Автомобильные дороги
Автомобильные дороги обычно являются путями сообщения общего пользования. До конца XVIII в. большинство нынешних автомобильных дорог относилось к категории улучшенных естественных, появившихся в древние времена. Дороги, созданные нашими предшественниками, представляли из себя пешеходные, вьючные и, наконец, шоссе, предусмотрительно приподнятые над окружающей территорией для создания преимуществ над разбойниками и другими преступниками. Некоторые основывались на римских дорогах, проложенных во времена Римской империи (43—410 гг. н. э.). Другие были сооружены в период великого дорожного строительства (1760—1836 гг.), когда дорожный транспорт в Великобритании резко развивался. Вследствие этого древнего происхождения нынешних автомобильных дорог они были «свободными», т. е. за пользование ими не взималась никакая плата. Некоторые автодорожные тоннели, мосты и автомагистрали были сооружены за счет пошлин. Постоянно обсуждается вопрос обложения пошлинами пользователя путями сообщения в переполненных центрах городов. Но свободный доступ является одной из главных характеристик обычных автомобильных дорог в настоящее время.
Второй характеристикой автомобильных дорог является универсальность дорожной сети, которая обеспечивает доступность всех пунктов и создает связи между всеми другими видами транспорта. Другие специализированные пути сообщения начинаются и оканчиваются в некоторых терминалах, а автомобильные дороги используются для связи этих терминалов на следующем этапе перевозок или при доставке грузов и пассажиров непосредственно к месту назначения. Существуют, конечно, места, недоступные для автомобильного транспорта, и приходится использовать вертолеты, самолеты, или транспортные средства воздушной подушке, но это сравнительно редкие случаи в тактике доставки грузов и пассажиров. Универсальность автодорожной сети является огромным достоинством этого вида путей сообщения. Оно обеспечивает возможность доставки «от двери до двери» большинства видов грузов, принадлежащих деловым фирмам и частным лицам в развитых странах. Эта доставка «от двери до двери» также находится под контролем предприятий, использующих находящийся на «собственном балансе» автомобильный парк. Они могут управлять использованием собственно автомобилей и перемещением своих грузов, а с помощью электронных средств типа радиосвязи с водителем могут осуществлять полный контроль за автомобилями в течение всего рабочего дня.
Автомобильные «пути сообщения» являются маневренными. Под этим понимается, что каждый автомобиль работает независимо от других автомобилей. Остановка одного не влияет на другие, которые быстро объезжают остановившийся автомобиль или отклоняются на параллельные маршруты. Для выбора оптимальных маршрутов движения отдельных автомобилей можно применить ЭВМ. Препятствия, разливы рек и оползни можно миновать. Маневренность обеспечивает также возможность пропуска многих типов автомобилей.
Автомобилестроители создают подвижной состав для выполнения самых разнообразных перевозок. Многие из автомобилей специализированы для перевозки отдельных видов грузов (молоковозы, цементовозы, нефтепродуктовозы и т. п.), и, если потребности в таком подвижном составе устойчивые, это не является недостатком.
Автомобильные дороги надежны и требуют регулярного умеренного текущего содержания. В настоящее время они имеют прочную конструкцию, обычно из бетона, но часто — из щебня, обработанного битумом, выпуклой формы, облегчающей скатывание воды с проезжей части. Обычно их содержат и ремонтируют местные власти, которым вменена в обязанность забота об автомобильных дорогах, но плата за ремонт, освещение и т. п. может не предусматриваться местным бюджетом, а финансироваться из государственного.
Наконец, характеристикой современных автомобильных дорог является степень их заполнения. При большом числе пользователей, каждый из которых следует по своему собственному марш-РУТУ и не подчиняется управлению, между потребностями в пространстве проезжей части дороги и возможностями возникают рассогласования, особенно в часы «пик». В это время невозможно обеспечить достаточное дорожное «пространство». Помощь могут оказать одностороннее движение, ограничение остановок и стоянок, эстакады, дорожная сигнализация и объездные магистрали, повышающие пропускную способность и размеры движения по каждой автомобильной дороге.
На автомобильных дорогах не предусматривается специальная система управления движением, кроме обычной деятельности полиции по выявлению водителей, нарушающих правила дорожного движения. Каждый водитель несет ответственность за движение своего автомобиля и должен действовать в рамках положений, большинство которых содержится в автодорожном кодексе. Этот кодекс обычно содержит много рекомендаций, которые хотя и не имеют силы законов, призваны повышать или предупреждать случаи, которые раньше были прерогативой судов. На загруженных перекрестках применяют световую сигнализацию. Электронные всеобъемлющие пульты для выбора маршрута пропуска потоков отсутствуют. Несомненно, что такие системы управления будут разработаны. В Саутгемптоне имеется система отображения плотности потоков на общем пульте, позволяющая оператору принимать рациональные решения.
Железные дороги
Железные дороги состоят из двух параллельных металлических полос, образующих гладкую прочную поверхность. В настоящее время рельсы изготавливают из стали, а раньше они были из дерева, затем — чугунные. Создаваемая таким образом поверхность обеспечивает малое сопротивление движению, особенно на горизонтальных площадках. Поэтому имеется возможность перемещать очень большие массы, используя сравнительно небольшие тяговые усилия. В процессе строительства железных дорог возникает много инженерных проблем, поскольку важно, чтобы при преодолении топографических препятствий уклоны были минимальны.
Для преодоления топографических препятствий применяют мосты, виадуки и тоннели, строительная стоимость которых велика.
При крутых уклонах возможны другие технические решения:
а) зубчатые железные дороги, имеющие стальные зубчатые рейки (зубья), уложенные между рельсами, и зубчатые колеса на двигателе, входящие в зацепление с зубчатыми рейками;
б) канатные дороги, в которых тросы, расположенные между рельсами, втаскивают вагоны на очень крутых участках пути. Кроме путей, должны быть предусмотрены станции, устройства сигнализации и другое оборудование, требующие расходов по текущему содержанию. В итоге капитальные вложения оказываются высокими.
Большинство железных дорог было построено предпринимателями на свой страх и риск. Будучи построены, они стали частными и предназначались для использования только владельцами. В Великобритании парламент ввел в первый Закон о железных дорогах требования, чтобы железные дороги были доступны для всех пользователей, которые должны были иметь право пропускать свои поезда по ним. Эта практика по соображениям безопасности была отклонена, и эксплуатация железной дороги обеспечивалась собственником линии. По многим соображениям железные дороги в большинстве стран обычно выступают рационализированные предприятия. Во всяком случае, грузовладелец не имеет возможности контролировать продвижение своих грузов и должен полагаться на железную дорогу в вопросах обеспечения рационального их продвижения. Это отсутствие возможности контролировать продвижение своих грузов является одним из главных недостатков железнодорожного транспорта. В странах Европейского континента это компенсируется высокой скоростью при перевозках на дальние расстояния. При дальности 330 км достоинства железнодорожного транспорта (высокая скорость и низкие трудозатраты) превосходят недостатки, связанные с задержками на терминалах, которые находятся вне сферы воздействия грузовладельца. При дальности менее 330 км эти достоинства могут быть реализованы только при очень эффективной работе терминалов, как это имеет место в системе Фрейтлайнер. Поэтому массовые перевозки грузов на средние и дальние расстояния лучше всего выполнять по железным дорогам, которые хорошо приспособлены для перевозок больших количеств пассажиров и грузов. Этим объясняется целесообразность концентрации железнодорожных перевозок на малом числе магистральных линий с высокой интенсивностью движения.
С эксплуатационной точки зрения по железной дороге, в силу ее высокой провозной способности, целесообразно выполнять очень большие пригородные перевозки на относительно короткие расстояния. К сожалению, это может оказаться нецелесообразным экономически из-за недоиспользования обслуживающего персонала и устройств вне пиковых периодов.
Железные дороги относятся к неманевренным видам транспорта, так как любой перерыв движения на этом специализированном пути сообщения задерживает все следующие транспортные средства. При высокой густоте транспортной сети можно пропустить поезда в обход препятствия, но любой затор на магистральной линии может стать причиной задержек пассажиров и грузов. В современных условиях железные дороги не обеспечивают перевозки «от двери до двери», за исключением чрезвычайно крупных промышленных предприятий. Построенные в прошлом частные подъездные пути сегодня менее полезны, гак как промышленные предприятия изменили местоположение, и только очень крупные предприятия в автомобильной, нефтехимической и других подобных отраслях промышленности могут позволить себе по экономическим соображениям иметь собственные подъездные пути.
Другой особенностью современных железнодорожных систем ^ в-тяется уменьшение числа станций. «Медленные поезда» вообще Экономичны и с целью повышения экономичности эксплуа-2* тационной работы, а также для удобства пассажиров и клиентуры в жертву приносят местные станции. Концентрируя погрузку и выгрузку на меньшем числе крупных станций, железные дороги повышают экономичность крупномасштабных операций и усиливают степень эксплуатации постоянных устройств.
Речные пути сообщения
К речным путям обычно относят улучшенные естественные водные пути сообщения или искусственные пути сообщения. Их достоинство — это способность судна перемещаться под воздействием небольшой удельной тяги. Это делает данный вид транспорта экономичным, но сравнительно тихоходным. И хотя вода сама по себе не требует текущих эксплуатационных затрат, в состав рассматриваемого вида транспорта могут входить искусственные плотины, шлюзы и другие устройства, которые требуют защиты, ухода и обслуживания. На высокозагруженных водных путях сообщения могут потребоваться радиолокационные средства контроля, речная полиция и лоцманская служба. На сети основных рек и каналов могут плавать баржи грузоподъемностью до 3000 т для перевозки руды, угля, продукции чугунолитейной и сталелитейной промышленности, химических веществ и лесоматериалов. Такие грузы обычно несрочные, так что тихоходность в данном случае не является недостатком. За последнее время, с созданием лихтеровозов эффективность внутренних водных путей резко возросла. Одной из особенностей современного речного транспорта являются преимущества в отношении защиты окружающей среды. Если речные пути сообщения соединяют внутренние районы страны с морем, порт в устье реки обычно является крупным городом страны со сложной дорожной структурой. Баржи, доставленные лихтеровозом к эстуарию, уменьшают степень загрузки порта, перевозя грузы внутрь порта, на самую удаленную часть акватории, где их можно перегрузить на железнодорожный или автомобильный транспорт для перевозки в районы, находящиеся выше судоходной части рек. Чрезвычайно густая сеть водных путей из рек и каналов создана в Европе, позволяя перевозить грузы внутренним водным транспортом от Средиземного моря к Рейну и Северному морю. Планируемое развитие внутренних водных путей вскоре позволит осуществлять перевозки по всей Европе и Азии.
Морские пути сообщения
Море является наилучшим из всех путей сообщения. Для связи континентов между собой эксплуатируется множество морских маршрутов, обеспечивающих доставку пассажиров и грузов во многие страны мира, в том числе в глубинные районы этих в пределах эстуария. Масштабы морских перевозок позволяют повысить скорость плавания по сравнению с внутренними одными путями. Образующиеся при плавании морских судов высокими скоростями волны рассеиваются на больших водных пространствах морей и океанов. Морские суда могут быть очень крупными, что полностью используется в современных условиях при массовых перевозках грузов (см. стр. 180). Для пассажиров размеры судна создают хорошие условия для отдыха, но низкая скорость ведет к потере части пассажиров, следующих по деловым и другим причинам и предпочитающих воздушный транспорт. Это не относится к круизным рейсам, когда судно может сочетать достоинства зарубежной поездки с проведением отпуска дома. Судно может принадлежать своей стране, команда может говорить на родном языке пассажиров, подавать привычную пишу. И одновременно можно посетить экзотические места с непривычно звучащими названиями.
Воздушные пути сообщения
Подобно морям, воздушное пространство представляет собой пути сообщения, которые не требуют никакой искусственной подготовки, затрат на обслуживание и других, связанных с частной собственностью. Оно более универсально, чем океаны, поскольку все части мира одинаково доступны. Не случайно, что такие крупные континентальные державы, как США, СССР и КНР, стали великими именно в век авиации. Кроме мест взлета и посадки, воздушный транспорт совершенно независим от местности. Топографические препятствия любой страны преодолеваются очень высоко в полете. Только одна-две крупных горных системы (Скалистые горы и Анды в Америке и Гималаи в Азии) представляют препятствие для некоторых полетов, но и это используется как преимущество в барической навигации, когда пилот стремится лететь в восходящих потоках, образующихся в горных районах.
Главной особенностью воздушного транспорта является скорость. Самолеты движутся по «наискорейшим» маршрутам. Это не обязательно прямые линии. Учитывается атмосферное Давление, которое меняется ежедневно. Кратковременность и безопасность полета обеспечиваются дорогостоящей техникой и высоким качеством обслуживания. Затраты могут быть очень значительны, но частота полетов и максимальное использование воздушной техники позволяют удержать тарифы на низком уровне.
Другой основной особенностью является упомянутая независимость от топографических условий, а также тыловой инфраструктуры. Уже открыто много мест, которые прежде были недоступны для коммерческой и туристской деятельности. Катманду стал так же доступен, как Бомбей, а один торговец продал эскимосам холодильники для замораживания озера с целью превращения его в круглогодичную взлетно-посадочную дорожку. Высокая грузоподъемность дирижабля открывает для него большие перспективы в освоении труднодоступных районов при минимальных начально-конечных затратах.
При оценке воздушного транспорта была разработана концепция «наименьших общих затрат». Она предполагает, что грузовой или пассажирский тариф, который обычно выше, чем па других видах транспорта, должен компенсироваться достигаемыми преимуществами. Примерами- являются эффективное использование рабочего времени, когда руководители высшего ранга пользуются самолетом вместо плавания по морю, и производственные выгоды, когда станочное оборудование, доставленное воздушным транспортом, уже установлено, работает и дает продукцию, а при перевозке морским транспортом все еще находилось бы в пути. Несмотря на то, что авиационные тарифы почти всегда выше, существуют грузы, которые с учетом объявленной ценности следовало бы перевозить морским транспортом, но которые доставляют по воздуху. Это в том числе случаи пассажирских перевозок, когда при использовании морского транспорта требовались бы сутки или даже недели (с учетом затрат на питание, обслуживание, развлечения и т. п. в течение более длительного времени, повышающих общие затраты на морские перевозки). Воздушный транспорт маневренный, поскольку каждый рейс уникален и не влияет на другие рейсы. Наконец, большинство рейсов международные по своей природе и требуют международного взаимодействия и соглашений для обеспечения непрерывности полета.
Трубопроводный транспорт
Трубопровод является уникальным видом транспорта. Из всех четырех элементов каждого вида транспорта — путь, транспортные средства, силовые установки и пункт назначения — три совмещены. Путь, т. е. трубопровод, является также транспортным средством и включает в себя расположенные с определенным интервалом тяговые средства (насосные станции). Только пункт назначения, например нефтеналивное предприятие, отдельный.
«Путь» в случае трубопроводного транспорта является абсолютно искусственным, сооружен обычно частным предпринимателем для своих собственных конкретных целей. Самыми общими примерами в настоящее время являются трубопроводы для передачи сырой нефти и природного газа, принадлежащие нефтяным и газовым компаниям и эксплуатируемые ими. Капитальные вложения высокие, требуется отвод земель или разрение пересечения земель, принадлежащих частным лицам, разработка траншей глубиной до 1 м, укладка в них труб, в зависимости от конкретных условий. Особые трудности возникают при пересечении районов с ущельями, оврагами и другими естественными препятствиями, а также районов подземных горных выработок, сопровождающихся присадками земной поверхности. Трубопровод не обладает маневренностью по двум показателям — по направлению перекачки и по назначению. Невозможно без большого труда изменить направление перекачки продукта, который больше не нужен с данном месте. Поэтому, прежде чем сооружать трубопровод, необходимо иметь уверенность, что потребности в данном продукте в данном пункте достаточно длительные. По назначению трубопроводы не обладают маневренностью, поскольку перекачиваемые продукты могут варьироваться только в определенных пределах. Не составляет особого труда вместо перекачки бензина для обычных двигателей перейти на перекачку авиационного бензина или парафинового нефтепродукта. Но нельзя использовать такие трубопроводы для перекачки пива или молока. При сооружении трубопровода частным предпринимателем для своих особых целей это не является серьезным недостатком.
Непрерывный трубопроводный транспорт после постройки заменяет водный, железнодорожный или автомобильный транспорт и работает круглые сутки с высокой скоростью. На коротких расстояниях трубопроводный транспорт характеризуется высокой конкурентоспособностью с другими видами транспорта, особенно при возможности полного использования трубопровода круглосуточно. Но он не может конкурировать при перевозках на дальние расстояния морским транспортом в очень больших емкостях. Конкурентоспособность трубопроводного транспорта сохраняется при перевозках наземными видами транспорта, когда принимаются во внимание такие внешние факторы, как снижение транспортных заторов, или при наличии климатических условий, неблагоприятных для других сухопутных видов транспорта.
В нормальных условиях трубопроводный транспорт является высокоэффективным средством надежной доставки грузов, по при пересечении нескольких стран трубопровод подвержен опасности перекрытия по политическим причинам или в результате саботажа диссидентских элементов. Большинство трубопроводов также подвержено протечкам. На трубопроводе много стыков и сварных швов. Под действием высокого внешнего и внутреннего давления слабые места проявляются очень быстро.
Сложную проблему представляют коррозия и наличие анаэробных бактерий, которые могут играть главную роль в Развитии определенных видов коррозии. Поэтому вместо джута хлопка, являющихся пищей для этих бактерий, для уплотнения применяют стекловолокно и асбест. Сильную коррозию вызывают блуждающие электрические токи между трубопроводами. Но она возникает только под воздействием положительного тока. Поэтому почти все трубопроводы в настоящее время защищают катодным напряжением, т. е. с некоторым интервалом к трубопроводу прикладывают отрицательный потенциал порядка 1 В. Под воздействием отрицательного потенциала коррозия из-за электрического тока не возникает. Дополнительным достоинством катодной защиты является утечка этого тока в землю, что можно обнаружить и что указывает на нарушения изоляции трубопровода (камнями, которые продавили изоляцию, или обвалами, которые вызвали чрезмерное давление в отдельных местах трубы). Такие нарушения являются главными причинами развития ржавчины в увлажненных местах трубы, где нарушена нефтебитумная изоляция. Профилактические работы на таких участках трубы защищают ее от ржавчины и обеспечивают надежную работу трубопровода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристики различных путей сообщения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы