Канаты бывают стальные и пеньковые. Стальные канаты делают из проволок, которые свивают в пряди, навиваемые на пеньковый сердечник. В тех случаях, когда направление свивки проволок в прядях и прядей в канатах совпадает, свивка называется односторонней, в противоположных — крестовой. Пеньковый сердечник каната пропитывается канатной мазью, которая, выдавливаясь из него под действием нагрузок, смазывает проволоки. Канаты широко применяют в рабочих органах кранов, экскаваторов для перемещения грузов и др. Пеньковые канаты используют, как вспомогательные средства для крепления и оттягивания грузов. Срок службы каната зависит от диаметра огибаемых им блоков и барабанов и повторности включений. По существующим нормам минимальные отношения диаметров блоков и барабанов к диаметру каната должны быть в пределах 16… 20. Критерием негодности каната является число обрывов проволок на шаге свивки и износ (обрыв) части проволок.
Маркировка канатов включает в себя: указания по характеру касания проволок — точечное (ТК) или линейное (ЛК). При точечном касании пряди канатов свиты из проволок одного диаметра, при линейном — разного. Канаты типа ЛК более гибки, прочны, износостойки. В индексах канатов также указывается буква О при одинаковом диаметре проволок в слоях пряди или буква Р при разных диаметрах. Кроме того, в индексе указывается число прядей, количество проволок в каждой из них, наличие органического сердечника. Например, индекс ЛК-Р 6×19+1 о. с. означает, что канат линейного касания, с различными диаметрами проволок в рядах, состоит из шести прядей по 19 проволок в каждой, имеется органический сердечник.
Блоки — укрепленные на оси колеса, служащие для изменения направления движения канатов в грузоподъемных механизмах и строительных машинах. Система подвижных и неподвижных блоков, последовательно огибаемых канатом, называется полиспастом.
Полиспаст дает выигрыш в силе и проигрыш в скорости подъема, величины которых зависят от кратности полиспаста. Кратность определяется числом грузовых ветвей каната, на которых подвешена обойма подвижных блоков (рис. 2.16).
Диаметр каната, соответствующий определенному разрывному усилию, выбирается по специальным таблицам с учетом конструкции каната и механических свойств его проволок по ГОСТу.
Рис. 2.16. Полиспасты:
а — двукратный; б— трехкратный; 1 — барабан лебедки; 2—обойма неподвижных блоков; 3 — крюковая обойма
Ответственным моментом является крепление канатов к крюкам, опорам, к барабанам лебедок и опорам металлоконструкций. В первом случае на концах канатов заделывают петли, которые получают путем огибания канатом стального кольца — коуша (рис. 2.17, а). В этом случае конец каната длиной больше 300 мм крепят к основной ветви путем заплетки или с помощью не менее трех специальных зажимов (рис. 2.17, г). Канаты прикрепляют к петле также с помощью закладных клиньев (рис. 2.17, б). Надежно применение конической втулки (рис. 2.17, в), внутрь которой вводят конец каната, распускают его, концы отдельных проволок загибают, а затем внутрь втулки заливают расплавленный свинец.
Рис. 2.17. Детали крепления стальных канатов
Конструкции креплений канатов к барабанам лебедок могут быть различными. Применяются крепления с помощью зажимного клина (рис. 2.18), помещаемого в теле барабана, наружных прижимных планок или желобчатой закладной чеки, находящейся внутри барабана и прижимаемой к канату винтами.
Для снижения нагрузки на“детали крепления при сматывании каната на барабане должно оставаться не менее двух витков.
Наименьший допустимый диаметр барабана (м)
Рис. 2.18. Способы крепления каната к барабанам: а — зажимным клином; 6, в—прижимными планками; г —закладной чекой и болтами;
1 — клин; 2 — прижимные планки; 3 — чека; 4 — болты
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канаты, блоки, полиспасты"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы