Карданный вал трансмиссии предназначен для передачи мощности от двигателя к согласующему редуктору гидромеханической передачи.
Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А (рис. 83) состоит из эластичного сочленения, кардана и шлицевого соединения. Резиновые втулки эластичного сочленения соединены между собой попарно при помощи обойм и болтов с гайками и шплинтами. Всего таких пар четыре. Возможна также установка валов с пятью парами. Одна из втулок каждой пары при помощи распорной втулки и болта с гайкой, шайбами и шплинтом соединена с фланцем крепления кардана, а вторая — с передним скользящим фланцем. Фланец в свою очередь крепится к маховику двигателя при помощи болтов, зашплинтованных проволочными шплинтами. Обоймы с резиновыми втулками расположены таким образом, что при передаче крутящего момента от двигателя к гидромеханической передаче они работают на разрыв. Центрирующий палец, приваренный к фланцу, обеспечивает соосность фланцев.
Кардан состоит из фланец-вилок, крестовины с предохранительным клапаном и игольчатого подшипника с сальником. Подшипники закреплены в проушинах фланец-вилок таким же образом, как и подшипники карданного вала заднего моста. Смазываются подшипники маслом через масленку.
Игольчатые подшипники и сальники карданного вала трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А по конструкции одинаковы с Подшипниками и сальниками карданного вала заднего моста. Отличие заключается в размерах. Кроме тогог отсутствуют резиновое уплотнительное и бронзовое упорное кольца.
Шлицевое соединение состоит из переднего и заднего скользящих фланцев. Оно компенсирует осевые перемещения гидромеханической передачи относительно двигателя. Уплотнение, состоящее из обоймы, войлочного кольца и стального кольца, предохраняет шлицевое соединение от попадания в него грязи. Масленка служит для смазки шлицевого соединения.
Рис. 83. Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А:
1 — фланец крепления кардана; 2 — обойма; 3 ~ резиновая втулка; 4 — масленка; 5 — передний скользящий фланец; 6 — обойма уплотнения; 7 — задний скользящий фланец; 8 — фланец-вилка; 9 — предохранительный клапан; 10 — крестовина; 11 — фланец согласующего редуктора; 12 — сальник; 13 — игольчатый подшипник; 14 — крышка подшипника; 15 — стопорная пластина; 16 — кольцо; 17 — войлочное кольцо; 18 —- распорная втулка; 19 — маховик двигателя
Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-540 отличается от описанного выше большей длиной (большей длины скользящие фланцы), конструкцией фланца крепления карданного вала и конструкцией центрирующего пальца.
Фланец крепления карданного вала трансмиссии автомобиля БелАЗ-540 имеет метки для регулировки клапанного механизма двигателя. В связи с этим фланец крепится к маховику двигателя в строго определенном положении. Это необходимо учитывать при снятии и установке фланца на двигатель. Перед снятием фланца необходимо нанести на нем метку против треугольного выступа крышки, а при установке фланца — совместить метку с выступом.
Рис. 84. Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-548А:
1— фланец крепления карданного вала с центрирующим пальцем; 2 — обойма; 3 — резиновая втулка; 4 — масленка; 5 — скользящий фланец; 6 — обойма уплотнения; 7 — вал; 8 — предохранительный клапан; 9 — крестовина; 10 — фланец-вилка; 11 — фланец согласующего редуктора; 12 — игольчатый подшипник; 13 — крышка; 14 — стопорная пластина; 15 — сальник; 16 — кольцо; 17 — войлочное кольцо; 18 — распорная втулка; 19 — маховик
Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ-548А (рис. 84) в отличие от карданного вала трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А не имеет заднего скользящего фланца, а вместо него установлен сварной вал. Передний скользящий фланец взаимозаменяем с фланцем автомобиля БелАЗ-540, а все остальные детали — с деталями автомобиля БелАЗ-540А.
Для обеспечения надежной и длительной работы карданного вала трансмиссии гидромеханическая передача центрируется с двигателем. Непараллельность осей коленчатого вала двигателя и ведущего вала согласующего редуктора допускается 0,5 мм на 100 мм длины, а несоосность — 1,5 мм. Совмещение осей достигается изменением числа прокладок, установленных на амортизаторах и между кронштейнами и картером гидромеханической передачи (см. рис. 58).
Центрирование гидромеханической передачи с двигателем производится при помощи специального приспособления (рис. 85). При этом снимаются кардан и задний скользящий фланец (на автомобиле БелАЗ-548А — весь карданный вал), а вместо них устанавливается приспособление. На автомобиле БелАЗ-540 переходник заходит на цилиндрический выступ центрирующего пальца, а болт служит для снятия переходника с пальца.
Рис. 85. Центрирование гидромеханической передачи с двигателем:
1 — болт; 2, 4 и 5 — переходники; 3 — контрольный фланец;
I — на автомобиле БелАЗ-540; II — на автомобиле БелАЗ-540А; III — на автомобиле БелАЗ-548А
На автомобиле БелАЗ-540А болт вворачивается в резьбовое отверстие центрирующего пальца и служит для плотного прижатия переходника к торцу центрирующего пальца.
Центрирование гидромеханической передачи с двигателем проверяют при каждом снятии карданного вала трансмиссии, двигателя или гидромеханической передачи, а также в случае обнаружения ненормальной работы карданного вала.
Карданный вал трансмиссии автомобиля-тягача БелАЗ-531 подобен карданному валу заднего моста и отличается от него размерами деталей. Крестовины, подшипники и детали крепления их взаимозаменяемы с такими же деталями карданного вала трансмиссии автомобиля БелАЗ-540А. К маховику двигателя карданный вал трансмиссии автомобиля-тягача крепится при помощи переходного фланца. Все болты крепления карданных валов трансмиссии шплинтуются проволочными шплинтами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Карданный вал трансмиссии автомобиля БелАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы