Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство кранов

Публикация:
   Канаты и способы их крепления

Читать далее:




Канаты и способы их крепления

Стальные канаты. На кранах с помощью стальных канатов приводятся в движение рабочие органы: крюковая подвеска, грузовая тележка, полиспастные обоймы (изменения вылета, выдвижения башни, подъема крана). Канаты служат основной частью грузозахватных приспособлений.

Канаты (ГОСТ 3241-80) свивают из круглой проволоки диаметром 0,5…2 мм.

По конструкции канаты бывают одинарной, двойной и тройной свивки. При одинарной свивке канат свит по спирали непосредственно из проволок. Вокруг одной центральной проволоки навито шесть таких же проволок. Количество проволок в слое и количество слоев может; быть различное. При двойной свивке проволоки вначале свивают в пряди, а пряди — в канат. При тройной свивке канат свивают из стренг, представляющих собой канаты двойной свивки. Между прядями (стренгами) каната проходит сердечник.

По материалу сердечника различают канаты с органическим (обозначается о.с.) из натуральных или синтетических волокон и металлическим сердечниками (м.с). На кранах обычно применяют канаты с органическим сердечником, пропитанным смазочным материалом. Такой канат более долговечен, так как благодаря выдавливаемому из сердечника смазочному материалу снижается трение между проволоками и прядями.

По форме поперечного сечения канаты бывают круглые и плоские. На кранах обычно применяют круглые канаты.

По форме поперечного сечения прядей различают канаты круглопрядные (рис. 31, д) и фасоннопрядные, у которых сечение прядей отличается от круглого — может быть эллипсное, Z-образное и т. п.

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты: с точечным касанием проволок между слоями (ТК); с линейным касанием проволок между слоями (ЛК); с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди (ЛК-О); с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди (ЛК-Р); с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных дна метров и слои с проволоками одинакового диаметра (ЛК-РО); с комбинированным точечно-линейным касанием проволок (ТЛК).

Рис. 31. Стальные канаты:
сечения канатов: а — одинарной свивки, б — двойной, в-тройной; внешний вид канатов: г. — крестовой свивки, б- односторонней, е — комбинированной; ж -измерение диаметра; V — проволоки, 2 — прядь, 3, 5 — сердечники, 4 — канат двойной свивки (стренга); AS — шаг свивки

По способу свивки канаты подразделяются на нераскручивающиеся (Н) и раскручивающиеся (Р). Не раскручивающиеся канаты получаются, когда при свивке проволок в пряди и прядей в канат снимаются внутренние напряжения, возникающие в проволоке при свивке. Это достигается преформацией, т.е. приданием проволочным прядям такой спираль, ной формы, которую они должны принять в канате после свивки. При этом канат не раскручивается и его не при> ходится перевязывать на концах при рубке. Такие канаты удобны в эксплуатации, так как они меньше крутятся под нагрузкой и имеют большой срок службы благодаря гибкости.

По направлению свивки наружного слоя канаты бывают правой и левой свивки (рис. 31, г. д, е) (канаты оравой свивки не имеют условного обозначения, левая свивка обозначается буквой Л). В канатах одинарной свивки определяется направление свивки наружных проволок, двойной- прядей, тройной-стренг.

По сочетанию направлений свивки каната в целом и его элементов для канатов двойной и тройной свивки различают следующие виды свиэки. Крестовая свивка получается, когда направление свивки каната и направление свивки стренг или прядей, входящих в этот канат, противоположны (рис. 31.?) (такая свивка в обозначении каната не указывается). Канаты тройной свивки изготовляют только крестовой свивки.

В тексте стандарта-сортамента на канат указывается, какие канаты изготавливают по этому стандарту, например в ГОСТ 2688-80:грузовой -Г; по механическим свойствам проволоки -высшей марки В, первой марки 1, второй марки 2; по виду покрытия поверхности проволоки-из проволоки без покрытия (не обозначается), из оцинкованной проволоки; для особо жестких агрессивных условий работы, из оцинкованной проволоки для жестких агрессивных условий работы-Ж. для средних агрессивных -С.

В технической документации крана (паспорте, техническом описании) дается условное обозначение каждого каната, установленного на кране, например для КБ-403А: грузовой канат 24-Г-1 -Л-О-Н-1764-U80) (ГОСТ 268S-80). что расшифровывается так: диаметр наружный 24 мм (определяется, как показано на рис. ЗК.ис), Г-грузовой. 1-первой марки по механическим свойствам проволоки, из проволоки без покрытия (не обозначается). Л — левой. О -односторонней свивки, Н-нераскручивающийся, 1764 МПа (180 ктс/мм2) — временное сопротивление разрыву (маркировочная группа).

При замене износившегося каната новый выбирают в соответствии с указаниями паспорта. Если приходится использовать канаты, не приведенные в паспорте, их прочность предварительно проверяют расчетом по формуле P/S>K, где Р- разрывное усилие каната в целом, принимаемое по таблице стандарта в соответствии с указанной в сертификате на новый канат маркировочной группой (160, 180, 200; для одного и того же> размера и конструкции каната разрывное усилие может быть различным в зависимости от прочности проволок, из которых изготовлен канат: чем больше предел прочности проволок, тем больше разрывное усилие каната, и, следовательно, может быть использован канат меньшего диаметра для подъема одного и тго же груза); S- наибольшее натяжение ветви каната определяется расчетом и зависит of грузоподъемности крана, типа, кратности полиспаста и его к.п.д.; К коэффи-циен i запаса прочности — число, пока бывающее, во сколько раз нагрузка, разрывающая канат, должна превышать допус-скаемую нагрузку на канат; коэффициент определяют по нормам Правил Госгортехнадзора (3, 5…9).

Канаты из органических материалов. В зависимое!и от материала различают канаты: пеньковые, сизальские, хлопчатобумажные, из органических, минеральных или синтетических волокон. Канаты изготовляют свивкой не менее трех прядей в правую сторону, а пряди -скручиванием пряжи (каболок) в левую. Канатную пряжу (каболки) получают прядением длинного чесаного волокна и скручиванием в правую сторону.

В зависимости от качества применяемого сырья канаты изготовляют нескольких групп: специальные, повышенного качества и нормальные. Пеньковые канаты, кроме того, бывают бель-ные (несмоленые) и пропитанные, т.е. изготовленные и з просмоленных пеньковых прядей.

Пропитанные канаты используют в качестве органических сердечников в стальных канатах. Пеньковые и другие канаты из органических материалов применяют для изготовления стропов и грузовых сеток, па кранах ими пользуются как оттяжками при монтаже громоздких грузов и ручном подъеме инструментов и деталей при ремонтных и монтажных работах. Вольные канаты более гибкие и удобные в работе. Однако они подвержены гниению и, намокая, теряют прочность. Эти канаты нужно хранить в сухом помещении, предохранять от увлажнения, просушивать. Пропитанные канаты более надежны в эксплуатации.

Способы крепления канатов. На кранах и в грузозахватных приспособлениях канаты крепят различными способами.

Иа осях (пальцах) канат заделывают петлями. Петля на зажимах (рис. 32, о) выполняется в такой последовательности. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец должен быть длиной не менее диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш, выбранный в соответствии с диаметром каната. Конец каната вместе с рабочей его частью соединяют зажимами. Число зажимов определяют при проектировании и указывают в эксплуатационной документации, но должно быть не менее трех.

Рис. 32. Крепления концов стального каната:
петлями: а — на зажимах, б — с заплегкой, в — с гильзоклиновой заделкой; во втулках; г. — клиновой, — конусной с заливкой, е — конусной с клиньями-вкладышами; на барабане; ж — клином, з — прижимными планками на торце; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3, 7 скобы, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 -шпонка, 9 — гильза, 10, 13 — втулки, 11, 14, 17 — клинья, 12 чажим, 15, 16 — клинья-вкладыши, 17 -прижимная планка

Расстояние (шаг) между зажимами и длина конца 1 каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.

Любой зажим состоит из скобы с резьбой на концах и фрезерованной, кованой или литой колодок. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца V, вставляют колодки и затягивают гайки. Применяют также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на Уз диаметра.

Петля с заплеткой (рис. 32, о) аналогична предыдущей, но загнутый конец каната расплетен на пряди, каждая из которых несколько раз пропущена (прошита) через прокол между нерасплетенными прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговаривается Правилами Госгортехнад-зора и должно быть, например, не менее четырех для канатов диаметром до 15 мм не менее пяти для канатов диаметром 15…28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната, а количество проволок в пряди при последнем проколе уменьшают вдвое, обрезая половину проволок в пряди.

Петля с гильзоклиновой (втулочно-шпоночной) заделкой (рис. 32, в) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку), затем делают петлю и свободный конец каната протаскивают обратно через то же отверстие. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку и коуш. Шпонку вместе с канатами протаскивают обратно примерно до середины гильзы. Затем втулку опрессовывают в обжимках без нагрева.

В клиновой конусной втулке (рис. 32, г) канат заделывают так. Его пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин, свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают до отказа. Для этого конец каната соединяют зажимом и тянут за рабочий конец каната.

В конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 32, д) или с клиньями-вкладышами (рис. 32, е) заделывают канат большого диаметра на кранах большой грузоподъемности, В первом случае конец каната заводят в предварительно залуженную втулку, расплетают пряди, обезжиривают и лудят проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючкой. Затем нагревают втулку до 230…240°С и в вертикальном положении заливают ее расплавленным металлом.

При заделке клиновыми вкладышами пряди расплетенного каната распределяют во втулке концентрическими окружноетями. В центр вставляют центральный клин, затем между проволоками первого кольца -прямые клинья. Следующая окружность составляется из секторных клиньев и т. д.

Рис. 33. Узлы и петли из стальных канатов:
а- прямой (крестовый), 6 — беседочный (морской), в — простой штык (двойной), г-мертвая петля, д- обыкновенная петля, е — плоский; 1 — нерабочий коней, 2 — зажим, 3 — рабочая ветвь

На барабанах лебедок канаты крепят клином в конусном гнезде (рис. 32, ж), прижимными планками 18 (рис. 32, з), расположенными на торцовой поверхности реборды или на самом барабане.

Концы канатов соединяют петлями и узлами (рис. 33, а…ё) для временного крепления при монтажных работах. Чтобы канат при этом не деформировался и не нарушалась его структура, внутрь узла часто вставляют деревянный вкладыш.

Прямым (крестовым) узлом связывают два конца каната одинакового диаметра. Нерабочие концы канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси рабочих (тяговых) ветвей, а оба конца одного каната выходить вместе из петли второго. На концы канатов ставят зажимы, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева. Беседочным (морским) узлом, простым штыком (двойным узлом), мертвой и обыкновенной петлями крепят к колоннам, столбам и другим конструкциям временные оттяжки или стропы поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда соединение нужно развязывать, а мертвую петлю — для затяжки. Плоским узлом связывают два каната разной толщины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Канаты и способы их крепления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства