Отечественная промышленность выпускает около сорока типов тракторов, в основном — дизельных, мощность которых достигает 250 кВт. В строительстве тракторы используют в качестве транспортных машин, а чаще всего как специальные машины с различным навесным или прицепным оборудованием, которое позволяет выполнять механизированным способом многие тяжелые и трудоемкие работы. Тракторы являются базой для таких специальных строительных машин, как бульдозеры, роторные экскаваторы, трубоукладчики, кабелеукладчики, рыхлители и многие другие.
По способу передвижения тракторы разделяют на гусеничные и колесные. Гусеничные тракторы характеризуются относительно низким удельным давлением на грунт 35—50 кПа, поэтому они более пригодны для работы на грунтах с низкой несущей способностью (разбитые дороги, грязь, болотистые местности). Однако гусеничные тракторы значительно тяжелее колесных, т. е. более материалоемки, сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации. Колесные тракторы изготовляют с колесами на пневматических шинах. Эти тракторы предназначены для работы на пахотных землях, умеренно влажных почвах, грунтовых и шоссейных дорогах и т. д. Они меньше разрушают дорожные покрытия и меньше затрачивают мощности на передвижение. Вместе с тем эти преимущества колесных тракторов утрачиваются при работе на грунтах с пониженной несущей способностью.
Для изготовления трубоукладчиков используют преимущественно гусеничные тракторы, более пригодные для работы в тяжелых дорожных условиях благодаря меньшим, чем у колесных тракторов, удельным давлениям на грунт. Эти тракторы, как правило, тяжелее колесных, что имеет существенное значение для обеспечение устойчивости трубоукладчика при работе.
Основные сборочные единицы гусеничного трактора — двигатель, силовая передача, ходовое устройство и механизм управления. Кроме того, тракторы, применяемые для изготовления трубоукладчиков, снабжены механизмом отбора мощности, гидравлической системой для управления навесным оборудованием (в ряде случаев), электрооборудованием для освещения, гидро- или пнев-мосистемой для сервоуправления машиной.
При движении с высокой скоростью тракторы подвергаются тряске из-за неровностей дорог или почвы и неравномерного соприкосновения с ней гусениц. Для уменьшения этого вредного явления и во избежание нарушения работы механизмов трактора общего назначения тележки гусениц соединены с рамой посредством специальных устройств: рессор, торсионов и т. п.
Основное требование к конструкции ходового устройства трубоукладчика — наличие жесткой связи тележек с рамой. Только в этом случае трубоукладчик будет иметь наибольшую устойчивость против опрокидывания, поэтому на нем отсутствуют рессоры.
Для повышения устойчивости трубоукладчика, кроме того, увеличивают колею тракторной базы. Для этого гусеничные тележки ходового устройства на трубоукладчиках удаляют на максимальное расстояние одну от другой, ограниченное вписываемостью в габарит погрузки железной дороги.
При работе трубоукладчик воспринимает сложные внешние нагрузки, приложенные к расположенной сбоку стреле. Поэтому при движении с грузом ходовое устройство этой машины нагружается иначе, чем у общестроительных машин, что требует повышенной площади соприкосновения машины с грунтом. Только в этом случае с ростом номинальной грузоподъемности трубоукладчика и сопутствующим ростом его собственной массы можно сохранить относительную проходимость и маневренность машины. Для увеличения площади опирания трубоукладчика на грунт удлиняют его ходовые тележки, а иногда увеличивают и ширину гусениц.
При работе в составе изоляционно-укладочной колонны трубоукладчик должен двигаться со скоростями, меньшими, чем у тракторов, и иметь тягу, превышающую тракторную. С этой целью на трубоукладчиках применяют ходоуменыпитель или вводят дополнительные пары в передачу хода. Наличие пониженных по сравнению с тракторными скоростей позволяет трубоукладчику двигаться с полной нагрузкой на крюке.
На трубоукладчике Т-3560М снижение скорости и повышение тяговых свойств обеспечены введением в силовую передачу ходо-уменьшителя.
Трактор Д804МХЛ, используемый в качестве базы этого трубоукладчика, отличается от основного трактора Т-180 нижней рамой, которая выполнена повышенной прочности и большей ширины для увеличения колеи трубоукладчика. Кроме того, подвеска нижней рамы жесткая.
При изготовлении трубоукладчика ТГ-201 в ходовое устройство базового трактора Т-130 вводят жесткую нижнюю раму, на которую устанавливают опорные и поддерживающие катки гусениц и на которую опирают лонжероны полурамы трактора. Кроме того, применены уширенные гусеницы. При этом продольные и поперечные балки нижней рамы выполнены удлиненными для увеличения длины (базы) ходового устройства и колеи трубоукладчика, что, в свою очередь, потребовало установки дополнительных опорных и поддерживающих катков, смещения назад ведущих звездочек гусениц (чтобы сохранить положение общего центра тяжести), добавления нескольких пар звеньев в гусеничную цепь, введения добавочных пружин в механизмы натяжения гусениц.
Для снижения скорости передвижения трубоукладчика и увеличения его тяговых качеств применяют бортовые редукторы, в каждом из которых установлена дополнительная зубчатая пара.
В ходовом устройстве трубоукладчика ТО-1224Г (рис. 1) использован базовый болотоходный трактор Т-130Б. Грузоподъемность этого трубоукладчика позволяет использовать трактор с минимальными изменениями. У трубоукладчика сохранена колея трактора, поэтому изменение в ходовом устройстве сводится к замене упругой подвески на жесткую. Для этого поперечную балансирную рессору, поддерживающую продольные лонжероны полурамы, заменяют жестко укрепленными поперечными связями. Тем самым исключается вертикальное смещение продольных тележек и одна относительно другой вокруг оси задних кулаков.
Рис. 1. Ходовое устройство трубоукладчика на базе болотоходного трактора Т-130Б:
1 и 13 — правая и левая гусеничные тележки, 2, 3 — жесткие поперечные связи, 4 — раскосы, 5 — кулаки, 6 — концевой подшипник опорной полуоси, 7 — механизм натяжения гусеницы, 8 — регулировочный винт механизма натяжения, 9 — поддерживающие кронштейн регулировочного винта, 10— направляющее колесо, Л —гусеница, 12 — снимаемая балансирна» рессора, 14 — опорные плиты передней поперечной связи
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Изменения, вносимые в тракторы при изготовлении трубоукладчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы