Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Транспортное строительство

Публикация:
   Классификация экскаваторов, рабочие процессы и основные параметры

Читать далее:




Классификация экскаваторов, рабочие процессы и основные параметры

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания грунта и перемещения его в транспортные средства или отвал, и которые по виду рабочего оборудования подразделяются на одноковшовые и многоковшовые.

В отличие от землеройно-транспортных машин, копающих грунт только при движении машины, экскаваторы могут выполнять эту операцию стоя на месте движением рабочего органа, а перемещается машина только после выработки грунта в зоне ее действия.

Транспортирующие способности большинства моделей экскаваторов невелики (15—30 м по горизонтали и 6—15 м по вертикали), поэтому грунт грузится в основном в транспортные средства. Исключение составляют только мощные экскаваторы, применяемые на открытых горных работах, дальность транспортирования у которых достигает 250 м.

Рабочий процесс экскаватора состоит из следующих операций: копание грунта, перемещение грунта к месту выгрузки, выгрузка грунта и возвращение рабочего органа в забой.

Указанные операции могут выполняться в определенной последовательности (машины циклического действия) и одновременно (машины непрерывного действия).

К первым относятся одноковшовые экскаваторы, ко вторым — многоковшовые, скребковые и фрезерные.

Одноковшовые экскаваторы характеризуются большим различием устройства и основных параметров. Масса машин колеблется в пределах от 1,5 до 15 000 т, емкость ковша— от 0,05 до 200 м3, производительность — от 5 до 6000—9000 м3/ч и установленная мощность — от 4 до 30 000 кВт.

Возможность изменять усилия, скорости и траекторию движения ковша делают эти машины наиболее универсальными и позволяют использовать для их выполнения различного вида работ и разработки грунтов любой крепости (скальные грунты предварительно разрыхляют взрывом).

По назначению одноковшовые экскаваторы подразделяют на следующие основные группы.
1. Строительные экскаваторы для строительных и строительно-карьерных работ: малой мощности (емкость ковша 0,05—1,75 м3, масса 1,5—70 т), средней мощности (емкость ковша 2—3 м3, масса 60—80 т), большой мощности (емкость ковша до 6 м3; масса 125—250 т).
2. Карьерные экскаваторы средней и большой мощности (емкость ковша 2—30 м3, масса 80— 1100 т).
3. Вскрышные экскаваторы-лопаты большой мощности (емкость ковша 6—200 м3, масса 600—15 000 т).
4. Шагающие драглайны средней и большой мощности (емкость ковша 2—200 м3, масса 100—15 000 т).
5. Тоннельные и шахтные лопаты и погрузчики с укороченным рабочим оборудованием (емкость ковша 0,7—1,2 м3, масса 18—150 т).

В зависимости от вида выполняемых работ экскаваторы оснащаются соответствующим рабочим оборудованием.

Экскаваторы, имеющие не менее четырех видов сменного рабочего оборудования, называют универсальными, имеющие одно рабочее оборудование — специальными.

К универсальным относятся строительные экскаваторы малой и средней мощности, имеющие до 50 видов сменного рабочего оборудования, основными из которых являются: прямая лопата (рис. 1, а), обратная лопата (рис. 1, б) драглайн (рис. 1, в) кран (рис. 1, г) и грейфер (рис. 1, д)

Применяются также струг (рис. 1, е), скребок (рис. 1, ж), засыпатель (рис. 1, з), корчеватель (рис. 1, и), копер (рис. 1, к), планировщик откосов (рис. 1, л), погрузчик (рис. 1, м), уплотнитель откосов (рис. 1, н) и другое сменное оборудование.

Строительно-карьерные и карьерные экскаваторы, имеющие 2—3 вида рабочего оборудования, называют иногда полууниверсальными. Специальными являются экскаваторы 3—5 групп.

Рабочее оборудование может быть сконструированно с канатной, жесткой и телескопической подвесками. В первых рабочий орган приводится в движение канатами, на которых он подвешен, у вторых элементы рабочего оборудования соединяются между собой шарнирно и приводятся в движение гидроцилиндрами (шарнирно-рычажное оборудование), а в телескопическом оборудовании выдвижение и втягивание стрелы являются рабочим движением.

В строительных экскаваторах наряду с групповым приводом механизмов от двигателя внутреннего сгорания или электродвигателя все шире применяются многомоторный дизель-электрический и гидравлический приводы.

Экскаваторы 2—5 групп оборудуются обычно многомоторным электрическим приводом.

Большинство экскаваторов гусеничные. Пневмоколесный ход используется только на строительных экскаваторах малой мощности, а шагающий — на мощных драглайнах.

Система управления рабочими органами может быть любой из рассмотренных ранее.

В настоящей главе рассматривается устройство экскаваторов малой мощности, Наиболее широко используемых в транспортном строительстве.

Для восьми размерных групп универсальных одноковшовых экскаваторов (ЭО), основные параметры которых определены ГОСТ 9693—67, введена в 1968 г. новая индексация, в которой указана минимальная емкость ковша для грунтов IV категории и приведены сведения о ходовом оборудовании, подвеске рабочего органа и т. д.

Рис. 1. Схемы рабочего оборудования экскаваторов: а — прямая лопата; б — обратная лопата; в — драглайн; г — кран; д — грейфер; в — струг; ж — скребок; з — засыпатель; и — корчеватель; к — копер; л — планировщик откосов; м — погрузчик; н — уплотнитель откосов

Первая цифра после индекса ЭО обозначает размерную группу, вторая — тип ходового устройства, третья — конструктивное исполнение рабочего органа, четвертая — порядковый номер модели данного типа и исполнения.

Ходовое устройство

1 — Г (гусеничное с минимально допустимой поверхностью гусениц);
2 — ГУ (гусеничное с увеличенной поверхностью гусениц);
3 — П (пневмоколесное);
4 — СШ (специальное шасси автомобильного типа);
5 — А (шасси грузового автомобиля);
6 — Тр (трактор);
7 — ПР (прицепное);
8 и 9 — резерв.

Конструктивное исполнение рабочего оборудования
1 — с канатной подвеской;
2 — с жесткой подвеской;
3 — телескопическое;
4 и 5 — резерв.

Кроме того, используются дополнительные буквенные обозначения порядковой модернизации данной машины (А, Б, В) и ее климатического исполнения: С — для северных, Т — для тропических и ТВ — для влажных тропических условий работы.

Так, например, индекс ЭО-4121С обозначает, что одноковшовый экскаватор с ковшом емкостью 0,65 м3 на гусеничном ходу с минимально допустимой поверхностью гусениц с жесткой подвеской рабочего органа первой модели предназначен для работы в северных условиях.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Классификация экскаваторов, рабочие процессы и основные параметры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства