмусов, линеек и других инструментов, применяемых при разметке литейных моделей. Для удобства работы желательно нанести на макете или модели иглой рейсмуса линии сетки. Еще удобнее снимать шаблоны на приспособлении, состоящем из плиты с начерченной на ней сеткой, П- или Г-образной передвижной по перечины и игл, перемещающихся в отверстиях поперечины. Иглы расположены на расстояниях, соответствующих сетке, и снабжены делениями, позволяющими быстро определять точки поверхности кузова. После такого обмера можно вырезать из толстой фанеры или алюминия шаблон и окончательно подогнать его к макету, а затем обвести на чертеже.
Рис. 2. Нанесение линий сетки на поверхности макета.
Рис. 3. Схема станка для замеров моделей и макетов.
На шаблонах наносится несколько горизонтальных и вертикальных линий сетки, а наружные кромки шаблонов выстругиваются параллельно линиям сетки. Это необходимо для правильной установки шаблонов и для накладывания их на чертеж. При установке шаблонов их положение проверяется отвесом или уровнем, а при накладывании на чертеж следят за тем, чтобы линии сетки, нанесенные на шаблоне, совпадали с соответствующими линиями чертежа и являлись их продолжением.
Очень удобны гипсовые шаблоны. Для их изготовления на макет накладываются пластилиновые стенки, одна из которых совпадает с прочерченной на макете линией сетки. Для усиления будущего шаблона между стенками закладываются один-два стальных прута (проволока), а затем заливается жидкий гипс. После затвердевания гипса шаблон снимается, одна его сторона, подлежащая накладыванию на чертеж, выстругивается, и шаблон готов.
Рис. 4. Большой гипсовый макет:
1 — шаблон; 2—след шаблона; 3—закладка стержня для отвода влаги; 4 — отверстие для отвода влаги; 5 — деревянное основание; 6 — прутья для усиления макета; 7 — обработанная часть макета 8; — плита, 9 — заливка гипса.
Изготовление большого пластилинового макета не отличается от описанного, но все инструменты должны быть большего размера и более прочными.
Следует помнить, что блестящая окраска существенно изменяет вид модели или макета по сравнению с неокрашенными (становятся заметными блики). Пластилин легко окрашивается; модели и макеты рекомендуется окрашивать нитролаком.
Предварительный макет автомобиля в натуральную величину можно изготовить не из пластилина, а из гипса. Для гипсового макета необходимо делать болванку с прибитыми к ней обрезками проволоки, которые закрепляют гипс на болванке. Перед заливкой гипса вокруг болванки устанавливаются по сетке предварительные шаблоны. После заливки и застывания гипса шаблоны снимают (для того чтобы шаблоны не прилипали к гипсу, их смазывают смесью керосина и масла), затем доводят поверхность гипса до размеров шаблонов и приступают к отделке поверхности. Если нужно нарастить на каком-либо участке слой гипса, то имеющуюся поверхность выламывают для получения углублений, которые препятствовали бы выкрашиванию нового слоя. Во время работы раствор гипса должен быть одинаковой густоты.
Гипсовый макет подвергается окраске, но слой краски, препятствуя высыханию гипса, может вспучиваться и отслаиваться. Поэтому в толще гипса делаются каналы для отвода внутрь макета влаги с поверхностного слоя гипса. Для получения каналов в гипс закладываются деревянные круглые стержни, смазанные смесью против прилипания, которые после отливки и высыхания гипса вынимаются, а отверстия заделываются снаружи.
Обработка поверхности гипсового макета производится обычными столярными инструментами и наждачной шкуркой.
Для получения ровной, блестящей поверхности пористую гипсовую отливку тщательно окрашивают несколько раз.
Гипсовый макет может быть использован и как окончательный, но по сравнению с деревянным макетом он имеет ряд недостатков:
а) гипс — сравнительно хрупкий материал, и макет из него не может быть использован как болванка для выбивания деталей и не может быть передвинут на колесах для наблюдения его на различных видах фона;
б) при тщательной окраске деревянный макет имеет лучшую поверхность, чем гипсовый.
Однако изготовление деревянных макетов, в особенности если одновременно изготовляется несколько вариантов формы, значительно удорожает постройку макета, в то время как гипсовые заготовки могут быть отлиты по одной форме. Одновременно с гипсовым макетом изготовляются отдельные деревянные болванки для выбивания по ним деталей опытного образца. Деревянный макет строится после окончательного уточнения формы, если требуется получить полное представление о форме автомобиля до его постановки на производство.
Деревянные модели и макеты выполняются пустотелыми из мягких сортов хорошо высушенного дерева (липа).
Пустотелые макеты больших размеров изготовляются трех видов:
1. Макет без внутренней отделки и оборудования. Такой макет отличается от заполненного своим малым весом.
2. Макет с отделкой и оборудованием, выполненными приблизительно в соответствии с проектом автомобиля, имеющий большее сходство с настоящим автомобилем (без открывающихся дверей).
3. Макет с полной отделкой, с настоящими сиденьями, приборами, обивкой и с открывающимися дверями (достаточно сделать открывающимися двери только с одной стороны). Такой макет в связи с его сложностью и высокой стоимостью обычно выполняется после окончательного уточнения формы и компоновки. Его изготовление целесообразно, если конструкция принята для серийного или массового производства; макет в этом случае служит образцом, утверждаемым к производству.
Помещение для постройки макетов натуральной величины должно быть достаточно просторным, чтобы скульптор и наблюдатель могли рассматривать макет с разных точек зрения на расстоянии не менее 10 м. Наблюдение макета в сравнительно небольшом помещении может быть облегчено установкой макета на поворотный круг, конструкция которого должна обеспечивать нормальное положение макета по отношению к полу помещения. В помещении для макетов желательно иметь большие окна и лампы рассеянного дневного света.
Наблюдение макета наиболее удобно в естественных условиях — на дороге, около зданий и т. д., поэтому готовый макет должен иметь вращающиеся колеса, достаточную прочность, скрытые буксирные крюки.
Колеса для больших макетов обычно используются от настоящих автомобилей, для моделей — вытачиваются из дерева или алюминия.
Хромированные наружные детали автомобиля (буферы, накладки, ручки и т. п.) могут быть сделаны для моделей и макетов из дерева, гипса или пластилина с последующей окраской или металлизацией и полировкой; из алюминия, легко поддающегося обработке и полировке; из стали или чугуна с последующим хромированием и полировкой.
В окна модели или макета должны быть вставлены стекла с подкладкой из светлой бумаги или с окраской их с внутренней стороны, если макет не пустотелый.
Для оценки формы автомобиля по модели в уменьшенном масштабе желательно устанавливать модель на высокой подставке. Рекомендуется иметь одну-две скульптурные фигуры людей, выполненные в том же масштабе, что и модель. Наилучшее представление о будущем автомобиле на основании модели дает фотография с модели, снятая с большого расстояния. Такая фотография почти полностью исключает неправильное впечатление, создающееся в результате непосредственного наблюдения уменьшенной модели автомобиля.
Модели для аэродинамических исследований изготовляются из дерева пустотелыми, как можно более легкими. На модели предусматривается площадка для крепления державки или крючки для подвески. Модель тщательно полируется и лакируется или окрашивается в темный цвет, если необходимо производить фотографирование картин обтекания.
Макеты внутренней арматуры и приборов выполняются из гипса в натуральную величину, отделываются и окрашиваются в соответствующие цвета.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изготовление моделей и макетов автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы