Крутящий момент от коробки передач к заднему мосту передается карданной передачей, включающей в себя два трубчатых вала, соединенных между собой карданом. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через эластичную муфту и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах; задний конец переднего вала установлен в прикрепленной к поперечине упругой опоре с шариковым подшипником. Промежуточная опора поддерживает среднюю часть карданной передачи и поглощает ее вибрацию.
Рис. 1. Продольный разрез карданного вала по эластичной муфте и по промежуточной опоре:
1 — болт о гайкой крепления эластичной муфты к коробке передач; 2 — эластичная муфта; 3 — фланец переднего карданного вала; 4 —пробка отверстия смазки; 5 — передний карданный вал; б — балансировочные пластины; 7 — сальник фланца переднего карданного вала; Я — обойма сальника; 9 — установочные метки; 10 — центрирующая втулка; 11 — центрирующее кольцо; 12 — упругая промежуточная опора; 13 — шариковый подшипник; 14 — стопорное кольцо; 15 — пылеотражатели; 16 — гайка крепления вилки переднего карданного вала; 17 — задний карданный вал; 18 — вилка переднего карданного вала; 19 — гайки крепления поперечины опоры к кузову; 20 — поперечина; 21 — шайбы; 22 —резиновые втулки; 23 — болты крепления упругой опоры к поперечине
Задний карданный вал, оканчивающийся приваренными к нему карданными вилками, соединен через кардан и фланец с задним мостом. Карданы позволяют передавать крутящий момент к заднему мосту, несмотря на его колебания из-за неровности дороги.
Снятие, установка и разборка
Снятие. Установить автомобиль на подъемник или осмотровую канаву. Отпустить ручной тормоз, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, вывесить задний мост так, чтобы заднее колесо могло свободно вращаться.
Отвернуть гайки крепления кронштейна безопасности к полу кузова и снять кронштейн.
Установить на эластичной муфте хомут А.70025 и отсоединить ее от фланца коробки передач, отвернув гайки и сняв соответствующие болты. Вал при этом должен легко поворачиваться.
Отвернуть гайки болтов крепления заднего карданного вала; отсоединить оттяжную пружину уравнителя тросов ручного тормоза, отвернуть гайки крепления поперечины промежуточной опоры к полу кузова и вынуть валы в направлении передней части автомобиля.
Установка карданной передачи на автомобиль осуществляется в следующей последовательности: ввести карданный вал в туннель пола кузова спереди и соединить его с фланцем ведущей шестерни главной передачи; прикрепить промежуточную опору к кузову; передний вал с эластичной муфтой соединить с ведомым валом коробки передач; установить кронштейн безопасности; закрепить стяжную пружину уравнителя троса ручного тормоза.
При сборке убедиться в совпадении монтажных меток. Совпадение меток соединенных деталей сохранит неизменной балансировку вала. Затяжку гаек и болтов крепления карданных валов в сборе выполнять динамометрическим ключом, обеспечивая моменты затяжки, указанные в приложении II.
Рис. 2. Снятие промежуточной опоры с переднего карданного вала:
1 — шлицевой конец переднего карданного вала; 2 — промежуточная упругая опора; 3 — подкладные полукольца; 4 — пуансон пресса
Рис. 3. Снятие вилки с переднего карданного вала:
1 — съемник А.40005/1/5; 2 — лапки еъемни-ка; а—вилка переднего карданного вала; 4 — передний карданный вал
Разборка. Перед разборкой необходимо очистить и вымыть карданные валы. Нанести метки взаимного расположения разделяемых при дальнейшей разборке деталей для соединения их в том же положении.
Установить в тиски передний карданный вал; снять стопорные кольца игольчатых подшипников щипцами А.81101; выпрессовать съемником А.40005/1/5 игольчатые подшипники карданного шарнира, соединяющего валы, и снять обоймы с резиновыми уплотнителями. При разборке следить затем,чтобы не потерять ни одной иглы и не перепутать иглы одного подшипника с иглами другого.
Отвернуть гайку крепления карданной вилки к переднему валу; снять вилку съемником А.4005/1/5; под прессом с помощью подкладных полуколец снять промежуточную опору с переднего вала в комплекте с подшипником и пылеотражателями.
Для разборки промежуточной опоры необходимо снять стопорное кольцо подшипника щипцами А.81101, затем с помощью съемника А.40005/2/4/11 выпрессовать подшипник из опоры.
Проверка технического состояния и ремонт
Для проверки эксцентричности отдельно проверить биение переднего и заднего валов, придерживаясь следующих указаний.
Передний вал. Установить передний вал на центрах стенда Пр. 5052/ 1 и, проворачивая, проверить биение, которое не должно превышать: на трубе, на расстоянии 70 мм от концевых сварных швов,— 0,35 мм; на переднем конце около шлицевой части — 0,15 мм. Контролировать зазор в шлицевых соединениях. Предельно допустимый зазор — 0,30 мм.
Задний вал. Установить задний вал на стенде Ар.5052/1; для установки вала необходимо прикрепить на каждом его конце фланцы и, проворачивая вал, проверить биение, которое не должно превышать: на трубе, на расстоянии 70 мм от концевых сварных швов,— 0,35 мм; на наружном торце заднего фланца — 0,10 мм.
При обнаружении биения, превышающего допустимые пределы, необходимо выправить валы. Операцию правки выполнять посредством пресса. При большом биении рекомендуется вал заменить.
При обнаружении дисбаланса в распределении массы по отношению к оси вращения вала прикладывать мастику там, где необходимо уравновешивание, после чего аккуратно приваривать металлические пластинки (вместо мастики), соблюдая точно соответствие массы и расположение грузиков.
Рис. 4. Снятие подшипников с упругой опоры:
1 — планка А.40005/2; 2 — лапки A.40005/I1; 3 — съемник А.40005/4; 4 — лапки; 5 — упругая опора
Карданы. Проверить состояние стаканов подшипников, игл, шипов крестовин и уплотнительных колец с обоймами. При необходимости заменить изношенные или поврежденные детали.
Проверить, не осталось ли в смазочных отверстиях крестовин загустевшей смазки.
Проверить величину осевых зазоров между торцами крестовин и стаканами. Проверка и регулировка зазоров описаны ниже.
Промежуточная опора. Прижимая внутреннее кольцо к наружному, проворачивать в обоих направлениях внутреннее кольцо; подшипник должен вращаться плавно и без шума.
Если подшипник изношен или поврежден, заменить его новым.
Проверить исправность и отсутствие деформации промежуточной опоры; если необходимо, заменить ее новой.
Сборка
При сборке карданных валов операции проводятся в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих указаний.
На шлицевые соединения нанести смазку ФИОЛ-1.
Гайку крепления вилки переднего карданного вала затянуть моментом 9,5 кгс – м, после чего гайку зачеканить.
Для сборки промежуточной опоры запрессовать подшипник, смазанный смазкой ЛИТОЛ-24, в опору, используя оправку А.70045, и установить в проточке опоры стопорное пружинное кольцо подшипника.
Надеть на задний конец переднего карданного вала пылеотражатель, затем с помощью оправки А.74035 запрессовать опору с подшипником и надеть второй пылеотражагель.
Рис. 5. Монтаж подшипника на упругой опоре
Рис. 6. Монтаж упругой опоры на передний карданный вал,
1 — оправка А.74035; 2 — упругая опора: 3 — задняя часть переднего кардачного вала
Рис. 7. Сборка карданного шарнира:
1 — карданная вилка; 2 — упорное кольцо; 3 — стакан подшипника; 4 — уплотнение; 5 —шип крестовины, б —игла подшипника; 7 — мерный щуп
Напрессовать на вал вилку переднего карданного вала и закрепить ее гайкой, как указано выше.
При сборке кардана необходимо выполнить следующее.
Заполнить полости в шипах крестовины и смазать внутреннюю поверхность стаканов (0,3—0,45 г) смазкой ЛИТОЛ-24. Шипы крестовины покрывать смазкой не следует, так как при сборке может образоваться воздушная подушка. Вставить шипы крестовины в вилку, предварительно установив на них обоймы с уплотнительными кольцами.
Собрать два подшипника в комплекте с иглами, следя за тем, чтобы иглы одного подшипника не попали в другой. Разность диаметров игл в одном подшипнике не должна превышать 0,004 мм. Надеть стаканы с иглами на шипы крестовины и запрессовать в отверстия вилки усилием 800 кгс. Установить упорные кольца в проточках вилки, следя по меткам за правильностью установки. Нельзя менять местами упорные кольца разной толщины.
В случае замены деталей кардана необходимо обеспечить осевой зазор у крестовины в пределах 0,01—0,04 мм. Для этого установить упорное кольцо толщиной 1,56 мм. При запрессовке подшипников, когда крестовина упирается в стакан (в этом случае зазоров нет), мерным щупом определить расстояние между стаканом подшипника и торцом кольцевой канавки. Щуп имеет четыре лепестка А, Б, В и Г разной толщины (1,53; 1,56; 1,59 и 1,62 мм). В зависимости от замеренного расстояния с учетом необходимого осевого зазора вставить упорное кольцо соответствующей толщины. Например, если проходит лепесток толщиной 1,56 мм, то кольцо следует установить толщиной 1,53 мм. Цвет покрытия зависит от толщины кольца: кольцо толщиной 1,50 мм имеет естественный цвет, 1,53 — темно-коричневый, 1,56 — синий, 1,59 — черный и 1,62— желтый. Если мерный щуп наименьшей толщины (1,53 мм) не входит в канавку, то кольцо 2 заменить другим, толщиной 1,50 мм. Если мерный щуп наибольшей толщины (1,62 мм) входит в канавку с зазором, то кольцо 2 заменить другим, толщиной 1,62 мм. Установив упорные кольца, ударить по подшипникам молотком с пластмассовым бойком.
—
Карданная передача состоит из одного или нескольких валов и карданных шарниров и служит для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых не совпадают и могут изменять свое положение.
Карданная передача на автомобиле «Москвич» состоит из двух карданных шарниров и трубчатого карданного вала.
Рис. 8. Карданная передача автомобиля «Москвич»:
1 — удлинитель картера коробки передач; 2 — ведомый вал коробки передач: 3, 6 — грязеотражатели; 4, 5 — резиновые сальники; 7 — скользящая вилка; 8 — балансировочная пластина; 9 — трубчатый карданный вал; 10 — вилка простого кардана; 11 — вилка с фланцем; 12 — соединительный болт; 13 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 14 — пружинная шайба; 15 — гайка; 16 — картер главной передачи; 17 — предохранительный клапан крестовины кардана
Передний карданный шарнир универсальный, обеспечивает продольное перемещение карданного вала за счет шлицевого соединения вилки с вторичным валом коробки передач, что необходимо при изменении угла наклона карданного вала. На автомобиле ВАЗ карданную передачу образуют передний и задний карданные валы, промежуточная опора и три карданных шарнира, из которых передний представляет собой упругую муфту. Промежуточная опора заднего конца переднего вала упругая, с шариковым подшипником, крепится к поперечине кузова. Средний карданный шарнир универсальный. На автомобиле ЗАЗ в связи с задним расположением двигателя карданная передача отсутствует.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Карданная передача автомобиля ВАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы