Ходовые колеса кранов, работающих на рельсовых путях, и их грузовых тележек различают по форме обода колеса и по числу реборд (боковых выступов). По форме обода колеса подразделяются на цилиндрические и конические, по числу реборд — на одноребордные, двухребордные и безре-бордные.
Колеса, соединенные с механизмом передвижения крана или тележки, называются приводными, остальные — ведомыми. Приводными обычно выполняется половина всех колес крана.
Колеса с коническим ободом находят применение в кранах, передвигающихся по криволинейным участкам пути, а также в качестве ведущих колес мостовых кранов с центральным приводом. В этом случае следует применять подкрановые рельсы типа КР и Р, имеющие скругленную головку. При применении колес с коническим ободом уменьшается сопротивление передвижению мостового крана по рельсовым путям, легче происходит выравнивание возникающих перекосов крана. Уклон конической ходовой поверхности колеса принимается равным 1 : 20.
Ширина поверхности катания двухре-бордного колеса крана принимается более ширины головки рельса на 30—40 мм, а для колес крановых тележек — на 1Е—20 мм, чем обеспечивается нормальная проходимость кранов и их тележек при недостаточно точно уложенных рельсах. Диаметры и другие основные размеры крановых колес принимаются по ГОСТ 3569—60. Конструкция колес не стандартизирована.
Для уменьшения износа реборд колес вследствие перекосов крана, а также для предотвращения проскальзывания разница в диаметрах колес должна быть минимальной (см. 3—9). Крановые колеса устанавливаются на подшипниках качения (шариковых или роликовых), на неподвижной оси или на валах, размещенных в буксах, прикрепленных болтами к конструкции опорных узлов крана.
При наличии на кране восьми и более колес они могут быть попарно или более собраны в тележку, шарнирно присоединяемую к ходовой раме или другой опорной конструкции крана для равномерного распределения нагрузки по всем колесам.
В зависимости от типа крана, ширины колеи пути и расположения пути применяются одноребордные и двухребордные колеса. Одноребордные колеса разрешается применять только в следующих случаях:
а) если ширина колеи пути наземных кранов не превышает 4 м и обе нитки пути лежат на одном уровне (портальные и железнодорожные краны). Колеса башенных кранов должны быть двухребордными независимо от ширины колеи;
б) если наземные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при соблюдении условия, чтобы расположение реборд колес на одном рельсе было противоположным расположению реборд колес на другом рельсе. Сдвоенные рельсы применяются для путей мостовых перегружателей для уменьшения нагрузки на рельс;
в) у опорных и подвесных грузовых тележек кранов мостового типа;
г) у подвесных тележек, передвигающихся по однорельсовому пути.
При одноребордных колесах у опорных кранов ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.
Применение безребордных колес допускается на мостовых кранах и передвижных консольных при наличии устройств, исключающих сход колес с рельсов. Такими устройствами являются боковые направляющие ролики, устанавливаемые с двух сторон балансирной крановой тележки на специальных приливах корпуса тележки. Эти ролики, смонтированные на подшипниках качения, выполняют ту же роль, что и реборда, но с меньшей потерей на трение.
Колеса изготовляются штампованными или литыми из стали марок 65Г и 75 по ГОСТ 1050—60 или марки 65Л по ГОСТ 6362—59. В качестве термической обработки применяется сорбитизация обода ходо-
вых колес диаметром свыше 600 мм до твердости дорожек катания и реборд в пределах 300—350 НВ с плавным переходом к незакаленному слою на глубину до 30 мм, а также объемная закалка колес диаметром до 600 мм до твердости 280—350 НВ. Нагрев ходовых колес производится в печи с выдвижным подом, сорбитизация — на специальной установке.
По данным Макеевского завода им. С. М. Кирова, сорбитизация крановых колес, изготовленных из сталей марок 65Г и 65Л, позволила увеличить стойкость и уменьшить расход колес почти в три раза. Изношенные ходовые колеса могут восстанавливаться электродуговой наплавкой наплавочной проволокой ПН-ЗОХГСА аппаратами А-384. Изношенные колеса подвергаются 3—5-кратному восстановлению.
При замене ходовых колес мостовых кранов необходимо поднять концевую балку на определенную высоту (20—30 мм) с помощью винтовых или гидравлических домкратов. Последние требуют меньше времени для выполнения работы и меньших физических затрат. Необходимое усилие в домкрате создается от насоса с ручным пли электрическим приводом.
Для обеспечения удобного и безопасного выполнения работ по осмотру и смене ходовых колес мостовых кранов, при проектировании их установки следует предусматривать площадки, расположенные на уровне рельса кранового пути в пределах ремонтного загона.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Ходовые колеса и катки крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы